11. 1 Способности человека

 «Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции (краткое определение какого-либо понятия)  и попытаться их представить в комплексной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1 Способности – свойства души человека,  понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются».

                Моё понимание, что такое способности? Способности – способ реагирование души человека на внешние и внутренние раздражители. От чего зависят способности личности? От индивидуальности человека, то есть от наколенного опыта личностей в предыдущих жизнях. Поэтому человек приходит в земной мир уже с определёнными способностями.

«2 Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время».

                Думаю, что определение не отражает сути способностей, а является необходимым условием для развития общих и специальных знаний, умений и навыков.

«3 Способности – это то, что не сводится к знаниям, умением и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх. …

Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…»

                То есть, особенности души человека?

«Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…»

                Если придерживаться гипотезы о прошлых жизнях человека, то способности – это уже наработанные умения и знания из предыдущих жизней.

«В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыка или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

                Почему?

«Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п. , мы поддерживаем у себя  и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других».    

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 316).


Рецензии