Мысли на заметку. 4 октября 2022 года

       [...].
       _________________

       Вместо пейзажа на третьем этаже слушал лекцию Петра Рябова о свободе воли. И опять задумался о свободе. Это пустое занятие, как и игра в шахматы, ни к чему не ведёт, но развивает способность мыслить. И мыслить не о чем-то несущественном, а о себе, о своей сущности.

       Когда проснулся, читал Пришвина, и он там молится: пусть будет Твоя воля «на земли и на небеси», но не моя. То есть воля Пришвина в том, чтобы отказаться от своей воли, а чтобы через него проходила воля Всевышнего. И Толстой так молился. Но что это значит, как не отказ от своей человеческой сущности.

       Животное чувствует несвободу, но не может её осмыслить. Человек может как чувствовать несвободу, так может её и осмыслить. Но они чувствуют несвободу, свободу почувствовать, а значит, и осмыслить, — нельзя.

       А несвобода — это всегда преграда в удовлетворении потребностей: сначала материальных, а потом духовных.

       Но как только ты способен их удовлетворить в полной мере, ты вдруг начинаешь молить Бога, чтобы было реализована его воля, а не моя. Видимо, дело в том, что человек не способен вкладывать потребности сам в себя.
       _________________

       Человек знает, что умрёт, и потому обречён на свободу. Это выражение Сартра.

       Петр Рябов утверждает, что свобода соразмерна человеку, что свобода — это и есть человек. Мы, мол, это разрыв в среде детерминизма.

       Он всё время говорит вроде правильные вещи, но его постоянные отсылки к Достоевскому, Ницше и Сартру меня насторожили. Всё это — спекулятивное решение вопроса о свободе: возможна она или нет в принципе.

       А есть практическая свобода: там, где человек не чувствует несвободу, он свободен. Нельзя быть абстрактно свободным, можно быть свободным от чего-то конкретно, от чего когда-то испытывал несвободу.

       Кант утверждал: «Если бы не было свободы, не было бы нравственности». И это так. Если бы человек действовал по инстинкту, он не мог бы совершать нравственные поступки. Хотя животные в стае тоже подчиняют своё эго стае.

       Наши спекуляции на тему свободы (философское решение вопроса свободы) не есть сама свобода. Свобода решается на практике, осуществляется на практике. И всё время как акт освобождения от несвободы. Это постоянное равновесие свободы и не свободы. Полная свобода гибельна, как и полная несвобода.
       _________________

       [...].


Рецензии