Как отмечалось автором, человек является носителем

Как отмечалось автором, человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и Божественных и духовно-нравственных, которые также должны обеспечиваться охраной и защитой.
В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав человека, именуемое духовно-нравственными правами и свободами человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности.
К ним относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание,   право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду   и др.

Часть духовно-нравственных прав человека была закреплена национальными законодательствами и международным правом (право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, свобода совести и вероисповедания). Поэтому четвёртое поколение включает в себя духовно-нравственные права и свободы не только человека, но и гражданина, принадлежащего к определённому государству.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.  Указанные права человека не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их.

Основу духовно-нравственных прав и свобод человека составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений.
Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина направлены на защиту духовной и моральной автономии человека.
Впервые в оборот понятие «духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина» было введено автором настоящей книги ещё в 1998г. (Молодёжь Татарстана, № 31,30 июля 1998г.,с.4).

Об указанных правах в 1999 г. автором была написана монография «Духовно-нравственные прав и свободы человека и гражданина», которая раскрывает сущность рассматриваемых прав [16].
С момента открытия духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина стало формироваться духовно-нравственное аксиологическое мировоззрение.


Рецензии