Ам Тракт. Так вот они какие новые времена

Часть 8 сборник «Ам Тракт 1880 -1941»
***
"Немцы Поволжья, не являлись диаспорой германской нации, а были одним из коренных российских народов."
/Национальный исследовательский Томский политехнический университет/
***

Уже не стало сенсацией участившиеся посещения Колонии Ам Тракт всякого рода гостей в дорогих каретах и даже в очень обычных дрожках. Простых пролёток и дрожек стало больше, но пассажиры этого транспорта становились другие. Одежда их всё сильней и сильней настораживала жителей колонии, которые не меняли свои гардеробы и моды в течении всего памятного каждому времени. А гости были всё чаще в кожаных плащах, фуражках. И держались они как-то по-новому, казалось, что колонисты приехали к ним и не наоборот. Они не пытались слушать, а всё делали чтоб их слушали. Как и во всех других волостях и уездах саратовского Поволжья, в немецких колониях стала насаждаться большевистская идеология, административными мерами устанавливаться советская власть. Проводились национализация, перераспределение земли в пользу беднейших колонистов. Даже сама жизнь колонистов изменилась. 8 Июня 1918 года Якоб Унгер Сын Якоба Унгера (1858 – 1916), наконец то вернулся со службы, и начинает новую мирную жизнь. У них сегодня с Анной Альбрехт свадьба. Петер Дук встретил молодую пару в церкви гимном №9-20. Это было так трогательно, и погода была прекрасная. Да благословит Господь эту молодую пару, они с ним от ныне и на веке. Два срока отслужил Яков на альтернативной службе, но всё сменилось, и он и другие колонисты были теперь вынуждены охранять покой в колонии с оружием. И случилось то, чего боялись меннониты согласно их вере, брать оружие в руки. 9 Января 1919 в 1 час ночи Яков Унгер /1858 – 1916/ пришел сменить охрану. по неосторожности Якоб Ризен выстрелил и попал Якову сначала в живот одна пуля и сзади в спину три пули. Была большая потеря крови, ранение было не совместимо с жизнью. Несчастье случилось в переулке, против центральной дороги, возле охраняемых складов. Дитрих Дук оказался на месте происшествия первым, и втащил раненого внутрь. Яков закричал: Мама, мама, мама, Боже мой, ангелы несут меня к моему Спасителю. Яков до конца был в сознании, и утешал свою молодую жену, свою мать и сестер. А в пять часов его не стало. 14-го он был похоронен. Иоганн Тевс произнес заупокойную речь Текст 14 в Гимн № 22, 36, только на улице, в этот раз, было очень холодно. Большая боль, он был женат всего семь месяцев, /в следующих главах я расскажу о родившемся после его смерти сыне тоже Якове, его тоже, как и отца жизнь не пощадила/
Единую и не делимую менонитскую колонию раздробили так что трудно было понять, как теперь называется село и к какому уезду относится. Вроде и стоят дома на месте. А нет теперь у них новые русские названия и уездное правление новое и руководят ими уже не выбранные колонистами старшие и министры, а совсем из других мест и министерств. Факты насилия над местным населением вынуждены были признать даже сами руководители местных Советов Саратовского Поволжья. Когда поток эмигрантов стал чаще покидать родные места, коммунисты распорядились провести серьёзное исследование положения в немецких колониях. Вести его было поручено И. Ф. Гебгарту, старому немецкому коммунисту, человеку умному и опытному, но, естественно, скованному марксистско-ленинской догмой. Неправильная оценка хозяйственного положения немецких колоний, как сплошь кулацких, привела в ряде районов к недопустимым перегибам. Допустить в колонии зажиточных людей система не могла. Уже, наверно все стали понимать, что грядут другие, тяжёлые времена, и у этих времён будут не менее ужасающие названия. До них доходили слухи о зачастивших гостях и возможных переменах. И эти страшные и тяжёлые времена не заставили себя ждать. Их можно так разделить, как годы коллективизации, раскулачивания, депортация. Никак не могли привыкнуть колонисты к новым словам, таким как кулаки, коллективизация, но им очень скоро объяснили это на практике. Как-то по посёлку не торопясь ехала пролётка, в ней сидели молодая девушка и парень. Они что-то обсуждали, иногда приостанавливаясь, девушка всё время что-то писала в тетрадь, а молодой человек оглядывал местность что-то ей диктовал. Как потом выяснилось, они не заходили в администрацию и такой же вояж они проделали и в других посёлках. Потом была версия, что они проводили своего рода инвентаризацию колонии. Отмечали на их взгляд богатые и не очень поместья. Даже говорили, возле кого останавливались, к тем потом приходили. Наступила третья стадия, и ещё одна большая группа кулаков, вместе с семьями, были выселены из своих домов. 24 / 28 февраля 1918 г. в колонии Варенбург (Привальное) прошёл съезд депутатов-немцев Новоузенского и Николаевского уездных земских собраний Самарской губернии. На него было приглашено как руководство «Немцев Поволжья», так и представители ЦК и Саратовской организации Союза немцев-социалистов. Саратовские немцы-социалисты съезд бойкотировали, объявив его контрреволюционным. Начавшейся в конце 1920 года голод достиг своего пика зимой 1921-1922 годов. Голодало практически все населении колонии. Новая власть не смогла оказать своевременные меры. Последствия могли быть ещё хуже, если бы не активные действия зарубежных благотворительных организаций и родственников. Особенно трагическим стал для колонии 1921 год. Гражданская война не обошла и Ам Тракт. Война привела к многочисленным жертвам. Все эти события привели хозяйство колонии Ам Тракт в состояние полного расстройства, отбросив его в развитии на много лет назад. Тётя Эсау говорит, что за всю свою жизнь ей никогда не приходилось терпеть такую бедность. Когда в Пруссии было наводнение, урожай на лето пропал. Дядя взял их к себе, пока они снова не смогли переехать на свою ферму. Очень многие колонисты, поселенцы, не говорящие на немецком языке, переехали с колонии. Стало много попрошаек и их стаёт всё больше, иногда до 19 человек, да кто их точно считал. Можно было подать им маленькую чашку молока, хотя им так хотелось хлеба, но это не всегда было возможно. Как такое могло случиться в колонии, где всего было в изобилии, как здесь мог случиться голод? А с голодом и страшные болезни притянулись. Стало умирать много людей. Корнелиус Филипсен вернулся домой больным со службы. Через четыре недели умер. Питер Никель умер 14 дней назад он был учителем Жена и дочь тоже были больны, но они, вроде поправляются, им стало лучше.
16 Октября 1921 года и в семью Якова Есау нагрянула беда. Умерла его любимая жена Мария Луиза Лёвен/Есау 26.06.1860 года рождения. Мария родилась в Коппенталь колонии Ам Тракт. И там же в колонии 09.06.1880 года вышла замуж за Якова Есау. Она неделю пролежала в постели, а потом на протяжении нескольких месяцев ни на что не жаловалась, но было видно, что она не здорова. Никаких особых просьб не делала. За несколько дней до своей смерти она говорила очень мало. Пётр Винс произнес заупокойную проповедь. Текст 13:13. Поминальный обед был очень простой, хотя, просто хлеб с маслом и кофе, по тем временам не все могли себе такое позволить. В 1918 году у нас было более 100 лошадей и крупного рогатого скота примерно в одинаковом количестве, а теперь пять лошадей, коров и телят вместе двенадцать, овец нет, две зимние свиньи, но такие тощие. Кур и уток очень мало. Если бы у нас в скором времени были независимые фермеры, то дела бы снова пошли хорошо. Хлеб местами стал дефицитом. Во многих местах все это уже исчезло. Иоганнес приезжал с Линденау, привёз интересную весть. В Ам Тракте установили телефонный центральный пункт. Теперь у каждого руководителя есть телефонный аппарат. И даже у некоторых частных лиц также есть телефоны. Про это новшество было бы не плохо слышать, но, если бы в другое время. Да, это очень серьезное время. Бог посылает его нам. О, пусть оно достигнет той цели, ради которой Он послал его для исцеления наших душ. Очень многие болеют сыпным тифом, и многие умирают. Дитрих-Тиссен умер, ещё Анна Барч с Кеппенталь, тоже умерла. Из-за того, что лошади очень худые и их так мало, в Кеппенталь нельзя ездить на богослужения, как обычно. Так что богослужения проводятся в каждой из деревень. Здесь у нас каждые две недели Никель проводит проповедь. В школах готовят еду для детей очень хорошую еду. Дети любят пить какао и есть с ним вкусный калач, и рисовую кашу, и бобы, они с удовольствием идут кушать. Мы тоже рады, что можем накормить детей. О, как много благодарностей всем, кто отправляет вещи. Да благословит их Господь вдвойне. Как люди, мы можем благодарить Бога всем сердцем. Мы радуемся, когда приходит очередной подарок с Америки, и все вместе рассматриваем содержимое и от всего сердца шлём слова благодарности. В феврале мы получили перевод на сумму $30.00. Нет слов, мы сердечно вас благодарим, сможем мы когда вам что-то вернуть. Иоганнес, знаешь, я хочу спросить у наших Американских помощников в отношении частных подарков. Герхард, что ты имеешь ввиду, про какие подарки ты говоришь. Нам интересно знать, они отправляют подарки для всех, или если кому, то персонально, то как это должно засчитываться при делёжке. У нас, тех кто получил персональный подарок, вычеркивают из общего списка. Я не знаю как на это ответить. А в чём вы больше нуждаетесь. Основная потребность у нас продукты питания. Деньги у нас сейчас миллионы их так много, мы не понимаем их, но купить на них нечего и было бы лучше, если бы их снова не хватало. Хорошо, что ещё не совсем запретили нам посещать церковь. Наши старейшина Петер Вин и Корнелиус Никель. Проповедниками во Фрезенхайме являются Иоганн Тэвс, Генрих Нойфельд, Петер Дук - он ещё и учитель здесь, Якоб Бергманн, Франц Квиринг учителя в Лизандергеи. Юлиус Зиберт, Якоб Пеннер в церкви, Остенфельд.
12 июня 1922 г. Генрих Янцен написал в Америку Дорогие друзья, я обращаюсь к вам с великой просьбой, ради Бога, пожалуйста, смилуйтесь над нами и спасите нас от это голода и спасите нас от смерти как можно скорее. Ибо скорость имеет существенное значение, иначе мы пропадем. Я страдаю уже шестую неделю, не могу встать с постели уже 8 дней. Моя дорогая жена просто тащит всё сама, прилагая все возможные усилия. Мальчишки уже не могут этого сделать — опухшие ноги и усталость во всех конечностях. Это результат употребления слишком большого количества водяного супа. Элизе, Корнелиус и Альберт выглядят такими жалкими фигурами. Нужда велика - не только здесь, но и всюду слышишь о таких бедствиях и бедствиях без надежды на облегчение. Американская помощь прибыла сюда за неделю до Пятидесятницы, но, к сожалению, бедняков, подобных нам, так много, что она мало что сделала. Возможность что-то заработать равна нулю. Какими бы слабыми мы ни были, мы никому не нужны. 17.06.1922 года пришла вторая посылка на 20 долларов. Большое вам спасибо. Некоторое время назад Пеннер тоже получила свою, они были очень счастливы. Со щедрой помощью от наших родных нам не нужно было страдать от голода хотя бы иногда. Во второй праздник Пятидесятницы в Орловской церкви состоялось крещение. Церковь была очень красиво украшена гирляндами и венками. Перед алтарем была арка с гирляндами, через которую проходили кандидаты в крещение. Это было довольно красиво. Старейшина. Винс серьезно говорил от всего сердца с кандидатами на крещение. Его текст был 10:27-28). Кандидатов было 21человек.
В последнее время мы всё реже слышим о голодных смертях, от болезней ещё люди умирают. Якоб Реймер не так давно умер от тифа.  Сейчас лето и в огородах, и на полях начал поспевать урожай. Конечно, это далеко не тот урожай, который мы собирали раньше. Люди очень слабые и не могут много работать, но они через силу работают, и мы надеемся, что к зиме сможем заготовить продуктов, и это спасёт нам жизнь!

*******


/С началом Второй Мировой войны между нашими предками была потеряна связь. В 2024 году я по интернету случайно нашла цепочку потерянной связующей нити. И я получила вот такое сообщение, что я первая из нашей линии с кем они смогли связаться и узнать, что стало с нашей линией. Вот таким оказалось наше случайное интернетное знакомство. /

*********


Рецензии