Князь Владимир. Приглашаю в Ледовый. Часть 1
Написано много отзывов и обзоров, писали зрители, поклонники, корреспонденты СМИ. В потоке восторгов и изумления кофейные ложечки дёгтя всё-таки присутствовали. Но недовольство критиков было нелепым. Взгляд художника на очень далёкое событие не может быть абсолютно достоверным, этно-опера — не оригинал летописи, действующие лица — наши современники, они воплощали на сцене замысел режиссёра, который, в свою очередь, следовал либретто.
Можем ли мы, люди 21-го века, понимать и осуждать поступки наших предков? Машину времени пока не придумали, поэтому приходится полагаться только на собственное воображение и вИдение автора. Сохранившиеся письменные памятники того времени принадлежат другим народам, их сухой текст только упоминает далёких русов. Понятно, что воссоздать события тысячелетней давности было сложной и трудоёмкой задачей Игоря Матвиенко. Но он справился, и мы стали свидетелями.
Я принимаю «Князя Владимира» как состоявшийся факт. Желающих покритиковать несомненное и уже случившееся не воспринимаю адекватными людьми. Испытываю огромную благодарность Игорю Матвиенко, что он посвятил много лет осмыслению одного из самых значимых событий в истории наших предков. Маэстро подарил нам свою картину Крещения Руси в этно-опере «Князь Владимир». Максимально приближенную к описаниям летописцев и запечатлённую в опере талантом создателей и исполнителей.
Я хочу в тексте передать своим читателям увиденное на сцене Ледового, постараюсь быть предельно точной. Могу пропустить некоторые слова (их не смогла расслышать). Итак, воспроизвожу перед вами 25 минут действа на сцене.
Начало
Свет потух. Десять тысяч зрителей замерли в ожидании. Тёмный занавес ожил, сверху побежали слова. В левом углу сцены прожектора осветили сидящего человека, перебирающего струны на гуслях, он пел, на экране поплыли слова песни:
"Из далёка-далека
Вышел месяц молодой,
Осветил он тёмную дорожку
По-над раскатистой рекой.
Той дорогой ехал князь,
Сам красивый, молодой,
Только пеленой закрыты очи,
Был с рождения слепой".
Норвегия. Пристань. Варяги
На большом экране появились изображения: живая карта с обозначением Смоленска, Новгорода, пролетела конница.
Зазвучала знакомая мелодия песни «Конь», но слова были на исландском. На экране море, плывущий драккар(1).
Проникновенный голос Николая Расторгуева перекрывали густые басы, усиливая появившуюся тревогу. Вдали показалась земля, драккар пристал к берегу.
Поднялся занавес, тихая спокойная мелодия, по пристани прохаживаются люди, передвигаются грузчики. И опять, теперь уже в музыке, прорываются тревожные ноты.
В темноте, между рядами зрителей вырастают фигуры воинов, которые двигаются к сцене. Вспыхивает зловещим красным светом пристань, люди. Сцена наполняется вооружёнными варягами.
Возникает ощущение первобытной мужской силы, непобедимой решимости, от этого перехватывает дыхание. Длинные волосы, доспехи, сверху на многих меховые накидки. Приветственные крики, объятия, взмахи мечами, начинается угрожающий танец воинов.
Слева предстаёт старец в чёрном, голова накрыта капюшоном, длинная седая борода заплетена в косу, в правой руке держит посох. Он приветствует варягов, проходит на середину сцены и исчезает (опускается вниз).
Примечания:
Драккар(1) — (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — парусно-гребное военное судно викингов 8–10 веков.
Сговор князя Владимира и Хаакона Могучего
Одновременно с таинственным исчезновением незнакомца на сцене появляется деревянный трон с ярлом(1) Хааконом, фактическим правителем Норвегии.
Бряцание и звон мечей, варяги кружат и перемещаются. Воины жалуются, что изголодались, спрашивают когда и куда Хаакон Могучий поведёт своих викингов в поход:
"За зиму мы изголодались,
Мечи заржавели, заждались
И в сечу просятся жала.
И викинги жаждут
Охоты, добычи, Валхаллы(2).
Да, Один с нами!
Да, Один с нами!
Нас кони ждут морские янтарного рассвета.
И бури копий быстрых расплавят все желанья".
Варяги кричат, звериные хрипы, бурлящая злобой агрессивная вооружённая толпа.
Хаакон абсолютно спокоен. Варяги продолжают:
"Дай нам хлеба!
Дай нам битвы!
Путь в Валхаллу!
Пой нам славу!"
Ария Хаакона:
"Да восславят боги всех людей пришедших в этот день.
От скалы закона проведут они нас по тропе живых".
Вынимает из ножен меч, поднимает его. Варяги подходят ближе. Хаакон поёт:
"Мы на юг отправим корабли-драккары огненных коней.
Солнечная Франкия снова станет целью северных людей".
Партию Хаакона Могучего исполняет Дмитрий Янковский солист "Геликон Опера". Мощный красивый голос, поистине голос короля, вызывает восторг.
В это время слева появляются люди, вперёд выходит воин в длинном кожаном плаще, на его плечах рассыпались белокурые волосы. Поступь горделивая, чувствуется, что это не простой воин.
Ария князя Владимира:
"Послушай меня, конунг(3), каждый год идёте вы на юг,
Но много-много других дорог для славных викингов, мечей, кольчуг.
Дорогой ваших предков, ведь я ваш брат, и я ваш друг,
Я проведу вас на восток. И круг земной, земной замкнётся круг".
Варяги начинают смеяться, задают незнакомцу вопросы:
"Это что ещё за друг? Что за круг или квадрат?
Ты откуда к нам свалился, на нашу голову, брат?"
Князь Владимир:
"Я Владимир, сын конунга Святослава и Малуши".
В толпе варяжских воинов раздаются выкрики:
"Это же бастард, робичич(4).
Князя полоцкого убивец.
Дочку Рогволда обесчестил и убил потом всю семью её.
Да и взял Рогнеду к себе в наложницы.
Будет смерть ему, кара божия".
Хаакон громко:
"Тихо!
Нет крови на тинге(5). Продолжай, Владимир".
Князь Владимир:
"Я Владимир, сын конунга Святослава и конунг Хольмгарда(6).
Я потомок Рюрика и старого Игоря.
Брат мой, Ярик, Ярополк пошёл на меня войной.
Немцами он был крещён, а крёстным был Оттон II(7).
Наш второй брат — древлянский князь Олег
Встал в союз со мной, но ему-то не свезло — убил его Ярополк.
Я же, убояся, бежал за море к людям севера.
Дай мне (?) кораблей и воев с (?)
Дам тебе я злата, а викингам серебра,
Да отомстишь ты врагу своему Оттону II.
Я Владимир, сын конунга Святослава и Малуши.
Стану князем Киевским м князем всея Руси".
Поёт, уверенно похаживая перед толпой варягов, вскидывает вверх руки, воины его поддерживают выкриками.
Хаакон:
"Красиво излагаешь, Рюрикович, словно скальд(8).
Святославович, знавал я отца твоего, знатный был князь.
Но, вот что ребята, воев(9) я вам не дам.
А дам я тысячу викингов да двадцать драккаров
Отомстить за смерть брата, да и немцам малость подсолить.
Да и злата-серебра и всякого добра с Руси поднажить.
Но и в союзники брата заполучить.
Но только виру(10) за Рогволда заплатишь,
Дев киевских лично мне поставишь.
Если ты возьмёшь, конечно, Киев".
Князь Владимир со всем соглашается: жестами, разводя руки, и мимикой, как бы говоря, что иначе и быть не может.
Хор:
"Слава ярлу Хаакону Могучему!
Слава князю Новгорода, великому князю!"
Уходят, впереди Владимир и Рогнеда, за ними Хаакон с женой.
А теперь — пир!
По сцене закружились длинные столы, передвижения, развороты, мельтешили люди: мужчины, женщины, слуги. Кто-то лежал, кто-то сидел, некоторые вскакивали на стол. В руках большие кружки или чаши с ручками, суета, хвалебные выкрики. Это был танец: дикий, первобытный, лихой.
Владимир ходит вдоль столов:
"Давайте ешьте, пейте, радуйтесь!
Скоро будем праздновать на Руси!"
Занавес опускается.
Примечания:
Ярл(1) — (др.-сканд. jarl) — один из высших титулов в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати.
Валхалла(2) — (др.-сканд. «Valh;ll», что буквально означает «Зал Павших» или «Чертог Павших». В древнескандинавской мифологии небесное жилище павших в бою храбрых воинов.
Конунг(3) — (др.-норв. Konungr). военный вождь, высший представитель родовой знати у скандинавов в раннем Средневековье.
Робичич(4) — сын рабыни в Древней Руси.
Тинг(5) — (сканд. ting, исл. ;ing, нем. Tag — Таг) — древнескандинавское и германское народное собрание, состоящее из свободных мужчин.
Хольмгард(6) — в норвежских сагах Хольмгард — столица Варяжской Руси — Великий Новгород.
Оттон II(7) — король Германии, император Священной Римской империи, король Италии.
Скальд(8) — (от сканд. skald — поэт, певец) — древнескандинавский поэт-певец.
Вои(9) — в Древней Руси так называли вооружённых людей непостоянного войска, набиравшихся в случае необходимости сверх княжеской дружины.
Вира(10) — древнерусская мера наказания за преступление, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения.
Беседа князя Владимира и Фёдора о Боге
На сцене Владимир и его верный учитель и наставник Фёдор. Князь доволен успешным договором с Хааконом и начинает подначивать Фёдора:
"А ты, Фёдор, говорил, что отправит нас Хаакон восвояси без кораблей викингов с княжей властью".
Фёдор:
"Слава Богу, дал. Только чем вернём-то? Денег-то немало".
Владимир:
"А как победим, так и подумаем. А нет, так и платить некому. Да только с викингами да новгородцами точно конец Ярополчищу!"
Федор:
"Только брата в живых оставить, родня всё ж таки. А вот Рогнеду с собой не бери".
Владимир:
"Нет, Рогнеда теперь моя жена. Богами данная она. Со мной везде будет".
Продолжает в сторону: "Пока другая не прибудет".
Владимир обращается к Фёдору:
"Богам всем тоже жертву принесу богатую.
И северному Одину и Перуну.
Удачу пусть мне принесут в бою.
А твой-то Бог со мной, Фёдор?"
Фёдор:
"Бог всегда с нами.
Его благословение не купишь ты за скотьи жертвы.
Любовь и вера — его храм. Это будет его дар".
Владимир:
"Вера во что? Не виден твой Бог. Ты идёшь, идёшь, а в конце — нет ничего. И вернуться не можешь — кругом пустота.
А наши Боги, все они живут среди нас, смеются и плачут, у них идёт кровь.
А ты говоришь — любовь..."
Фёдор:
"Так и есть. Невидим Господь для тебя.
Вот ветер, видят ли его твои глаза? Нет...
А если нет, то что наполняет кораблей паруса?
Что вздымает волны морские
И качает дубравы лесные?
Так и Господь во всех вещах. Нет без него ничего.
Ты слеп, оттого и не видишь,
А как прозреешь, так и увидишь.
Нужно лямку тянуть да крест нести свой, нести навсегда.
И поверишь в единого Бога Христа".
Фёдор начинает петь:
"Лямку тянем, а что горевать, горевать.
А кругом весна, благодать.
А ещё, чтоб жить, нужен путь.
И тянуть, тянуть, тянуть, тянуть...
Я тебя нашёл, мой Бог,
Ты меня от гибели сберёг,
От туманов чёрной реки
Ты спаси меня, спаси, спаси.
Далеко-далёко, далеко, везде
Люди идут, идут, идут к Тебе.
Им протяжный голос вдали,
То не песнь, то хрип изнутри.
Да и ворон с клетки глядит,
Как с Христа кровь струйкой бежит.
Далеко-далёко, далеко, везде
Люди идут, идут, идут к Тебе.
Далеко-далёко, далеко, везде
Люди идут, идут, идут к Тебе".
Обращается к князю:
"И с тобой все люди далеко пойдут,
А ты цени их".
"Ладно, пойду воев смотреть, корабли проверю.
А ты пока со своей попрощайся, Рогнедой Роговолдовной.
Дуэт Владимира и Рогнеды
Появляется Рогнеда, идёт к лодке, зрители лодку не видят, только поднимающийся над рекой густой туман. Рогнеда опускается в судёнышко, над туманом появляется весло, Владимир тоже в лодке. В тумане медленно плывут, нежно прислонившись друг к другу. Над ними на экране — чёрные крылья.
Владимир поёт:
"В небе сокол далеко-далёко
Возвращается к гнезду родному.
Ой!
Вот и мне пора домой.
И готов уж конь морской,
Наш корабль боевой".
Встаёт во весь рост:
"Скоро стану князем я всея Руси
Да и на земле, да и на небеси.
Слава Перуну и Даждьбогу,
Сын рабыни станет первым в роду,
Слава Роду!"
Рогнеда:
"Ты послушай, Володимир,
Ну зачем те этот викинг?
Ну зачем те этот лишек?
Нарожу тебе детишек.
Ой!
Будем жить большой семьёй.
И любовь моя с тобой,
Солнце ты моё и боль".
Владимир:
"Мать мне говорила:
"Ты корабль получишь,
С викингами вместе
Уплывешь далёко.
Ой!
Киев-град — твой отчий дом,
За него ты вступишь в бой,
Это ж дом твой, дом родной".
Рогнеда:
"А моих родителей убил ты,
Отомстил ты мне
За то, что не хотела я
Робичича да разувати.
Ой!
И оставил сиротой,
А теперь ещё вдовой.
Ну уж нет! В путь далёкий я с тобой".
Далее вместе поют каждый свою партию поочередно.
Владимир:
"Сивый соколе,
Чи не бував ты в моей стороне?
Чи не чував ты о ней,
В моей родине, в моей земле?
Сивый соколе
Укрывитися он хочет, чтобы статися
Битва родив завершитися".
Рогнеда:
"В небе сокол не один
Там чёрный вороне Хугин(1),
Свищет, ищет, смотрит он,
Ах, твоих деток хочет он забрать в полон.
Сивый соколе,
Летать по небу иль лежать в сырой земле?"
Поют два близких человека, они рядом и очень далеко друг от друга. Владимир вспоминает напутствие матери, думает о предстоящих битвах, о Киеве, княжествах, которые будут объединены под его властью, мечтает о завершении битв между родами.
Рогнеда не хочет расставаться, не хочет остаться вдовой, её мечты о крепкой семье, детях, любви. Она вспоминает родителей. Предостерегает Владимира, что в небе не только сокол летает, но и чёрный ворон Хугин.
Примечания:
Хугин(1) — один из пары воронов (Хугин и Мугин), сопровождающих верховного бога Одина (на др. исланд. Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий».
В этом месте я прерву повествование, равное 25 минутам действа на сцене. Продолжение читайте во второй части.
Свидетельство о публикации №225032000088