Авторитет и независимость
(в двух частях)
I
Независимость – обязательная составляющая авторитета. И личного, и государственного. Независимость не просят, не вымаливают и даже не требуют. У кого требовать? Никто не выдает «ярлык на независимое княжение». К государственной независимости ведет чреда исторических событий, к личной – чреда ответственных поступков.
Когда сын покидает отчий дом, начинает сам зарабатывать, обзаводится семьей, задумывается о воспитании наследников, он становится на путь независимости. Не нужно просить, не нужно воевать, нужно просто поступать соответствующим образом. Если впоследствии он не держит обещаний, живет не по средствам, копит долги, задирается к сильным, не понимает сути происходящего, бездельничает, грубит, не уважает собеседников, не делает выводов, не учится на ошибках, не созидает, а разрушает, то он обречен на роль ведомого, на всецелую зависимость – от коварных советчиков, от заимодавцев, от лукавых мошенников, от более сильных, более богатых и чаще всего - непорядочных.
Если государство по стечению исторических обстоятельств обретает независимость «на бумаге», это вовсе не означает, что оно обрело фактический суверенитет. Так же, как не гарантирует полного суверенитета паспорт, полученный подростком в пубертатном возрасте. Государству суждено состояться лишь тогда, когда его существование оправдано всевозможными «логиками»: культурной, цивилизационной, исторической, лингвистической, национальной, территориальной, экономической. Но даже абсолютно состоявшиеся государства теряют суверенитет или вовсе прекращают существование свое, если правящие структуры уподобляются нерадивому сыну, поведение которого описано выше. Сколько примеров тому знает история – от исчезнувших империй древности до утративших свое влияние, распавшихся и обмельчавших государств средневековья, новой и даже новейшей истории.
Авторитет, как и независимость, - отнюдь не абсолютные константы. И в обществе, и на геополитической карте есть авторитеты общепризнанные, есть эксперты в той или иной области, а есть и те, кто все никак не может найти свое место и проживает век с постоянной оглядкой на более сильных.
Не всем занимать ведущие позиции. Тот, кто без стыда, честно, объективно признает свою ведомую позицию, достоин лишь уважения. Ребенок зависим от родителей, жена зависима от мужа, ученик зависим от учителя, пациент – от врача, гражданин – от государства, вассал – от суверена, сателлит – от доминанта, колония – от метрополии и так далее.
Прежде чем бить себя в грудь, выкрикивая лозунги о собственной независимости, хорошо бы вначале провести ревизию своим внешним связям и проверить, насколько свободолюбивые амбиции коррелируют с устоявшимся авторитетом. Только в повестях Успенского маленький мальчик может уйти из дому и начать самостоятельную жизнь с котом, псом и коровой в деревне Простоквашино. В реальном мире ребенок, пугающий родителей уходом из дому, вызывает улыбку. И чаще всего получает по попе. Лишь осознающий природу своей зависимости может претендовать на суверенитет в рамках этой осознанной природы. Лишь зрелый муж, уважающий родителей и понимающий суть родственных связей, может выстроить свою собственную семью – безусловно, с опорой на семью прежнюю.
II
Беспочвенные амбиции, пустые хотелки, незрелые декларации вызывают у окружающих улыбки (поначалу), а сам декларант вместо желаемого признания и всеобщего уважения лишь удивляет, раздражает окружающих, чем провоцирует конфликты, теряет авторитет и лишь усугубляет свою зависимость.
Кричать «Я независимый, самостоятельный, суверенный! Быстро уважайте меня!», при этом самому не уважать ни друзей, ни соседей, ни родственников, а лишь постоянно одалживать деньги, закладывая все движимое и недвижимое имущество, - так ни семью не прокормишь, ни государство не построишь, ни авторитет не утвердишь. Вечный протест, вечный вызов, вечная обида – отнюдь не признак взросления, а лишь индикатор скудоумия, скверного характера и дурного воспитания. Свобода – это хорошо, но ею нужно уметь пользоваться, брать столько свободы, сколько будет на пользу, а не во вред.
Был у меня один знакомый, руководил предприятием. Когда его сын подрос, мой знакомый заложил фундамент взрослой жизни: создал для сына свое предприятие, настоящее, с печатью, юрлицом и счетом в банке. На третий день директорствования сын купил два вагона калош и отправил их в Астрахань для выгодной перепродажи. С концами – ни калош, ни денег. Проект «суверенный сын» пришлось срочно сворачивать – с потерей средств, доверия и взаимопонимания.
И среди людей, и среди государств есть «вечные дети» – инфантильные, агрессивные, капризные. Вечно с претензией, вечно ножками топочут: все-то им должны, все-то их обижают. А сами при этом всегда в дурной компании подвизаются. Топотанием ног, ссорой да обидой авторитет не заработаешь. Суверенитет нельзя построить в долг – мы уже об этом говорили. Лишь уважение к тем, кто тебя создал, вырастил и воспитал, лишь опора на их опыт, лишь их всецелая поддержка – только эти составляющие слагают фундамент и личной, и государственной самостоятельности.
«Утром - деньги, вечером – стулья», - заявлял известный монтёр. «Вначале – взросление, потом – свобода», - утверждает здравый смысл. Причем свобода в той мере, в которой довелось повзрослеть и научиться нести ответственность. Взрослую ответственность. И никогда не стоит забывать о том, что авторитет сына укрепляет авторитет семьи, а не отрицает его. Даже если сын начал самостоятельную взрослую жизнь.
Свидетельство о публикации №225032100631