Арина Родионовна-заворожённая свирель Пушкина

Арина Родионовна – заворожённая свирель Александра Пушкина
 Автор: Наталья Морсова               
               
«Ты, детскую качая колыбель,
               
Мой юный слух напевами пленила
               
И меж пелен оставила свирель,
               
Которую сама заворожила».
               
                А.С.Пушкин
 
портрет Арина Родионовна               портрет Маленький Саша Пушкин
      

   Есть мнение, что Арина Родионовна - няня великого поэта, по национальности карелка родом из Приладожья. Так ли это? Какое влияние оказала Арина Родионовна, с северным колоритом её менталитета, на «солнце» русской поэзии? Давайте разберёмся.
   Трогательные слова, полные благодарности и любви, говорит поэт своей няне Арине Родионовне, подарившей будущему светилу русской литературы, а тогда милому Сашеньке, любовь и внимание. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер» Александр Сергеевич посвятил ей - удивительной женщине, образ её с теплотой и нежностью поэт упоминал и в других произведениях - няня Татьяны в «Евгении Онегине», няня Дубровского, в «Борисе Годунове» прототип мамки Ксении, мамки в «Русалке», женских образов романа «Арап Петра Великого», - он на всю жизнь сохранил к няне трогательное отношение.
Кто она, Арина Родионовна?
   Найти информацию об Арине Родионовне было бы непросто, если б она не была известна, как няня великого поэта - у неё нет фамилии, она - крепостная крестьянка. Известно, что в ижорском селении Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии у крестьянина Родиона Яковлева 10 [21] апреля 1758 года родилась дочь Иринья (Ирина), названа она по отцу - Родионовой, отсюда Родионовна. Согласно записи о её браке - венчаны крестьянский сын Фёдор Матвеев и крестьянская дочь, Ирина Родионова. Таким образом, ей могли бы до замужества принадлежать фамилии Яковлева или Родионова, а после замужества - Матвеева. Только Матвеев – фамилия ли это? Скорее, тоже отчество - сын Матвея. Кроме того, в ревизской записи крепостных села Михайловского Псковской губернии за 1816 год есть запись семьи овдовевшей няни поэта, в ней сын Ирины Родионовой и Фёдора Матвеева именуется как Егор Фёдоров – сын Фёдора, а не Матвеев. У крепостных крестьян точные метрики не велись и значения не имели. Родители Ирины были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

   Где питала духовные истоки Ирина Родионовна? Ижорское селение Суйда стоит на реке Ижоре - притоке Невы – относится к бассейнам рек Ладожского и Онежского озёр. Название реки произошло от финно-угорской народности ижора, народность эта - ветвь прибалтийско-финского племени корела. Считается, что ижоро-водьско-лопьско-чудьские малые народы освоили эту землю на рубеже первого - второго тысячелетия нашей эры, здесь пролегал торговый путь из Новгорода на Запад - «из варяг в греки», купцы пополняли запасы провизии, ремонтировали суда. Ижорская земля занимает территорию юго-западного Приладожья и берега реки Невы, входит в состав древней Ингерманландии, раскинувшейся между Финским заливом Балтийского моря и Ладожским озером, современного Петербурга и Ленинградской области. Земли эти стали западным форпостом России, а народы на века срослись судьбами с народами России.
    Эти древние народы долго были язычниками, они одухотворяли весь окружающий мир, чтили солнце, лес, животных, что сохранилось в обрядах, в орнаментах одежды. Легенда о сотворении мира не отличается оригинальностью, - что-то мы находим в карело-финском эпосе «Калевала» - ласточка долго летала над водной гладью, пока не увидела кочку, птица села и снесла яйцо, из желтка появилось солнце, из белка месяц, из скорлупы звезды. При этом, ижоры, карелы давно исповедуют православие, крестителем их считается отец Александра Невского - князь Ярослав Всеволодович, присоединивший эти земли к Новгородскому княжеству. (ХIII век). Православные праздники сплелись с национальными верованиями. Отголоски старины сохранились до наших дней в устном народном творчестве. Кантеле - магический музыкальный инструмент -  он успокаивает природные стихии и смягчает людские сердца, инструмент брали с собой в море, во время бури на нём играли и верили, что силы добра обязательно победят зло.

   Можно с уверенностью предположить, что Арина Родионовна, русская, православная, владела ижорским языком. Как сформировался ижорский язык? Он относится к прибалтийской финно-угорской ветви, - симбиоз языков и диалектов, в нём обнаруживаются наречия чудьско-водьские, корельские, тяготеет он к эстонскому и к финскому. Своей письменности не было. После революции в СССР письменность была создана, в школах стали преподавать на родном языке. Но во время Великой Отечественной войны ижорская земля была оккупирована финнами, население вывезено на принудительные работы, после войны обратно вернулись чуть более одной тысячи человек. По последней переписи в России малочисленный коренной народ ижоры насчитывает 362 человека, другие записывают себя русскими или карелами, по переписи 1848 года учтено было 17 800 человек.

   Сплетённые историей и культурой русские, корельские, ижорские, традиции Арина Родионовна передала Александру Сергеевичу. Трудно себе представить, каким огромным капиталом напитала юного поэта женщина, невероятно одарённая от природы, сообразительная, бойкая заводила крестьянских игр и посиделок, она отличалась удивительной памятью, цепким умом, поэтическим даром, на слух запоминала старинные сказки, песни, пословицы, что-то додумывала сама. Кладезь народных знаний с северо-западным колоритом она вложила в «солнце» русской литературы. Пропеванием эпических сказок она уводила мальчика в удивительный мир вымыслов, фантазий, народной мудрости. Её старания легли на благодатную почву - интерес к знаниям у Александра проявился рано, чтение стало всепоглощающей страстью, ночью он забирался в богатую библиотеку отца, при свете свечи читал в подлиннике книги на французском и английском языке, особенно был поглощён поэзией Байрона.

    Земля Ижоры упоминается в летописях истории Русского государства.
 В книге «Житие Александра Невского» сказано, что «старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий (или Пелгуй)» предупредил новгородского полководца о высадке шведов на берегу Невы. Новгородская Русь – колыбель русской государственности династии Рюриковичей, - самое большое, процветающее и независимое княжество древней Руси, простиралось от Заполярья и Белого моря, - его называли тогда Дышючее, а путешествующий из Приладожья в Студёное море в 1556 году карел Ноусиа называл его Белым. Новгородская республика включала в себя Северную Двину, Карелию, Ладогу, Онегу, до Уральских гор на востоке, до верховьев Волги  и Западной Двины на юге.
    Новгородский князь Александр Ярославич Невский с дружиной и жителями Приладожья 15 июля 1240 года застал врасплох шведское войско, ставшее лагерем в устье Ижоры, нанёс шведским завоевателям сокрушительное поражение, земли взял под защиту, оставил своих наместников, активно строил православные храмы. По свидетельству Новгородской летописи, в 1228 году ижоры вместе с новгородцами отражали натиск финского племени в районе Ладоги.
Судьба пограничных районов всегда трагична -  земли Ингерманландии не раз переходили из рук в руки, в начале XVII века их захватила Швеция, Пётр Первый вернул в ходе Северной войны 1700—1721 годов; в 1702 г. окольничий - граф Фёдор Алексеевич Апраксин - разбил шведского генерала Кронгиорта и получил часть этих земель в свою вотчину. Затем территорию заново отвоёвывала Екатерина Великая. 

   Вполне возможно, Арина Родионовна родилась в семье старообрядцев, - в этих отдалённых местах, скрытых густыми лесами от экономических центров страны, проживали старообрядцы. Даже А.С. Пушкин в письме своему другу П.А. Вяземскому заметил, что «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване…». Арина Родионовна, видимо, слышала раньше и теперь вспомнила редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, раскол произошёл при царе Алексее Михайловиче – отце Петра Первого. 
   
    Какими бы благостными не были воспоминания о няне поэта – большую часть жизни крепостная крестьянка Арина Родионовна провела в рабстве, жила чужими жизнями -своих хозяев, и мало имела своей личной. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми у графа Апраксина купил Абрам Петрович Ганнибал – тот самый арап Петра Великого, прадед Александра Сергеевича Пушкина. Когда девушке было 22 года, ее выдали замуж за крестьянина Федора Матвеева. Арине разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что в Софийском уезде, недалеко от Гатчины. Через год родился сын Егор, потом дочери Мария, Надежда, сын Стефан. Жили так бедно, что даже скотину не держали. После замужества она стала крепостной деда поэта - Осипа Абрамовича Ганнибала.
Бабка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал в 1792 году взяла Арину няней для племянника, а потом передала её в семейство Пушкиных. Женщина рассудительная, она вложила в маленького Сашу, не знавшего родительского тепла, много любви и заботы. Сама того не ведая, она связала в неразрывный узел двух уникумов. С Сергеем Львовичем у Александра Сергеевича всегда были сложные отношения, - особенно они ухудшились, когда поэт стал поднадзорным за свои вольнолюбивые взгляды, и даже ссыльным, родителей пугало недоброжелательное отношение царя и правительства к сыну, что отражалось на всей семье. 

    В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине отдельную избу в селе Кобрино - в благодарность за безупречную службу. Но вскоре оказалось, что без няньки не обойтись, и она отправляет Арину в Петербург в семью Надежды Осиповны Пушкиной - матери Александра Сергеевича, в это время у самой няньки рождается сын. Подневольная, крепостная женщина соглашается на переезд, мужа и старших детей она оставляет в Кобрине. Почему? Причиной тому жестокое крепостничество, бесправие и беспросветная нищета. Жизнь в барском доме, стабильное жалование – это спасение своих детей от голода. Так она стала кормилицей Ольги и няней Александра и Льва Пушкиных. Скоро брошенный на произвол судьбы муж Арины Родионовны умер от пьянства. В 1807 году семейство Ганнибалов продало вместе с крестьянами земли в Петербургской губернии, в том числе и Кобрино, и переселилось в Псковскую губернию. Арина Родионовна, «прикреплённая» к хозяевам, вынуждена была отправиться вместе с ними. Мария Алексеевна подумывала дать вольную своей крепостной, но – чем жить? И женщина отказалась от щедрого подарка, она осталась верной рабой Пушкиных, к которым привязалась всей душой. После этого Арина Родионовна в родных краях не бывала.
   
    После смерти Марии Алексеевны Ганнибал Арина Родионовна проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними выезжала в усадьбу Михайловское Псковской губернии. Во время ссылки поэта в 1824-1826 г.г. она разделила с ним его неволю. В ту пору Пушкин записал с её слов много народных песен и преданий. Из Михайловского Александр Сергеевич пишет младшему брату Льву Сергеевичу: - «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания, (имея ввиду нежелание дворянства изучать устное народное творчество). Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Тогда и появляются строки: - «Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла».
   Сохранилось два нежных, полных любви письма, написанных под её диктовку любимому Сашеньке: - «Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться…».
В Михайловском поэт не отличался большой чистоплотностью, неприхотлив был во всём – в еде – он ел один раз в день, любил печёный картофель и гречневую кашу, - вот чем питаются великие, - в убранства дома, - его кровать стояла на трёх ножках, вместо четвёртой – полено, старый - престарый кожаный диван, вместо чернильницы – банка из-под помады, на полу валялись обкусанные гусиные перья, которыми он писал, и листы исписанной бумаги, тут же поэт принимал гостей. Порядок в доме поддерживала Арина Родионовна, не нарушая привычек своего воспитанника, она окружила любимого «ангела» заботой, сама вела хозяйство. Снисходительно отнеслась Арина Родионовна к его роману с крепостной Ольгой Калашниковой «...Подругой дней моих, невинную, простую… И очи бледно-голубые, Подобно финским небесам…». «Влеченье томное души» к крестьянке у поэта продолжалось десять лет, перемежаясь с замужествами, женитьбами, рождением общих детей и их смертью в раннем детстве… Няня хорошо знала о его романе с Анной Керн – «Я помню чудное мгновенье…», - стихотворение написано здесь же – в Михайловском. 

    Последний раз Александр Сергеевич видел свою няню в сентябре 1827 года. Из Михайловского Арина Родионовна отправилась в Петербург к сестре Александра Сергеевича - Ольге, (в замужестве Павлищевой). Когда Ольга засобиралась замуж за Николая Павлищева, родители были против, помятуя знатность и древность своего рода, восшедшего в большую славу во времена борьбы с польско-шведско-литовской интервенцией 1612 года. Со временем их род изрядно износился. И всё же пришлось согласиться на брак, для ведения хозяйства молодым выделили крепостных, в том числе Арину Родионовну.
   Поездка из Михайловского в столицу по весенней распутице отняла у женщины много сил – она заболела. Арина Родионовна скончалась 12 августа 1828 года в доме Павлищевых, ей было 70 лет, похоронена в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич не мог попрощаться с няней, - ещё не вернулся из очередной ссылки, через два года он пытался найти могилу няни, но увы - место захоронения утрачено. В ведомости об умерших и погребённых на Смоленском кладбище есть запись: «Ирина Родионова дому 5-го класса чиновника Пушкина служащая женщина…». В 1977 году при входе на кладбище ленинградцы установили памятную доску. Пушкин создал няне поэтический памятник - опубликовал в 1830 году в альманахе «Северные цветы» стихотворение «Зимний вечер» (1825).

…Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена? …

 
 

    Описание внешности Арины Родионовны оказались противоречивыми - Мария Ивановна Осипова, соседка Пушкина по Михайловскому, пишет, что «старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца, но с одним грешком – любила выпить …». Вот так раз! А на портретах мы видим женщину худощавую. В 1911 году Максим Горький побывал на острове Капри, писателю кто-то из русских передал достоверный портрет Арины Родионовны, вырезанный на кости, неизвестным образом оказавшийся в Италии. Горький передал портрет в Пушкинский дом. Друзья, гостившие в Михайловском у Пушкина, называли Арину Родионовну «весёлой собутыльницей», - трудно заподозрить преданную и трудолюбивую старушку в пристрастии к выпивке, хотя, из любви к воспитаннику, почему бы не составить кампанию? Сосед по Михайловскому, поэт Николай Михайлович Языков, писал Пушкину: - «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!» Или: - «Она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница» и далее поэт отмечает, что, несмотря на полноту, она была подвижной и энергичной женщиной.

   Арина Родионовна сыграла значительную роль в становлении Пушкина как поэта, писателя. Широко одарённая женщина обогатила впечатлительного юношу образцами поэтических вымыслов древних народов ижоры, корелы, водь, лопь, чудь, чухонцев, русских, проживавших на северо-западе России от Ладоги до Балтийского моря. Она расширила мировоззрение Александра Сергеевича мудростью и колоритом фольклора древних народов северо-западной Руси, привила любовь к устному народному творчеству. Возможно, благодаря ей Пушкин подарил миру занимательную историю о царе Салтане и о золотой рыбке, о дубе, стоящем у Лукоморья, - образ перекликается со скандинавскими преданиями о древе жизни. Полюбившая своего воспитанника искренней материнской любовью, «мамушка» открыла поэту старинный сундук с богатым кладом народной культуры. Этот удивительный мир уникальных, неповторимых фантазий и образов гений литературы преобразовал в новую русскую литературу и в новый русский литературный язык, на котором мы говорим, пишем, думаем…

    Александр Сергеевич просил потомков позаботиться о памяти своей няни: - «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка». В 1974 году в деревне Кобрино Ленинградской области выстроили «Домик няни А.С.Пушкина» - музей крестьянского быта XVIII века, это не подлинное жильё Арины Родионовны – её дом не сохранился, экспозицию пополнили местные жители. Сохранилась единственная подлинная её вещь - сумка-торба, изготовленная из домокатного полотна. Установлены монументы в Калужской области, в музее-заповеднике Пушкина в селе Большое Болдино Нижегородской области, во Пскове, а также памятник, установленный Михаилом Николаевичем Задорновым в селе Воскресенском в 2010 году, где она родилась, - все они увековечили память знаменитой женщины. 

 
Домик няни А.С.Пушкина в Кобрино

 
Суйда.Церковь Вознесения Христова.

 
Памятник Арине Родионовне в селе Воскресенском


Рецензии