К 4. Глава 59 Луллубеи
Барельеф на скале, на которой был изображен царь луллубеев Анубанини вместе с богиней Иштар. Они оба стоят на поверженных врагах
Луллубеи были воинственным народом, особенно активным в период правления аккадского царя Нарам-Суэна. Этот царь подчинил себе луллубеев и увековечил это событие на шедевре месопотамского искусства — Стеле Нарам-Суэна. Однако вскоре луллубеи восстановили свою независимость и продолжили нападения на южное Двуречье, что ускорило падение Аккадской империи. В вавилонских текстах они упоминаются как «луллу» или «луллим», а в ассирийских — как «луллайу».
Место, где жили луллубеи, представляет собой весьма своеобразный край с уникальным климатом и суровыми природными условиями, которые заслуживают пристального внимания. Именно эти условия определили основной тип населения этих мест — племена горцев-кочевников, существенно отличавшихся по образу жизни как от классических оседлых горцев, так и от степных номадов.
Южные горы Загроса (самая высокая вершина — Кухе-Дена, 5180 м) по сравнению с Альпами и Гималаями более сглажены. Резкие пики, покрытые снежными шапками, возвышаются только в хребтах Северо-Западного Загроса. Обильные горные пастбища служат летней стоянкой для кочевых племен Ирана. В теплое время года здесь часто можно увидеть живописные группы черных шатров из козьей шерсти. К зиме племена откочевывают на юг. Кочевье занимает от четырех до шести недель, в течение которых семья со всем своим немногочисленным скарбом, многочисленными детьми и стадами должна преодолеть сотни километров по горным перевалам, высота которых превышает три тысячи метров. Светлые леса и редколесья покрывают узкими полосками склоны гор и тянутся к более влажным тенистым ущельям соседних областей. Они состоят из дубов, кленов, ясеня, вечнозеленых мирт и фисташек, а где суше — из можжевельника (арча).
Значительная часть равнин Луллубеи покрыта песчаными и щебнистыми пустынями. В их самых глубоких местах располагаются пересыхающие соленые озера, солончаки и такыры, которые служат символами неумолимой смерти и наполнены костями погибших путников и караванов. Одна из самых безводных пустынь нагорья — Деште-Лут. Растительность равнин преимущественно пустынная и полупустынная: солянки, дикий арбуз-колоцинт, каучуконос хондрилла, белый и черный саксаул. Почвы в основном серо-бурые, с вкраплениями степных растений, таких как полыни и злаки, включая ковыль. Также широко распространены колючие полукустарники и кустарники. Степи и полупустыни Луллубеи используются для выпаса скота, который круглый год питается подножным кормом. Эти места знамениты своими минеральными источниками и живописными водопадами. Реки нагорья маловодны и в основном наполняются водой только в сезон дождей. Однако в верховьях они постоянны, получая влагу с гор. В дельту Евфрата впадает река Карун, стекающая с Загроса, протяженностью 550 км, — единственная судоходная река Ирана.
Климат луллубейского нагорья и сегодня, как и в древности, характеризуется высокой аридностью и резкой термической сезонностью. Ранней весной и поздней осенью над нагорьем проходит полярный фронт, который вызывает циклоническую деятельность и осадки. Особенно сильные циклонические дожди, а в горах снег, выпадают весной. Летние осадки часто связаны с влажными ветрами Каспия. Зимой в страну вторгается холодный умеренный, а иногда арктический воздух, который, застаиваясь в котловинах, обуславливая низкие температуры. Однако средняя температура января составляет около 13°С. Страна лежит в тропическом поясе, и переход к сухому и жаркому лету происходит через короткий сезон теплой дождливой весны. Летом горы сильно прогреваются. Порой в зону Луллубеи устремляются северные (из Средней Азии) и западные (из Месопотамии) ветры, иногда достигающие ураганной силы. Годовая амплитуда абсолютных температур воздуха в местах основного расселения луллубеев достигает 90°С (от -40° до +50°С)! Земля луллубеев настолько отличалась от привычной для шумеров обстановки, что казалась им иным миром или адом.
В настоящее время горный Иран — это небольшие останы (области) — Луристан, Бахтиария и Кохгилуйе, где проживают народы, многие из которых до сих пор ведут кочевой или полукочевой образ жизни, не желая менять древние обычаи предков на современный комфорт. Немудреный кочевой быт луров (народа, живущего в данной местности) и сегодня возвращает нас во времена почти доисторические: наскоро сложенные из пальмовых ветвей или тростника хижины, загоны для овец, построенные из подручных материалов, костры в вырытых в земле ямах, на которых женщины по утрам пекут хлеб. Важно отметить, что кочевники-луры существенно отличаются от иранцев. Скорее всего, они и являются дальними потомками древних луллубеев.
Свидетельство о публикации №225032100672