Ближневосточная дилемма

На Ближнем Востоке наблюдается столкновение двух течений: исламистов и тех, кто не хочет жить под руководством исламистов.

Исламисты хотят строить государства и общества на основе исламской идеологии в различных ее вариациях. Вводят нормы шариата.

Другое течение не хочет жить в средневековье и стремится к построению современных светских обществ и государств.

Иранцы выбрали Пезешкиана, потому что не хотят исламизма, наелись им. Хотят перемен.

В Сирии к власти пришли исламисты, ориентированные на Турцию и Саудовскую Аравию.

При этом в самой Саудовской Аравии наблюдается социально-политический раскол на ваххабитов-консерваторов и  реформаторов.

В Турции люди выступают против Эрдогана не потому, что они все хотят в ЕС, но потому что не хотят дальнейшей исламизации Турции. Я говорю о массах протестующих.

Исламисты и консерваторы спешат вешать на своих оппонентов ярлыки либералов, западников, глобалистов, сторонников сексуальных меньшинств и т.д. Но так ли это? Не думаю.

Многие просто не хотят скатывания к средневековью.

У нас в России тоже многие недовольны мигрантами, которые превращают кварталы наших городов в какой-то Кабул. Да и проблему терроризма никто не отменял. И трагедия в Крокусе тому наглядное подтверждение.

России выгоден спад исламистской волны, начавшейся в 70-е годы прошлого века. Одним из триггеров исламистской волны послужил фильм сиро-американского режиссера Мустафы Аккада "Послание" (1976 года), рассказывающего о жизни пророка Мухаммада.

Затем исламисты освоили телевидение, видео-пропаганду, аудио-пропаганду, потом появилась аль-Джазира и множество спутниковых радикальных телеканалов. Затем исламисты освоили Интернет и социальные сети.

Пропаганда исламизма велась и ведётся весьма агрессивно и навязчиво. И не только на Ближнем Востоке, но и в России в определенных кругах и в странах бывшего СССР.

А идеологического противовеса пока нет. А почему нет?

Иногда боишься лишний раз что-то сказать, чтобы не "оскорбить чувства верующих", хотя совсем не хочешь никого оскорблять. Люди взвинчены и агрессивны, когда вопрос касается религии. Но тем не менее проблема радикального исламизма существует.

Я, как востоковед, часто просто избегаю неудобных тем. Просто потому что общий дискурс так настроен, что пока нет четких критериев, что такое традиционные ценности и насколько они созвучны или входят в противоречие с национальными традициями и ценностями.

21-03-2025


Рецензии