Цензура и неофашизмо-нацизм на Западе

Читая старые интервью 60-70-х гг. XX века, встречаешь примечательные слова и откровения. Высказывания разных людей - итальянских режиссеров, актеров - показывают, что цензура, политическое игнорирование, фашизм, героизация нацистов никуда не исчезали, ни в Германии (тогда ФРГ), ни в Италии. Все это давно известно. Просто у нас об этом не очень любят распространяться, особенно либералы. А Всемирная антикоммунистическая лига (ВАКЛ) состояла преимущественно из фашистов самого разного толка, в том числе немецких и итальянских, куда входил тот же папа современного французского политика Марин Ле Пен - Жан-Мари Ле Пен (подробнее: Андерсон С., Андерсон Й. Л. Тайны «Черной лиги». М., 1990).

За свои политические убеждения, левые взгляды на международных кинофестивалях организаторы пытались (да и пытаются) игнорировать неугодных режиссеров. Например, "Тото ищет пристанища" получил множество наград, а социальная драма Висконти "Земля дрожит" вовсе осталась без них. Витторио Де Сика говорил по поводу своего фильма  "Затворники Альтоны": "Это антинацистское произведение о тех силах в Западной Германии, которые хотят повернуть колесо истории вспять. Одна газета призывала линчевать меня, если я осмелюсь переступить границу ФРГ. Это не удивило меня"  (Черток С.М. Зарубежный экран: интервью. М., 1973. С. 15). Он же говорит о том, что в Италии можно встретить молодых людей со свастикой, услышать фашистские песни, а одна профашистская партия даже собирает голоса на выборах (Там же. С. 21 - 22).

Читая старые книги, находишь в них многое, что объясняет слепоту Европы по отношению к неонацизму в Украине, даже его всяческой поддержке, вплоть до героизации неонацистов, выставлении их фотографий в здании парламента, лечении за свой счет. Запад снова воюет с Россией, поэтому неизбежно русофобия Запада сращивается со своим порождением - фашизмом-нацизмом*, для которого можно добавить приставку "нео". То, что в Западной Европе постепенно пробивается и крепнет на почве неофашизмо-нацизма (НФН), с распадом СССР стало внедряться в его бывшие республики. Все взращиваемые антирусские настроения обязательно сопряжены с оправданием нацизма. Даже в Казахстане, глядя на заявления политиков, разные тенденции, блогеров, понимаешь, что НФН - это та политика, та идеология и, как модно нынче говорить, парадигма, с помощью которого хотят объединять всех против России, против русских.

Джузеппе Де Сантис, снявший картину "Они шли на Восток" признавался, что его картину пытались запретить фашисты, дескать его фильм наносит урон облику итальянских солдат, которые воевали в России и были героями (Там же. С. 24 - 25). Зная его убеждения, кинопродюсеры боялись приглашать его снимать кинокартины. " Даже когда я предлагаю сделать фильм о любви, они говорят, что я сумею отразить в нем политику и свою идеологию. Они знают, что я коммунист, и им постоянно кажется, что у меня в руках развевается красное знамя. Я не спорю: в конечном счете они правы (Там же. С. 27).

После разгрома фашизма в Италии первые годы цензура еще носила мягкий характер, но с конца 1940-х г. власть в Италии, окрепла и цензура получила снова широкий размах. Фильм де Сантиса "Ценный специалист с обеспеченным будущим" (1972) первоначально цензура запретила (под предлогом "оскорбления нравственных устоев"), но затем, в ходе борьбы общественности за фильм, апелляционная комиссия допустила фильм на экраны.

Если в СССР с Перестройкой цензура ослабла (да и глядя на советские картины, дивишься тому, что цензура многое пропускала), а затем и вовсе исчезла. На Западе цензура никуда не исчезала, она как носила антикоммунистический (и антирусский) характер, так и продолжает носить. Поэтому на Западе так трудно со свободой слова, инакомыслием. Можно иначе мыслить про гендерастов, а вот социальные проблемы - нельзя обсуждать Свобода слова и мысли может быть только внутри жестко ограниченной системы, куда не может проникать свободно информация, где любой шаг за дозволенные рамки считается "дезинформацией", "кремлевской (раньше "коммунистической") пропагандой" и т.д.

В общем, концлагерь райского сада продолжает цвести и благоухать за колючей проволокой свободы и демократии.

______________
*Дело в том, что изначально фашизм в Италии носил националистический, антикоммунистический характер, не обладая характером ярого антисемитизма и военщины. Гитлер говорил, что он создал настоящий фашизм, то есть, нацизм, где проявилась новая идеология - ярый антисемитизм, превосходство немецкой арийской расы, идея мирового господства и т.д. (впрочем, Гитлер только модернизировал под немцев западноевропейские идеи расизма и мирового господства). Муссолини больше на словах, декларативно поддерживал идеи Гитлера, нежели на деле (подробнее: Payne S.G. Fascism: comparison and definition. The University of Wisconsin Press. 1980).


Рецензии