Сонная Лощина, 1999 год
Каждый раз пересматриваю эту шедевральную картину с особым чувством приобщения к чему-то особенному, возвышенному и прекрасному. На мой взгляд, эта картина – абсолютный шедевр, и сделана она мастерски, здесь нет ни единой шероховатости, можно сказать, что не к чему придраться, фильм смонтирован профессионально, интересно и оригинально. Пересматриваю эту киноленту, чаще по осени, но иногда и весной возникает такое сумрачное настроение абстрагироваться от жизни и приобщиться к чему-то диковинному, мрачному и прекрасному, из параллельных миров.
- Увидеть, — значит поверить!
Говорит одноглазый юрист, в компании пожилых и маститых авторитетных джентльменов этого селения, и это его заявление выглядит очень зловещим и многообещающим. Становится понятно, что сам он уже видел нечто страшное, необъяснимое и в то же время – вполне реально явленное. И остался под впечатлением на всю оставшуюся жизнь, хотя видел ЭТО только одним своим единственным глазом. В ЭТО придётся поверить и молодому и самоуверенному детективу, констеблю Крейну, что прибыл в Сонную Лощину для расследования убийств и поимки преступника, с абсолютной верой в науку и логику, и в то, что всему есть объяснение, любые загадки можно разрешить аналитическими методами.
Тим Бёртон. 1999 год. США-Германия. Детектив, Ужасы, Мистика, Триллер.
По сюжету, это кино – классический мистический детектив: молодого констебля Крэйна отправляют расследовать ряд жестоких убийств, произошедших в местечке, под названием Сонная Лощина. Дело было в Нью-Йорке, в годы становления США, формирования цивилизации “Нового Света” в далёком 1799 году. Судья, красноречиво и просто описал эти убийства:
- Их головы были срублены начисто, как головки одуванчика!
При этом, головы жертв – даже не были найдены, и надо установить, кто здесь орудует мечом, или топором, и с какой целью совершаются все эти страшные убийства. Икабод Крэйн прибывает в Сонную Лощину уверенным и сдержанным специалистом, хладнокровным и выдержанным в лучших английских манерах, верящий в науку и логику. Но по мере пребывания в Сонной Лощине, он сам становится очевидцем явлений всадника без головы, и других явлений, наполненных великой магией, которые он не в состоянии объяснить логически. Его вера в науку – остаётся нерушимой, но вера в себя всё более расшатывается, благодаря регулярному стрессу, когда, прямо на его глазах, головы достопочтенных жителей Сонной Лощины слетают под ударами меча таинственного безголового всадника. А на помощь приходит всё та же вечная любовь, а также мужество, упорство и вера в добро и справедливость.
Самое начало фильма – констебль Икабод Крэйн прибывает на место, движется неспешным деловым шагом со своим саквояжем с инструментарием, вокруг – клубятся туманные испарения, мирно дымят трубы избушек в ирландском стиле, в провинциальном селении, с положенным христианским храмом, с башней и колоколом, - всё как надо. В селение ведут врата, башни которых украшают скульптуры оленьих голов. С одной стороны – старое кладбище, с другой – мирно пасутся белые овечки породы горных мериносов. Вроде бы ничего ужасного и особенного, но всё это – сразу же завораживает, и настраивает на нужную “ведьмачью” волну.
Интересным сюжетом является реминисценция Икабода о своём детстве, когда зрителю демонстрируется это “добро и справедливость”, во всей красе патриархальной истины коллизий бытия. Его отец – был католическим ортодоксом, священнослужителем, верящим, что для благого дела Христа – очень важно казнить ведающих женщин (ведьм). Мать его – была ведающей женщиной (ведьмой) и жила в согласии с природой и эзотерическими законами бытия. Отец приговорил его мать (собственную жену) к смерти, и привёл казнь в исполнение, в чудовищной для католических инквизиторов манере. Для Икабода, — это мрачные впечатления, оставшиеся на всю жизнь, отравляющие его душу из подсознания. Неверие в христианского бога, и вера в науку, - здесь очевидные последствия. В этом ключе, - можно посмотреть ещё более мрачный фильм по теме: “Время Ведьм”. С другой стороны, своя известная эффективность христианского культа – здесь также далее демонстрируется. Когда восставший из ада, безголовый всадник, пришедший за своей новой жертвой – безуспешно пытается раз за разом пересечь священную черту, - территорию христианской церкви. Жители находят спасение в вере, хотя почти у каждого – полно своих грехов и мрачных тайн.
Этот фильм в тематике Кинопоиска поставят в разряд других похожих фильмов, с детективно-мистическими сюжетами, но я ставлю это кино на другую полку, и смотрю вместе с трилогией: “Властелин Колец”, а также такие фильмы, как “Дракула”, или “Грозовой Перевал”, а также сериал “Чёрные Паруса”, про пиратов, который заслуживает вообще полноценного самостоятельного масштабного обзора. В этом кино, вся прелесть не в сюжете, а в прекрасной и мрачной атмосфере, которую создают режиссёр, театральные постановки и талантливая игра превосходных актёров. В главной роли – харизматичный Джонни Депп, даже в таком мрачном и зловещем кино – сохраняет свою способность к комическим сценам, когда смешно падает в обморок, при каждом новом столкновении со всадником, или даже просто вспоминая о нём. Непонятно по какой причине доверили только эпизодическую роль Касперу Ван-Дину, (прославленному Джонни Рикко), и здесь могли бы найти более боевую и продолжительную роль. Но самый привлекательный и канонический персонаж – это конечно судья, ещё в Нью-Йорке, - его играет харизматичный и бесподобный Кристофер Лии, (Близнецы, 1922 г.), один из моих любимых актёров, - после этого – обязательно потянет смотреть “Две Башни”, где актёр неподражаемо сыграл и навсегда для нас остался Саруманом Мудрым.
Также, порадовало, что указан в качестве автора сценария сам автор произведения, Вашингтон Ирвинг, и это ещё одна возможность вернуться назад, в прошлое человечества, посмотреть свежим взглядом на мир, когда индустриально-техническая цивилизация только зарождалась. Дышать ещё можно было полной грудью, не боясь отравиться и подхватить какую-нибудь заразу, новый вид неизвестной чумы, и возвращаясь домой вечером – зажигать свечи и фонари, живой огонь, вместо привычных щелчков по тумблерам электричества и стука дверцы микроволновки. Задумаешься, - мы МНОГОЕ ПОТЕРЯЛИ, с развитием научно-технического прогресса. Да, это определённо запрограммированный Свыше – путь вперёд, к светлому Hi-Tech будущему, вот только “терминаторский антропогенезис” – всё более напрашивается в качестве новой магистральной линии развития. Мистические явления были всегда – и в древние времена, и сегодня, и развитие научно-технической цивилизации не ликвидировало полностью непонятные и необъяснимые явления, они всё ещё в силе. Хотя, при электрическом свете, конечно, жить как-то веселее и вроде-бы безопаснее.
Спойлер концовки фильма – Икабод возвращается в Нью-Йорк, вместе со своей невестой… Сонная Лощина – остаётся каким-то кошмарным воспоминанием, вероятно, - впечатлений хватит на всю жизнь, будет что детям и внукам рассказать. Демонстрация светлой и прогрессивной цивилизации, строящийся, заснеженный и оживлённый Нью-Йорк 18 века – это какое-то пробуждение после кошмара, метафорическое утверждение того, что зло - может и должно быть побеждено.
Вообще, это кино приятно посмотреть, в полусумраке, с занавешенными шторами, завалившись в уютное кресло, с банкой малинового варенья и травяным чаем, или с чашкой шоколада, после тяжёлого трудового дня, или восстанавливаясь, после болезни. Конечно, смотреть следует в высоком разрешении и на большом экране, лучше с настройкой “Кинотеатр, CINEMA”, и с акустикой высокого качества. Когда у вас правильно настроен звук, то в подобном кино чётко слышно – как потрескивает огонь в камине, как завывает ветер в трубе, как цокают копыта, приближающегося всадника, когда он скачет ещё вдали, но мы это уже можем слышать, и определить его приближением по характерным нарастающим звукам стука копыт. Как бряцают шпоры на сапогах всадника, или звенит сталь клинка, даже как закуривается трубка, или хрустнула ветка на морозе, в тихом лесу. С качественной акустической системой – эффект усиливается и даёт полное погружение в атмосферу интереснейшего фильма.
Всё кино – это череда эффектно поставленных театрально-драматических сцен и шоу-динамических сцен погони, сражений, жестоких убийств и оживших ночных кошмаров ребёнка. Всё это, - вроде бы классический набор банального фильма ужасов, но в этом кино все эти канонические сцены поставлены так, что становятся произведением искусства. Интерес повторного просмотра – здесь очевидная экзистенция, лучше сказать: культ повторного просмотра. Если вам нравятся фильмы с мрачной атмосферой, с детективно-мистическим сюжетом и эффектно поставленными театральными сценами, — это кино – займёт самое почётное место на вашей полке избранного. Для меня, это один из лучших фильмов за всю историю кинематографа, можно найти ряд похожих картин, - “Ван Хельсинг”, “Девятые Врата” но “Сонная Лощина” – всё равно – лучше. Здесь есть нечто эпическое и настоящее, свойственное древним кинолентам, - особые театральные эффектные постановки, которые в современном кинематографе вообще разучились снимать.
PS: Если бы я был режиссёром и сценаристом этого фильма, оставил бы всё, как есть, и всех актёров, но на главную мужскую роль констебля Икабода Крэйна – пригласил бы Киану Ривза, и картина сразу бы преобразилась, стала более серьёзной и фундаментально – эпической.
+ Интересные и любопытные факты из Кинопоиска:
Лес и Дерево Мёртвых, даже небо над ними (!) - возвели в павильонах английской Leavesden Studios.
Comments: вот такие – театральные постановки, удачно вмонтированные в киноленту с живыми съёмками – наиболее впечатляющие, создают эффект некоторого психоделического погружения в мистическую реальность происходящего (!)
Съёмки проходили с ноября 1998-го по апрель 1999 года в Лондоне и графствах: Хертфордшир, Оксфордшир и Суррей.
Comments: Привет всем, кто играет в Assassin’s Games, Valhalla, наверняка – уже знакомые и ставшие родными для вас края:)
The Big Creative Challenge, March 20-21, 2025, May the Stars Protect Us! Haire!
Свидетельство о публикации №225032101585