Аллегория общественного правоохранения

ISBN 978-5-00077-122-8


     Данное издание на основе подлинных документов, отдельно взятого общественного пункта охраны порядка, кратко знакомит читателя с историей появления в стране этого общественного института правоохранительной направленности и полным представлением о его функционирование на местах. Книга, прежде всего, рассматривается, как информационно-пропагандистское издание, а во-вторых, может использоваться широким кругом заинтересованных лиц, в качестве методического пособия в практической работе.


Жарёнов, Павел Иванович (1957-). Аллегория общественного правоохранения [Текст] / Жарёнов Павел Иванович. – Москва :
Сам Полиграфист, 2014. – 336 с. : цв. ил.; 22 см.; ISBN 978-5-00077-122-8

________________________________________________________


ПРЕДИСЛОВИЕ

     Предлагая вниманию жителей «Сборник материалов» совета общественного пункта охраны порядка № 46 района Щукино о его деятельности в документах и публикациях в СМИ я хотела бы, это книжное издание оценить с трёх позиций.

     Во первых. Понимая смелость автора, который смог просуммировать и оценить собственный практический опыт, и открыто поделиться с коллегами, лидерами и активистами муниципального сообщества Щукино, реальными, простыми и работающими идеями, я хочу поблагодарить его за это.
    
     Во вторых. Оценить материалы дающие представление о миссии советов общественных пунктов охраны порядка.

     В третьих. Оценить структурные возможности общественных пунктов охраны порядка и позицию автора книги.

     Материалы сборника очень разные. В них просматривается, прежде всего – широта охвата почти всех слоёв населения, общественных организаций, органов публичной власти, большой круг вопросов и интересов. Здесь есть документы, которые могут использоваться как типовое учебное пособие, есть явно публицистические статьи реально описывающие произошедшие события в районе. Сборник представляет собой уникальную подборку конкретных материалов показывающих работу общественных пунктов охраны порядка и опыт чрезвычайно важный для общественных объединений жителей. Не меньший интерес он может представлять для конкретного жителя района, занимающего активную жизненную позицию.
     Почему? Это первое издание такого рода материалов не пересказывающее общеизвестное, а дающее множество узнаваемых проблем и ситуаций.
     Значимость этого сборника особенно велика для нас тем, что совет общественного пункта охраны порядка даёт пример развития гражданских инициатив по месту жительства. Это принципиально важно потому, что именно на локальном уровне, уровне квартиры, подъезда, дома, двора, микрорайона происходят каждодневно сотни маленьких и больших событий во всех средах человеческого бытия – материальных, духовных, нравственных, социальных, культурных и даже политических, которые и определяют условия повседневной жизни, наше самочувствие и настроение.
     И ещё более важно, на каждой странице сборника можно найти примеры решений или путей и подсказок к решению таких типичных в районе проблем – как безопасность, состояние жилого фонда, благоустройству территории, наличие и состояние автостоянок и т.п. Они же являются главными в списке проблем района.
     А что касается соотношения, основных направлений деятельности советов общественных пунктов охраны порядка, с задачами органов местного самоуправления, то между ними существует генетическая связь. Потому как в сферу компетенции органов местного самоуправления входит участие в организации работы советов общественных пунктов охраны порядка.
При этом деятельность советов общественных пунктов охраны порядка и структур органов местного самоуправления осуществляются строго на закреплённых территориях в границах внутригородского муниципального образования. И ещё деятельность советов общественных пунктов охраны порядка и структур органов местного самоуправления не мыслимы без участия граждан. Опора на их поддержку – одно из общих условий эффективной деятельности этих учреждений. Это подтверждается всей историей развития района Щукино, где всегда действовала хорошо организованная и эффективная система общественной самодеятельности населения – народной дружины, товарищеских судов, домовых комитетов, органов общественной самодеятельности и трудовых коллективов. Уже тогда большая роль в обеспечение правопорядка отводилась советам общественных пунктов охраны порядка.

     Сегодня  в связи с государственно-политическим реформированием страны сформирована новая нормативно-правовая база и создана система общественной безопасности города. Одним из важнейших принципов этой работы стал принцип взаимодействия с обществом, опора на активных, грамотных и законопослушных граждан, готовых оказывать содействие органам исполнительной власти и местному самоуправлению.
     В целях повышения эффективности работы общественных пунктов охраны порядка была укреплена материально-техническая база, регламентирована их работа, укомплектован институт председателей советов, определены вопросы стимулирования и главное новый статус.
     Общественные пункты охраны порядка на текущий момент являются государственно-общественными объединениями. Законом определены основные задачи, порядок деятельности членов и их советов. В районе Щукино создано и действует 7 общественных пунктов охраны порядка, соответственно образовано 7 советов. В их составе работают люди, которые отличаются повышенной ответственностью за происходящее, им не безразличны чужие беды, проблемы каждого жителя, дома и района. По многим вопросам они занимают активную гражданскую позицию. Большинство из председателей советов ОПОП – ветераны правоохранительных органов, в том числе и автор этого труда.
    
     Жарёнов Павел Иванович, родился 30 марта 1957 года во Владимирской области, полковник милиции в отставке, юрист, почётный сотрудник МВД, почётный ветеран УВД по СЗАО г.Москвы, ветеран труда, прошёл путь в районе Щукино и СЗАО г.Москвы от участкового инспектора милиции (16 лет) до заместителя начальника штаба УВД по СЗАО – начальника организационно-инспекторского отдела.
     В разные годы – депутат райсовета, советник районного Собрания Щукино, председатель комиссий по законности и правопорядку, член: призывной комиссии, Московского общества охотников и рыболовов, попечительского совета АНО «Музея памяти ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС», участник ООД «Россия Православная». Активный участник переписной компании 2010 года. Автор многих публичных статей востребованных и ожидаемых не только профессиональной аудиторией. К этому можно прибавить и многие другие достоинства: - высокая работоспособность и постоянное стремление к самосовершенствованию, а самое наверное ценное, верность долгу, честность и открытость. Что касается знаний и навыков как специалиста, то его выделяет не только специализированное образование и высокий профессионализм, но и широкий кругозор мышления, знание управленческих дисциплин. Эта открытость позволила оценить на конкретном материале председателя совета ОПОП, нормы и стандарты профессионального поведения, увидеть перспективу.

     Не всё в этой работе меня удовлетворяет. В частности чувствуется инертное отношение автора к теории. Практические примеры, образцы документов прекрасно иллюстрируют изложенную методику его работы, однако я полагаю, читатель с благодарностью принял бы описание работы с анализом, выводами и дискуссионными моментами. Автор дает некоторые правовые, методические и литературные источники, но оформил эту работу не привлекая теоретические материалы. А вопросы безопасности сегодня актуальны как никогда. Решать их можно только комплексно, используя все имеющиеся ресурсы: - теоретические, методические, кадровые, организационные, матери-альные, технические и конечно же партнёрские.

     Не многие общественные объединения касаются так близко к человеку и ещё меньше таких мест где в течении всей рабочей недели, изо дня в день в ходе приёма в помещении ОПОП любой житель может по первому желанию получить конкретную оперативную консультацию и реальную помощь по волнующим его вопросам и проблемам. Используя именно эти возможности и другие, на фоне значительно возросших социальных ожиданий граждан, ОПОП стремится оживить взаимодействие с общественными объединениями и, прежде всего - с районным Советом ветеранов войны и труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов.
Взаимодействие становится во многом определяющим для социального самочувствия людей, ключевым не только для поднятия авторитета ОПОП, но и главным аспектом партнёрства для Совета ветеранов и каждого жителя района.

     Автор наглядно предложил некий алгоритм действий при работе с населением. Видны определённые достижения и положительные устремления. Вот почему оценивая материалы, я добавляю к вышеизложенным трём позициям – четвёртую, которая затрагивает определённые моменты сотрудничества в рамках общественных пунктов охраны порядка.

     На текущий момент, когда сообществом всё больше осознаётся значение публичности для решения вопросов безопасности и правопорядка становится всё более востребованными высокий профессионализм. Научиться этому можно. Освоение чужого опыта – вот основа для быстрого достижения необходимых качеств в работе. Автору в определённой степени удалось показать путь освоения профессии. Некоторые критические оценки или отмеченные недостатки в публикации являются в большей степени подтверждением полезности этого издания. Надеюсь, впереди грядут базовые теоретические разработки. Зная автора, как энергичного человека, я уверена, что книга – не последний его труд, и он ещё предложит муниципальному сообществу новые идеи и решения.


Ж.М.Водолазова – руководитель муниципалитета
ВМО Щукино в городе Москве               

________________________________________________________


«Не подлежит сомнению – чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься её профилактикой. Подчеркну: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодательством нужно более чётко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев – находить новые стимулы».

Путин В.В.
О первоочередных мерах по реализации государственной системы
профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности


Уважаемые коллеги и соратники!

     Работая в Московской городской системе общественной безопасности мы своим безукоризненным трудом и преданностью профессии выполняем важнейшую государственную функцию по охране законных прав и интересов личности, укреплению законности и правопорядка на вверенных нам территориях.

     Сегодня в Москве действует 782 совета общественных пунктов охраны порядка (ОПОП). Вряд ли есть необходимость подробно и детально разъяснять принципы и механизмы деятельности ОПОП. Более чем за 40 летний период своего существования они стали неотъемлемой частью социального опыта жителей города и алгоритмом деятельности данного института правоохранительной направленности, существенной опорой для органов внутренних дел и власти, важнейшим элементом в конструкции построения гражданского общества.

     У нас есть уже сложившиеся коллективы общественных пунктов охраны порядка. Их бесценный опыт необходимо собирать и показывать тем, кто только начинает свою дорогу к «соучастию», особенно это важно для работы на территориях новой Москвы. Есть прекрасные специалисты, многие из них являются ветеранами правоохранительных органов, которые когда-то в 80-е годы прошлого столетия начинали это важное дело. Накопили свой опыт, мастерство и методики, обрели учеников и союзников. Очевидно, что у каждого из них свой взгляд на реформирование социальной сферы, свои оценки нововведений, своё мнение о путях совершенствования системы ОПОП, которая должна стать ещё более действенным инструментом в реализации социальных программ в районе и решении других насущных вопросов его жизнедеятельности.
     И всё же работа советов ОПОП требует каждодневного анализа проделанной работы, её осмысления и расширения личностного кругозора, чуткости к изменению нормативно-правовой базы и совершенствования стиля работы, соответствия установленным, руководящими требованиям, стандартам и оценочным критериям. Всё это нужно для того, чтобы – сам председатель, его общественный актив могли уметь чётко и конкретно, со ссылкой на соответствующие нормативные и правовые документы, дать разъяснение жителям микрорайона по их обращениям в ОПОП.
     Особенно значимо это для членов ОПОП у которых в силу недостаточной практики, не сложилось пока системное представление о его деятельности. Следовательно, предлагаемый мной сборник с основополагающими сведениями о повседневной работе совета ОПОП, подлинными документами и материалами, для них просто необходим.
     Необходимо им знать и другое – только серьёзные знания всех особенностей обслуживаемого микрорайона председателем и активом ОПОП, владение ими искусством убеждения, влияния и расположения к себе, умения общения с гражданами, различными социальными коллективами и группами населения, их причастность ко всему, чем живет район и жители, в том числе личная позиция, поведенческие установки и реальные действия, в конечном счёте, являются определяющими при разрешении задач функционирования системы общественной безопасности и правопорядка на закреплённой территории. Всё это в целом требует от каждого из них большой ответственности и самого главного в общественной работе – доверия населения, которое не так просто заслужить, без открытой, честной и компетентной работы.


П.Жарёнов – автор


Рецензии