Доктор нэук

От автора

Эту книгу я написал для шестилеток и бо-
лее старших детей, чтобы пробудить интерес
к науке и привить качества, которые необхо-
димы всякому учёному. Книжка подходит
не только детям, но и их родителям — муд-
рым взрослым людям.

Доктор нэук

Когда я вырасту, то обязательно стану
доктором нэук. Буду смешивать разные во-
дички. Нанокомпозитные. Для борьбы
с микробами. Со злыми микробами — доб-
рых мы трогать не будем. Тем более, что доб-
рые микробы живут в нашем животике, по-
могают переваривать конфеты, яблочки,
супчик. Буду смешивать водички… Вот как
сейчас: берём красную, добавим жёлтую…
Главное в химии — ничего не нахимичить.
Может и взрыв произойти. Умный доктор
нэук работает аккуратно. Хорошо знает таб-
лицу Менделеева. Для тех, кто не в курсе —
это не простая таблица с химическими эле-
ментами — это настоящий закон периодиче-
ской системы, который открыл Менделеев.
Видимо, он был хорошим доктором нэук,
вот и открыл. Она поэтому и называется таб-
лицей Менделеева. Собственно, вся химия
на ней основана. Химические элементы, со-
держащиеся в таблице, расположены в стро-
гом порядке не просто так… Ой-ой, мои во-
дички кипят! Как бы не бабахнуло. Ой, что
это?! (Пбууух!…)
Мааам! Пааап! Баба! Где это я?… О! Ин-
дия?! Обезьяна сидит на пальме?! Ого… А это
что?… Какой огромный цветок… А где все? Я
что, тут один? И куда теперь идти? Это что
ползёт на меня? Мама! Змея! Такая большая!
Я почему-то не могу бежать! Мама, папа, ба-
ба! Помогите! Я застрял в какой-то луже!
— Застрял он в луже, — ворчит мать, пы-
таясь поменять простынь.
— Я только что был в Индии, за мной гна-
лась змея, — информирует Ромка.
— И как ты туда попал?
— Да… неправильно смешал водички
и получился взрыв. Всё смешалось, задыми-
лось, грохнуло, а потом, вдруг Индия, паль-
ма, змея.
— Тебе просто приснилось.
— А было будто взаправду.
— Бывает, сон сбывается, может когда-
нибудь, действительно, окажешься в Индии,
будешь удирать от змеи.
— Хотелось бы…
— Всё, ложись спать, завтра рано вста-
вать.
— Спокойной ночи, мам.
— Спокойной ночи, Доктор нэук.
— Мам, скажи ещё раз, что я Доктор нэук.
— Ты — Доктор нэук.
— Я — Доктор нэук. Спасибо, мама. Ло-
жись спать, а то тебе завтра рано вставать.

Переносный смысл

В классе тишина. Лишь строгий голос учи-
теля диктует пословицы. Ребята записывают.
«Куй железо, пока горячо», — проговари-
вает учитель.
Ребята записывают.
— Подождите! Я не успеваю! — выкрики-
вает из-за парты Ромка.
— Пиши, пиши, мы подождём, — отвеча-
ет учитель. — А скажите, ребята, в чём состо-
ит переносный смысл пословицы?
— Ну, наверное, в том, что холодное желе-
зо плохо куётся, — тянет руку рыжая девочка.
— Это прямой, — отвечает учитель. — А я
спрашиваю про переносный.
— Переносный, что железо надо сначала
нагреть на костре, а потом куять! — выкри-
кивает белобрысый мальчик.
— Ковать, ты хотел сказать? — методично
поправляет учитель.
— Да, ковать, — исправляется мальчик.
— Этотожепрямой,—отвечаетучитель.
— А вы нам объясните, что такое перенос-
ный смысл, мы ответим!!! — хором требуют
ребята.
— Переносный?… — задумывается учи-
тель. — Это такой смысл, который можно
перенести на другие дела, никак не связан-
ные с железом.
— Аааа!!! — гудят ученики. — Ну, тогда мы
не знаем, какой тут переносный смысл.
— Ладно, вот вам ещё простенькая задач-
ка на переносный смысл: что будет, если все-
разрушающее пушечное ядро попадёт
в неразрушимую стену?
— Отскочит! — тянет руку рыжая девочка.
— Почему ты так думаешь? — спрашивает
учитель.
— Очень просто: если кинуть что-нибудь
в стену, кроме лизуна, снежка и водяной
бомбочки, то предмет отскочет от стены.
— Хорошо, я повторю задачку, кому она
не совсем понятна: что будет, если всеразру-
шающее пушечное ядро попадёт в неразру-
шимую стену?
— Может, стена просто помнётся немно-
го? — тихо предполагает белобрысый маль-
чик.
— Почему ты так думаешь? — продолжает
учитель.
— Не знаю…, — сомневается ученик, —
просто ничего другого на ум не пришло, вот
и подумал — помнётся.
Звенит звонок. Ребята шумно собирают-
ся, суют учебники и тетрадки в портфельчи-
ки. Пытаясь их перекричать, учитель объяв-
ляет домашнее задание, требуя записать
в дневники.
«Мы так запомним!!!» — хором отвечают
ребята.
Вот уже все выбежали из класса, а Ромка,
рассыпав карандаши, собирает их под пар-
той. Учитель садится на корточки, помогая
ему их собирать. Ромка, пользуясь случаем,
решил всё-таки выяснить, что же произой-
дёт, если всеразрушающее пушечное ядро
попадёт в неразрушимую стену.
Он спрашивает учителя:
— Валентин Семёнович, а что будет, если
всеразрушающее пушечное ядро попадёт
в неразрушимую стену?
— Ничего, — отвечает учитель.
— Почему вы так думаете?
— Потому что чего-то одного не может
быть. Либо нет такого превосходного ядра,
либо — такой крепкой стены. Законы логи-
ки, куда от них денешься?
— Ясно. Пойду ребятам скажу, а то будут
мучиться, не зная ответа.

Игра

— Раз, два, три, начало игры! Кто не спря-
тался, я не виноват, — кричит Артём.
— Я больше не играю — кушать хочу, —
говорит Ромка.
— А ты кого больше любишь, меня или
Игоря? — спрашивает Саша.
— Не скажу, — отвечает Юля.
— Ну, скажи, скажи! А я тебе вот что
за это подарю, — настаивает Игорь.
— Стуки — стуки за себя! — Таня кричит.
— У меня это уже есть. Папа подарил, —
Юля отвечает.
— Обознатушки-перепрятушки! — Артём
кричит.
— Смотрите, какую я поймал ящерицу, —
показывает Ромка.
— Зеленуха, — говорит Игорь.
— Дайте ей травки, пусть покушает, —
предлагает Юля.
— А давайте наловим ящериц и заставим
их бегать наперегонки, — говорит Коля.
— У моей хвост отвалился, — разводит ру-
ками Ромка.
— Отпустите её. Неужели не видите, что
она мучается?! — говорит Таня.
— Я видела, как Юля целовалась с Иго-
рем, — шепчет Кристина.
— Ладно, пусть бежит к папе и маме, мо-
жет, они вылечат хвост, — продолжает Ром-
ка. — Может, у них там врач есть, который
пришьёт новый? — спрашивает Таня.
— Дедушка Вася вышел, смотрите, чтобы
не увидел ящерицу, а то расскажет родите-
лям, — говорит Саша.
— Мои родители знают, что я ящериц
ловлю. Однажды я домой принёс, они ниче-
го не сказали, — откровенничает Ромка.
— А я однажды ковёр прожёг, так они мне
много чего сказали и целый месяц не давали
конфет, — вспоминает Игорь.
— От конфет зубы портятся, — говорит
Таня.
— Здравствуй, кариес! — говорит Юля.
— Саша, покричи маме, пусть скинет
мяч, в футбол поиграем, — предлагает Ко-
ля.
— А мы что делать будем? — спрашивает
Таня.
— Болеть за нас. — отвечает Игорь.
— Мы тоже хотим с вами в футбол иг-
рать, — говорит Кристина.
— Мааам! Скинь мяч, мы с ребятами
в футбол поиграем! — кричит Саша.
— Я не буду играть с ними и болеть тоже.
Пойдёмте, девочки, лучше одуванчики соби-
рать, — говорит Юля.
— Ой, ну и идите! — обижается Коля.
— Я с ними пойду одуванчики соби-
рать, — говорит Игорь.
— Мальчик-одуванчик! — дразнит Коля.
— Просто он нормальный мальчик, не та-
кой, как вы! — говорит Юля.
— Ой-ой, какие мы строгие! — говорит
Коля.
— Она целовалась с Игорем, вот и защи-
щает, — добавляет Кристина.
— Это не правда! — говорит Юля.
— Ну и что, что они целовались? — спра-
шивает Таня.
— А зачем тогда врать, что мы ненормаль-
ные мальчики, если не целовались? — гово-
рит Ромка.
— Ты бы уж молчал. — говорит Таня.

Беседа за ужином

Мама накрывает на стол. Ромка сидит, ко-
выряя скатерть ложкой. Папа читает газету.
Вот мама уже разливает суп по тарелкам.
Ромка говорит, что не хочет первое, а хочет
сразу второе — котлеты с пюре. Так он быст-
рее доберётся до третьего и будет есть сли-
вочное мороженое с кусочками фруктов.
Мать уговаривает его всё-таки съесть снача-
ла суп, а потом уже всё остальное. На что
Ромка отвечает, что ему не хватит места
в животике, чтобы всё уместить. Папа, не от-
рывая взгляд от газеты, говорит, что, если
не хочет первое, пусть не ест. Мать уступает.
Все принялись ужинать. Жуют. Звенят лож-
ками, вилками.
Ромка, разминая вилкой котлету, спраши-
вает отца:
— Пап, а как ты думаешь, что произойдёт,
если всеразрушающее пушечное ядро попа-
дёт в неразрушимую стену?
— Ничего, — отвечает отец.
— Почему ты так думаешь? — продолжает
Ромка.
— Потому что чего-то одного не может
быть: либо такого всеразрушающего ядра,
либо неразрушимой стены. Это же очевидно!
Закон противоречий — что-то одно должно
отметаться.
— Валентин Семёнович, наш учитель
по русскому и литературе, тоже так сказал.
— Ты мне лучше скажи, как этот закон
применяется в жизни? — спрашивает отец.
— Не знаю… Ну, наверное, если в живо-
тик помещается только два блюда, а всего их
три, то какое-то одно должно отметаться.
— Верно.
— Пап, скажи, ты что, не знаешь как при-
меняются законы логики в жизни? — инте-
ресуется Ромка.
— Почему же?… Знаю.
— А зачем ты меня об этом спросил, если
сам знаешь?
— Хотел убедиться, что ты тоже знаешь.
— Ну вот, я знаю. Ты убедился?
— Вполне.
— А мне теперь хочется убедиться, что ты
знаешь переносный смысл пословицы «Куй
железо, пока горячо», — втыкает следующий
вопрос Ромка.
— Как же? Знаю: смысл в том, чтобы
не откладывать дела, которые можно сделать
сейчас, пока есть интерес.
— Хы-хы, пап! Да тебя бы к нам в школу,
ты бы на все вопросы отвечал правильно, —
дивится Ромка.
— Зачем мне к вам в школу? Я уже закон-
чил свою школу, — улыбается отец.
— Тебе положить добавки? — спрашивает
мама Ромку.
— Нет, у меня только для мороженого
осталось место. Законы логики, мама, куда
от них денешься?

Сам себе
шахматист

Поужинав, Ромка достал шахматы, пода-
ренные ему на день рождения, и принялся
ходить с ними по квартире, уговаривая кого-
нибудь из домочадцев поиграть. Мама отка-
залась — она красила ногти на ногах. Папа
чинил утюг, разобрав его на винтики. Ба-
бушка сослалась на плохое зрение. Тогда
Ромка достал из шкафа большого плюшево-
го зайца, который ему тоже подарили на ка-
кой-то из праздников, но это было давно. Он
посадил зайца напротив. Расставил шахматы
на доске. «Ты какими будешь играть?» —
спрашивает Ромка зайца. Заяц молчит. Иг-
рушки ведь не умеют разговаривать. «Ладно,
играй белыми, а я буду чёрными. Ходи — ты
первый», — говорит Ромка зайцу.
Спустя сорок минут Ромка объявил зайцу
шах и мат. Жалостливо погладил зайцу уши,
сказав: «Ну, ничего, Заинька, завтра отыгра-
ешься. На этот раз я буду играть белыми,
а ты чёрными. А сейчас мы пойдём с тобой
в кроватку, уже пора ложиться спать».

Никто не виноват

На следующий день Ромкиных родителей
вызвали в школу. Классный руководи-
тель Аглая Сергеевна ругалась по поводу то-
го, что Ромка после уроков начал строить
ракету из различных палок и веток на тер-
ритории школы. Ребята, увидев, тоже захо-
тели участвовать в запуске ракеты. Таким
образом, они всем классом отгрохали дере-
вянную башню высотой в несколько метров
из подручных средств: палок, веток, пустых
картонных коробок, пластиковых бутылок.
Но напугало учительницу не то, что они её
построили, а то, что решили запустить
в небо. То есть выложили на дно ракеты
старые газеты и плакаты, найденные в од-
ной из школьных подсобок, и подожгли.
Получился огромный пионерский костёр,
который тушили уже учителя с помощью
огнетушителей. Впрочем, кто виноват
в поджоге и в том, что украл газеты из под-
собки, было не понятно. Но Ромка, как за-
чинщик проекта, отвечал за всё один.
Он сидит в кабинете директора, всхлипы-
вая от слёз. Вот он, смотрите — несчастный
наш Ромка. Попал в ситуацию. Бедненький.
Говорит, что они всего лишь хотели постро-
ить ракету, а кто поджёг, не имеет никакого
понятия. Родители были недовольны проис-
шествием. Директор школы в один голос
с классным руководителем говорят: «Ваш
сын абсолютно безответственный. Он не по-
нимает, что мог случиться пожар». На что
Ромкин отец возражает: «Ну, может, они
действительно не хотели поджечь ракету, мо-
жет, просто хотели построить и поиграть
немного в космонавтов, или ещё во что-то…
А истинный поджигатель так и не выяснил-
ся. Вот его бы вам и следовало ругать за без-
ответственность. Тем более безответственно
с вашей стороны не участвовать или хотя бы
не следить за развитием игры. Думаю, кто-
нибудь из взрослых не допустил бы поджо-
га». А директор, в свою очередь, говорит, что
дети приходят в школу не для того, чтобы ду-
рью маяться, а чтобы учиться. И добавляет,
что у Ромки неуспеваемость по арифметике.
Отец больше не стал возражать. Подумал,
что это бесполезная беседа, ни к чему разум-
ному она не приведёт. Он пообещал дирек-
тору школы, что постарается не допустить
со стороны своего сына подобных происше-
ствий. Ромка тоже пообещал больше
не строить ракет на территории школы. Ко-
гда Ромка с родителями вернулся домой,
мать принялась заниматься с ним арифмети-
кой. В связи с этим целый месяц Ромка
не выходил во двор гулять.

Нелепость обмана

«Рооо — мкааа!!! — звали ребята, столпив-
шись под балконом. — Выходиии!!!».
Ромка вышел на балкон, объяснил ребя-
там, что наказан за то, что построил ракету
в школе, и теперь целый месяц будет сидеть
дома, заниматься математикой.
Это было невыносимое испытание для
Ромки. Он очень хотел поиграть с ребятами
во дворе, но мама строго-настрого приказа-
ла ему заниматься учёбой. Сказала, что пока
он не вызубрит таблицу умножения, не на-
учиться применять простые формулы при
решении задач и уравнений, то не выйдет гу-
лять во двор. Ромка всё это объяснил ребя-
там и скрылся с глаз.
Ребята начали расходиться, а Ромка усел-
ся обратно за письменный стол и принялся
учить таблицу умножения. Невыносимая му-
ка — сидеть дома, вдали от всех, заучивая
таблицу умножения.
И вот, когда мама ушла по своим делам,
а папа был на работе, нашего бедненького
Ромку посетила дьявольская мыслишка: он
решил тайком немного погулять с ребятами.
Пока никого нет. А потом вернуться как ни
в чём не бывало и дальше заниматься мате-
матикой. Вроде никто и не заподозрит, что
он куда-то уходил.
Ромка уже надел кеды, закрыл дверь
на ключ и отправился гулять во двор.
Гуляет он себе, гуляет… Играет в разные
игры… Хорошо ему и весело, и он уже забыл,
что наказан. Вдруг видит, мама на горизонте
появляется. Идёт с сумками. Ромка на мгно-
вение остолбенел, а затем быстренько побе-
жал домой, ничего не сказав друзьям.
Но они и без того поняли, чего он так испу-
гался, ведь знали, что наказан.
Вот он прибежал домой, скинул обувь
и сел за письменный стол. Вроде, он тут
учился, а не гулял во дворе с ребятами. Зуб-
рит вслух таблицу умножения, чтобы мама
слышала. Мама открывает дверь. Заходит.
Но никаких признаков подозрительности
не проявляет. Она просто заходит, разувает-
ся и идёт на кухню разгружать сумки с про-
дуктами.
Уже прошло много времени, и никто Ром-
ке даже слова не сказал о его отлучке. Он уже
обрадовался, что никто ничего не заподо-
зрил.
Наконец, приходит с работы папа. Он то-
же ничего не говорит по этому поводу,
но как-то странно смотрит на Ромку, да так,
что ему даже стыдно немного становится.
И вот уже Ромка начинает понемногу со-
мневаться, что родители ничего не знают.
Переживает, нервничает. Подходит к ним
и спрашивает: «Мам, пап, а что бы вы сде-
лали, если бы узнали, что я в ваше отсут-
ствие тайком ходил гулять во двор с ребята-
ми?» Папа отвечает, что ничего бы они
не сделали. Тогда Ромка спрашивает, поче-
му. Папа наклоняется ближе к ромкиному
уху и говорит полушёпотом: «Если ты нас
обманул один раз — позор тебе, если два —
позор нам». После этих слов Ромке стано-
вится ужасно стыдно, что он обманул роди-
телей. Его щёки краснеют, и он, ничего
не ответив папе, отправляется к письменно-
му столу. Садится, подперев голову рукой,
и продолжает заниматься математикой.
После этого случая Ромка добросовестно
выполнил все задания, которые давала мама,
выучил таблицу умножения, да так, что она
от зубов отскакивала. И, довольный, отпра-
вился гулять с ребятами во двор.
Когда ребята его встретили, первое, что
он им сказал: «Никогда не обманывайте ро-
дителей, а то вам будет за это позор».

Избавитель

Ребята разбирают тетради с результатами
контрольной по математике, лежащие
на столе учителя.
Ромка, взяв свою тетрадь, садится на ме-
сто, открывает ее и видит большую двойку,
выведенную красной ручкой. При этом, надо
заметить, исправлений в контрольной ника-
ких нет.
Ромка сначала удивился, а потом расстро-
ился из-за этого недоразумения.
Он спрашивает учителя: «Александр Ар-
хипович, а почему вы двойку поставили,
ведь я всё верно решил?».
Учитель, заполняя журнал, не отрывая
взгляда, отвечает: «Ты списал контрольную».
Ромка разревелся, начав выкрикивать,
что это не правда, ничего он не списывал,
и всё такое.
Учитель, не отрывая взгляда от журнала,
холодно произносит: «Значит, дал кому-то
списать. В следующий раз задумайся прежде,
чем давать списывать».
На это Ромка уже ничего не мог отве-
тить. Но ему так обидно, так досадно, он
ведь просто помогал одноклассникам, кото-
рые хуже него понимают математику. А ес-
ли бы он и не дал списывать, то ребята пе-
рестали бы с ним дружить. Это было
крайне обидно. Ромка просто не мог сдер-
жать слёз.
Придя домой, Ромка подошёл к папе. Рас-
сказал историю с контрольной. Папа, сочув-
ствуя, покачал головой и сказал: «Никому ты
ничем не помог, ты просто избавил одно-
классников от трудностей, которые перед
ними стояли. За это и был наказан. Помо-
гать, знаешь ли, — это целая наука. Этому
всю жизнь нужно учиться».
Тогда Ромка спросил: «А как же следовало
поступить? Ведь, если бы я не дал ребятам
списывать, то они перестали бы со мной
дружить?».
В двусмысленном положении оказался
Ромка.
Но папа на это ответил так: «Если ты хо-
чешь дружить с теми, кто ничего не понима-
ет в математике, то не следует обижаться
на учителя за двойку. А если ты хочешь по-
мочь друзьям понять математику, то не сле-
дует обижаться, что они не хотят дружить.
Выбор за тобой. И не жди, что тебя за это бу-
дут благодарить. Тебе уже пора научиться
быть ответственным за свои поступки».

Обидчик

Ребята играют в спортзале в пионербол.
Шумно, как на базаре. Они перекидывают
мяч через сетку, и та команда, у которой мяч
коснётся пола, проигрывает очко.
Вот они играют, кидают мяч, очень шум-
но в спортзале, и вдруг возникает спорный
вопрос: мяч попал на линию площадки,
и никто не мог понять, засчитали очко
или нет.
Все сбежались на центр площадки, начали
спорить, возникла потасовка, и кто-то в этой
потасовке пнул Ромку ногой, да так, что он
упал на пол, расплакался, и даже не осме-
лился дать сдачи. Тем более, что он даже
не понял, кто его пнул.
Встав с пола, вытирая слёзы майкой, Ром-
ка сел на скамейку и продолжал плакать. Ему
не больно было, нет… Не от физической бо-
ли он расстроился, а оттого, что было очень
обидно. И больше всего досадно, что он
не мог дать сдачи обидчику: ребята всё-таки
были здоровее и крепче, чем Ромка.
После школы Ромка пришёл домой блед-
ный и страшно усталый. Скинул портфель
И рухнул на диван. Лежал так и смотрел в од-
ну точку, будто в душе сплошная пустота.
Мать позвала к обеду, но он не стал даже
есть — аппетита нет. Затем мать начала рас-
спрашивать, что с ним такое случилось,
но Ромка ничего не сказал. Стыдился при-
знаться, что его пнули на физкультуре, а он
не мог дать сдачи. Лишь сказал, что очень
устал после физкультуры, вот и всё.
Когда пришёл с работы отец, Ромка до сих
пор лежал на диване, но уже спал. А когда
проснулся, то тяжело пошёл на кухню чего-
нибудь перекусить. Мать уже рассказала от-
цу, что Ромка находится в подавленном со-
стоянии. Отец тоже начал расспрашивать,
что случилось. Но он и без того догадывался,
просто нужно было знать детали происше-
ствия, чтобы постараться помочь Ромке. Та-
ким образом, отец его разговорил, и Ромка
рассказал папе, как его пнули в спортзале,
а он так и не ответил обидчику.
Тогда папа предложил Ромке освоить гим-
настику тайцзи, которая содержит элементы
обороны. Он показал Ромке пару движений,
и тот аж засмеялся от удивления и радости.
Затем они начали заниматься вдвоём: отец
показывал, Ромка повторял. И так они зани-
мались этой гимнастикой каждый день регу-
лярно.
Вскоре Ромка почувствовал в себе такую
уверенность и силу, какую никогда раньше
не чувствовал. И хоть никто и не знал, что он
занимается гимнастикой тайцзи, всё же ни
у кого даже мысли не возникало обидеть
Ромку.
В процессе занятий отец постоянно по-
вторял, что применять навыки тайцзи следу-
ет только в целях самообороны. А когда ты
чувствуешь в себе уверенность и силу, то ни-
кто обижать тебя не будет.

Радостная
встреча

Окончился учебный год. Начались кани-
кулы.
Ура, теперь никакие домашние задания
не надо делать, никакие контрольные не на-
до писать, таблицы и правила учить. Целых
три месяца делай, что хочешь. И вот доволь-
ный Ромка едет к дедушке в деревню. Будет
там проводить каникулы целых два месяца,
а на третий папа возьмёт его с собой в путе-
шествие.
Дедушка тем временем сидит на скамейке
около калитки. Ждёт внучка. Видит, как ав-
тобус останавливается у обочины. Оттуда
радостно выбегает Ромка. Бежит навстречу
дедушке, кричит: «Деда! Деда!». В руках
у него какой-то рисунок: дом с трубой, а ря-
дом скамейка, на которой сидит дед, и под
скамейкой спит пёс. Ромка бросается в объ-
ятия деда, дарит ему рисунок. Дед, в свою
очередь, восхищается рисунком, благодарит
Ромку за подарок.
Вот они уже вошли в дом. Там бабушка
встречает Ромку. Она его обнимает, целует
и предлагает сесть за стол, накрытый различ-
ными вкусностями. Ромка говорит бабушке,
что рисунок, который он им нарисовал, от-
дал дедушке. Все садятся за стол. Кушают.
Разговаривают. Ромка рассказывает, что
с ним происходило всё это время, пока он
был дома: про ракету, которую кто-то под-
жёг, но никто так и не узнал, кто; про то, как
они с папой занимались гимнастикой тайцзи
(он даже показал им пару движений). Де-
душка с бабушкой были в восхищении
от увиденного.
Закончив обедать, дедушка с бабушкой,
немного полежав на диване, разошлись
по своим хозяйственным делам. Ромка гулял
по двору какое-то время, но как только на-
скучило гулять одному, решил помочь деду
управляться с хозяйством.

Принцип роста

Бабушка с дедушкой сажают картошку.
Деда копает, а бабушка укладывает в лунки
семенные клубни. Ромка повторяет за ба-
бушкой, помогает.
Весь огород высадили, осталось только
одно местечко, куда ещё не сажали ничего.
Ромка спрашивает у дедушки, может ли он
посадить кустик с картошкой, за которым он
будет ухаживать всё лето? Дедушка даёт ему
лопату, а сам лишь присматривает, как Ром-
ка выкапывает лунку и сажает картофельные
клубни.
Вот он уже закопал лунку. Бежит за водой,
чтобы полить кустик картошки. И вот уже
все разошлись отдыхать после посадки цело-
го огорода, а Ромке всё никак не дает покоя,
что его кустик растёт со всеми остальными
и ничем не выделяется. Беспокоился, что
от этого он медленней будет расти. Пришла
в голову идея отгородить кустик заборчиком.
Он собрал ветки, начал втыкать в землю во-
круг кустика. Таким образом, получился
небольшой заборчик, выделяющий ромкин
кустик среди остальных.
Дед увидел, что кустик отделён от осталь-
ных заборчиком, засмеялся, сказал: «Это хо-
рошо, что ты выделил кустик среди осталь-
ных. Но возможно, ему гораздо лучше будет
расти вместе с другими кустиками». Ромка
ответил, что об этом он даже не подумал.
Расторопно убрал заборчик, проговаривая
при этом: «Не переживай, Кустик, теперь ты
будешь расти со своими братьями и сёстра-
ми, и больше я не буду тебя отгораживать.»
Дед подвёл Ромку к огромному кусту,
на котором росли бабушкины розы. Этот ро-
зовый куст был такой огромный, и на нём
росли такие крупные и пышные розы. Дед
подвёл Ромку поближе и сказал: «Видишь
куст с розами? Он растёт, чтобы явить свои
лучшие качества. Видишь, наверху самые
пышные и красивые цветы, а те, что внизу,
поменьше, они-то как раз помогают расти
тем, что побольше. Так и ты растёшь: снача-
ла тебе помогают расти те, кто поменьше, и,
когда ты сильнее всего зацветёшь, будешь
уменьшаться, и помогать расти другим. Это
называется — эволюция».

Страшные гуси

Дедушка попросил покормить гусей.
Но они ведь кусаются! Как к ним зайти? Вот
они уже столпились около сетки. Гуси, гуси
вы мои. Кушать хотите? Тогда ведите себя
хорошо. Может, так кинуть, через сетку,
и пусть подбирают? Так и сделаю — нате, ло-
вите вашу еду! Вот и покормил.
— Деда, деда! — кричу я. — Покормил гу-
сей!
— А ты в кормушку им насыпал, или так,
через сетку набросал? — спрашивает дед.
— Да, так, через сетку…, — отвечаю я,
спрятав лицо от стыда. — Они ведь могут ме-
ня укусить, как я зайду? — Могут, — отвеча-
ет дед, — но зачем им тебя кусать?
— Откуда я знаю?! — отвечаю я. — А чего
они так ко мне бегут и галдят?
Дед взял меня за руку и говорит: «Пойдём
со мной, не бойся, гуси тебя не укусят, они
ко всем так бегают, они ведь голодные». Деда
снял крючок с сетки, открыл ворота, и мы
вошли внутрь загона, где жили гуси. Я про-
сто остолбенел от страха: эти гуси были со-
вершенно неуправляемы, невозможно было
от них ожидать чего-то хорошего.
— Деда, ты только не отпускай меня! —
говорю я дрожащим от страха голосом.
— Не отпущу, — говорит дед. Он налил
в поилку воды, а затем сказал, чтобы я по-
гладил кого-нибудь из гусей. Но мне было
так страшно, что я захотел покинуть это ме-
сто и никогда больше не возвращаться сюда.
Гуси бегали, как одержимые, вокруг меня,
и от этого было ещё страшнее. Один гусь да-
же расправил большущие крылья и начал
прыгать передо мной, галдя по-гусиному.
— Не бойся, погладь кого-нибудь из гу-
сей, — говорит дед.
— Нет, я не могу! — говорю я. — Доста-
точно того, что я вообще вошёл сюда!
— Ну, тогда…, — говорит дед, — ты всю
жизнь будешь бояться, а они как раз тех
и кусают, кто слишком боится. Погладь,
не бойся, ничего они тебе не сделают.
Тяжело дыша от страха, я протянул руку,
чтобы погладить гуся, тот задёргался, начал
кричать, я отпрянул от него.
— Смелей, не бойся, — говорит дед.
Я ещё раз протянул руку, и второй раз уже
было не так страшно, и я всё-таки погладил
немного гуся.
— Ну, всё, я погладил, пойдём отсюда, де-
да.
— Ну, раз погладил, значит пойдём, — от-
вечает дед.
После этого случая мне захотелось без де-
душки погладить гусей. Я подхожу к сетке,
а гуси подбегают к ней. Я их глажу, просунув
руку через сетку. А когда совсем осмелел, то
решил зайти в загон, и так погладить.
С тех пор я больше не боялся гусей, да
и кур тоже не боялся, кроликов не боялся.
Боялся я лишь коров (особенно быков), ло-
шадей, но только потому, что они очень
большие. Думаю, когда вырасту, как папа
или дедушка, то смогу коров и лошадей тоже
гладить без страха.

Большая рыба

Мы с дедушкой пошли на рыбалку. Вста-
ли рано утром. Темно. Солнце только-только
появилось на горизонте. Холодно. Трава
мокрая. Мы взяли удочки. Деда повесил
рюкзак на плечи. Отправились ловить рыбу.
Вот мы уже пришли к озеру, деда вытащил
какой-то свёрток из рюкзака, расстелил
на земле, прикрутил насос и начал надувать
этот свёрток. В итоге получилась надувная
лодка. Она чем-то напоминала батут, на ко-
тором я прыгал в парке аттракционов.
Я залез в лодку, а деда спустил её на воду,
погрузив туда вещи. Взял в руки вёсла. На-
чал грести. Мы уплывали всё дальше и даль-
ше от берега, пока не выплыли на середину
озера. Там мы начали приготавливать сна-
сти: раскладывать удочки, кидать в воду под-
кормку. Деда показал, как наживлять чер-
вячка на крючок и закидывать снасть.
Мне было трудно наживить этого червяч-
ка, ведь он шевелился постоянно. А когда я
его проткнул крючком, он ещё быстрее на-
чал шевелиться. Дед достал из рюкзака спе-
циальное тесто для ловли рыб. Оно было
пропитано каким-то сильно пахнущим мас-
лом. Сказал, чтобы я ловил на хлеб, если
не могу насадить червячка на крючок. А ещё
сказал, что можно насадить на крючок зёрна
кукурузы или мотылька. Так я скатал ма-
ленький шарик из теста и закинул удочку
как можно дальше.
Вот я сижу, смотрю на поплавок. Пока
ничего не происходит. Видимо, рыбы ещё
не приплыли к нам. А чтобы побыстрей при-
плыли, решил немного подкормки накидать.
Но деда сказал, что много нельзя, а то нае-
дятся варёной пшеницы и не будут клевать.
В общем, пришлось ждать, когда рыбы нач-
нут клевать.
Честно говоря, я не мог так долго смот-
реть на поплавок и ждать, пока что-то про-
изойдёт. Пока никто не клюёт, я решил
немного перекусить. Положил удочку, до-
стал из рюкзака термос с чаем и бутерброды,
налил в кружку, принялся жевать. И не успел
я дожевать один кусочек, как дед уже гово-
рит: «У тебя клюёт!»
Я всё побросал, схватил удочку, выдернул
из воды со всей силы. Ничего там не было.
Никакой, даже самой маленькой рыбёшки.
Главное, хлеб съели. Дед объяснил, что нель-
зя так рано вытаскивать, нужно подождать,
когда рыба совсем потопит поплавок: это
значит, что она уже заглотила крючок полно-
стью, и надо тянуть.
Я снова скатал маленький шарик из теста,
закинул поплавок в воду, принялся ждать,
когда начнёт клевать. Уже забыл про бутер-
брод с чаем, но увидел, как дед начал жевать
мой бутерброд и пить мой чай.
Вот я смотрю на поплавок, и становится
невыносимо на него смотреть. Вместо этого
я начинаю смотреть по сторонам: то на деда,
то на камыши, то на лягушек, плавающих
на поверхности воды. А когда я снова по-
смотрел на поплавок, его уже не было. Я так
перепугался, увидев, что поплавок исчез.
Снова дёрнул удочку со всей силы.
Но на этот раз крючок за что-то зацепился.
Тяну, что есть сил, крича деду, что там
большая рыба зацепилась. Кричу, чтобы он
помог вытащить. Не успел дед схватить мою
удочку, как я вывалился из лодки, плюхнув-
шись в воду.
Тону, всё вокруг шумит и вертится.
Не могу ничего поделать, чувствуя, как по-
гружаюсь в воду. Страшно, но я ничего
не могу кричать, как только открываю рот,
вода заливается туда, захлёбываюсь. Вдруг
дедушкина рука появилась в воде, схватила
меня за воротник и с огромной силой выта-
щила из воды.
Через пару мгновений я уже оказался
в лодке, кашляя и тяжело дыша от страха.
Дедушка быстро достал полотенце из рюкза-
ка, сухие вещи. Начал растирать меня, пере-
одевать, и, пока он помогал мне прийти в се-
бя и в надлежащий вид, я спросил его: «Ты
видел, какая там была рыба?» Дед ответил,
что это не рыба, а просто крючок зацепился
за бревно. Но я не поверил. Упав в воду, я
видел, как огромная рыба махнула хвостом
прямо перед моим лицом. Но, дедушка отве-
тил, что это мне от страха померещилось. А я
всё равно не поверил. Ведь я знал, что это
была огромная-преогромная рыба.

Умение сохранять
внимание

Самое главное, чему стоило бы научиться
всем детям, — это сохранять внимание
на долгое время.
Например, долго ли вы можете смотреть
на один и тот же предмет, не отрывая от него
взгляда? Каждый, кто хоть раз пробовал это
проделать, знает, что весьма трудно. Начина-
ет надоедать, глаза отвлекаются куда-нибудь
в сторону. А тем более, всякий доктор наук,
если он, конечно, нас не обманывает, дол-
жен уметь созерцать наблюдаемый предмет
или явление очень-очень долго. Только так
настоящий учёный сможет увидеть то, чего
до него ни один доктор наук не видел.
Ромка рассказал деду, как хочет стать док-
тором наук. Дед спросил его:
— А долго ли ты сможешь смотреть
на один и тот же предмет, не отрывая глаз?
Ромка ответил, наверное, долго. Но отве-
тил с некоторой неуверенностью.
Тогда дед предложил проверить, действи-
тельно ли у Ромки есть задатки стать докто-
ром наук, сказав:
— Я дам тебе задание разложить камешки
по цветам. Если выполнишь, значит, ты
и вправду доктор наук, а если нет, то тебе
ещё многому нужно учиться.
— Ой, да это легко! — воскликнул Ром-
ка. — Давай свои камешки, сейчас докажу,
что я настоящий доктор нэук.
Дедушка достал пакет с разноцветными
камешками из кладовой, постелил газетку,
высыпал камешки. Ромка немного удивился,
что они совсем маленькие, совсем не такие,
как он собирал на море с родителями. Это
были совсем мизерные камешки, как рисо-
вые зёрнышки.
— Ну вот, — говорит дед, — можешь уже
приступать.
Как бы там ни было, Ромке ужасно хоте-
лось доказать деду, что он настоящий доктор
наук, и с большим энтузиазмом он принялся
раскладывать камешки по цветам.
Не прошло и пяти минут, как Ромке это
занятие надоело. Он начал отвлекаться, гля-
дя в окно. Ходить по комнате. Играть с ко-
том. В общем, камешки так и лежали на га-
зете, а Ромка занимался чем угодно,
но только не раскладыванием камешков.
Дед, увидев, что Ромке совсем неинтерес-
но раскладывать камешки, принялся сам это
делать. Ромка, в свою очередь, начал мешать
деду, говоря:
— Не надо, деда, раскладывать мои ка-
мешки! Просто я немного отдохнуть хотел,
вот и отвлёкся.
Дед ему на это говорит:
— Если ты так долго будешь раскладывать
камешки, то кто-то обязательно сделает это
вместо тебя.
— А зачем их вообще раскладывать? —
вдруг спрашивает Ромка.
Дедушка ответил, что, во-первых, он со-
бирается из этих камешков сделать мозаику
на фасаде дома; а, во-вторых, он хочет,
чтобы Ромка стал доктором наук, вот
и придумал упражнение для развития вни-
мания.
Тогда Ромка на это сказал:
— Ну, раз так, давай вместе раскладывать
камешки.
Дедушка согласился, и они вместе начали
раскладывать камешки по цветам. А затем
и бабушка к ним присоединилась.
За один вечер втроём они разложили все
камешки по цветам. На следующий день на-
чали выкладывать мозаику на фасаде дома.
Когда работа была окончена, Ромка подо-
шёл к деду и спросил:
— Теперь ты веришь, что я настоящий
доктор нэук?
— Теперь верю, — ответил дед.
Ромка заулыбался и пошёл играть с котом.

Полезная привычка

Рано утром, встав с постели, Ромка одел-
ся, вышел во двор и начал заниматься гим-
настикой. Папа говорил, важно регулярно
заниматься, а то навык может забыться. Вот
он, собственно, и решил теперь заниматься
каждое утро, чтобы вошло в привычку.
Занимается он себе, занимается, делает
разные стойки и упражнения, и подходит
к нему дед. Увидев эту чарующую картину,
спрашивает:
— А что это ты делаешь?
— Как что? — отвечает Ромка. — Гимна-
стику, деда, ты что, не видишь?
— Вижу, — говорит дед. — А что это
за гимнастика такая?
— Это гимнастика «тайцзи», деда, ты что,
не знаешь?
— Впервые слышу, — говорит дед, — а за-
чем ты ей занимаешься?
— Как зачем, чтобы быть здоровым, силь-
ным, ловким, уверенным с своих силах, —
отвечает Ромка.
— Хорошо, а ты можешь и меня научить
этой гимнастике?
— Конечно могу! — восклицает Ромка. —
Становись, деда, напротив меня, повторяй
все движения, которые буду показывать.
Дед сделал, как велел Ромка, встал напро-
тив него, начал повторять движения.
Подошла бабушка и спросила:
— А чем это вы здесь занимаетесь?
— Это гимнастика, — отвечает Ромка, —
если хочешь научиться, то становись напро-
тив нас, повторяй все движения.
Бабушка сделала, как велел Ромка. Все
втроём начали заниматься гимнастикой, по-
вторяя движения, которые показывал Ромка.
Так регулярно, каждое утро, и занимались
они гимнастикой. А спустя две недели регу-
лярных занятий дедушка как-то сказал ба-
бушке, что от этой гимнастики он почув-
ствовал себя моложе лет на десять. Ромка,
конечно, подслушал эти слова. Ему было
приятно, что он оказался полезен со своей
гимнастикой бабушке и дедушке.

Путешествие

На каникулах мы с папой решили отпра-
виться в путешествие. Но он сказал, что если
я хочу отправиться с ним в путешествие, то
мне необходимо выучить иностранный
язык, а то, как же я буду разговаривать с лю-
дьми в незнакомой стране, не зная ино-
странного языка?
— Но, папа, как же я так быстро выучу
этот язык, если ты уже через две недели
уедешь в путешествие? — с некоторой оби-
дой спрашиваю я.
А он ответил, что, чтобы выучить ино-
странный язык и научиться понимать ино-
странцев, объясняться с ними, достаточно
двух недель. Всё зависит от усидчивости
и желания быстро овладеть языком.
— Для начала, — говорит папа, — нужно
научиться спрягать глаголы. Это главное, по-
тому что глаголы — самая употребляемая
часть речи. Затем надо научиться задавать
вопросы и отвечать на них. На этом строятся
диалоги разговаривающих людей. Ну
и в конце надо пополнить словарный запас
несколькими десятками самых необходимых
слов, — таких, например, как «конфета», ес-
ли хочешь купить в магазине конфет, или
«улица», если хочешь спросить, как пройти
на какую-нибудь улицу, или «время», если
хочешь спросить, сколько времени.
И вот мы с папой начали учить иностран-
ный язык, чтобы как можно скорее отпра-
виться в путешествие. И мама тоже с нами
учила. В общем, мы всей семьёй занялись
изучением нового языка.
Вначале было очень трудно потому, что я
не понимал значение многих слов.
Но со временем, пока занимался спряжени-
ем глаголов, я привык, и некоторые слова
автоматически возникали в моей голове.
Когда перешли к изучению разных вопро-
сов и ответов, и речь стала более осмыслен-
ной, мне уже гораздо легче стало говорить
на иностранном языке. И более того, мне
так понравилось говорить на иностранном
языке, что дома с родителями я только
на нём и говорил. А когда пришло время
ехать в путешествие, хотелось скорее встре-
тить иностранцев и поговорить с ними
на иностранном языке.
В самолёте я сидел со словарём, заучивая
разные интересные слова, которые хотел бы
сказать иностранцам. Пока мы долетели
до иностранцев, у меня уже был огромный
запас слов. И когда мы уже прилетели, разме-
стились в гостинице, а потом пошли гулять
по городу, я подходил к разным иностранцам
и разговаривал. И вообще, я разговаривал
с иностранцами везде, где только можно бы-
ло, и читал все плакаты, которые висели
на улице или в витринах магазинов. Это я
к тому говорю, что мне очень нравилось раз-
говаривать на иностранном языке.

Медитация

В этом эпизоде, я лишь расскажу, как
Ромка сидит в позе Будды и медитирует.
Он представляет себе образ Доктора наук,
старается сосредоточить на нём внимание
как можно дольше. Старается привыкнуть
к этому образу, и вообще, ему хочется, чтобы
вся жизнь была устроена, как у настоящего
доктора наук.
Медитирует он тоже регулярно, каждый
день, по десять минут, — перед тем, как за-
няться гимнастикой. Закрывается в комнате
или в любом другом месте, где никто не будет
мешать, где спокойно и тихо. Закрывается,
садился в позу Будды (или позу лотоса — так
правильно она называется), скрестив ноги
перед собой, а руки положив на колени. Он
закрывает глаза, представляет образ Доктора
наук и, возможно, какие-то ситуации, свя-
занные с научной деятельностью (например,
смешивание различных веществ в пробир-
ках, разглядывание под микроскопом каких-
нибудь интересных соединений). Может, он
представляет, как с помощью телескопа на-
блюдает за звёздами и другими планетами,
как проделывает опыты с лазером, мазером,
квантами; как вычисляет сложное математи-
ческое уравнение для того, чтобы применить
новейшую теорию в практике. Как сидит
в кустах и наблюдает за жизнью диких жи-
вотных, а потом описывает это в научных
трудах, как делает научный доклад в огром-
ном зале, где учёным вручают Нобелевскую
премию за разные достижения и открытия
в области науки и техники. Представляет, как
ему вручают эту самую Нобелевскую пре-
мию.
В общем, он просто медитирует и всё.
Но делает это регулярно, каждый день,
по десять минут перед тем, как заняться гим-
настикой. Ему хочется поскорее привыкнуть
к тому образу жизни, которым живут настоя-
щие доктора наук.


Рецензии