Краткий очерк истории Атлантиды. Часть 5
Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных. (Аристотель)
Добрые речи ведите, за чашей веселою сидя,
И избегайте душой всяческих ссор и обид. (Феогнид)
Дионисовы забавы лучше Аресовых битв,
Пусть эвоэ! раздаётся среди песен и молитв... (Carmina popularia)
Многочисленные попытки весёлых творческих людей и сухих мыслителей разобраться в глубочайшей трагедии, погубившей до основанья цивилизацию Атлантиды, предпринимались во все времена, начиная с седой античности и до наших дней, характеризующихся резким ускорением движения этого мира к неизбежной точке очередной бифуркации. Невозможность чётко разложить по полочкам очевидные факты и подвергнуть их скрупулёзному логическому анализу трактуется многими вполне приличными и высокообразованными субъектами правовых и физиологических отношений не с точки зрения ущербности наших знаний и интеллекта, а совсем даже наоборот, с позиций мистического мироощущения, которое беспрепятственно проникает в неискушённые мозги лаконичным утверждением – «Умом невозможно понять Атлантиду, в неё можно и нужно только слепо верить!» И эта вера, основанная на внутренних атрибутах, составляющих суть атлантической души, и есть причина величия Атлантического государства, основанного самим Посейдоном и впавшего в ничтожество под водительством его потомков.
Такой взгляд на психолого-социальные основы или, выражаясь современным политологическим языком, такая загогулина позволяет дать почти реалистичную оценку движущих сил, приведших в общем-то процветающую и стремящуюся в светлое будущее популяцию атлантов к кровавой, совершенно бессмысленной и беспощадной распре с ахейцами и, в конце концов, к полномасштабному потоплению в тёмной пучине. К такому потоплению, что даже намёка, даже грязной пены не осталось на поверхности чёрных морских вод. В таковом ракурсе и стоит взглянуть неангажированным и, по возможности, незамутненным взором на составные элементы атлантического социума, на те колёсики, что усердно крутятся сами, заставляя двигаться весь механизм.
С другой стороны, крайне поучительно было бы послушать разговор самих атлантов, продвинутых в умственном и культурном смысле, прислушаться к их свободно текущей беседе. Такое событие, конечно, кажется совершенно невозможным, слишком уж велика временная дистанция. Но это лишь на первый взгляд! Общеизвестно, что все свободно текущие беседы между просвещёнными персонами, если не считать, конечно, стойких приверженцев ислама и закоренелых трезвенников, во все эпохи сопровождаются значительным потреблением алкоголя. Это простенькое по своей химической структуре вещество способствует преодолению барьеров, навязанных нам объективной реальностью, которая, как известно долго живущим на свете и усердно изучающим философические манускрипты, существует совершенно независимо от нашего сознания. Дело в том, любезный мой читатель, что пространственно-временной континуум, в котором нам выпало появиться на свет, неоднороден и фрагментарен, иногда настолько, что объединенная общими мыслями, ощущениями, чувствами или предчувствиями небольшая группа разумных особей, к примеру, древних атлантов, оказывается заключённой в некое подобие капсулы, отграниченной от постоянно окружающей их очевидной действительности.
Каждый фрагмент континуума, отличающийся от остальных, помимо обычных пространственных и временных измерений характеризуется набором показателей, которые и определяют его неповторимость. Совпадение даже единичных параметров у разных, далеко разнесённых фрагментов или капсул, являющихся по сути своей специфическими областями многомерного пространства, приводит иногда к поразительным результатам!
В самом деле, попадая в ситуацию, тем или иным образом сохраняющую облик минувшего, человек, охваченный воспоминаниями, переживает вновь моменты прошедшего. Или, если временной лаг гораздо больше, в силу вступает воображение, рисуя картины прошлого под влиянием ландшафта, интерьеров, деталей одежды и оружия, музыкальных инструментов и прочих материальных свидетельств ушедших времён. Иногда мимолётный запах парфюма или неясная мелодия играют роль мостика между фрагментами континуума, невозвратно разделёнными временем или пространством.
Но с атлантами такие штуки не проходят – Атлантида утонула, не осталось ни ландшафтов, ни интерьеров, ни парфюма! Наличествующий уровень науки и технического развития оставляет нам в этом случае только один критический параметр, позволяющий надёжно преодолевать несподручную сущность нашего пространственно-временного ареала и устанавливать коммуникационные связи между его отдалёнными фрагментами. Сметливый читатель уж догадался конечно, что речь идёт о количестве, и, прошу особо заметить, качестве принятых на грудь алкогольных субстанций!
Однако не всё так однозначно, далеко не всё. Невозможно игнорировать тот факт, что жители древней Атлантиды пили совсем другие алкогольсодержащие напитки, чем обитатели урбанизированных территорий в XXI веке. Вино в античные времена было довольно крепким и весьма противным на вкус, и его, как правило, разбавляли водой, а неразбавленное креплёное потребляли или совсем уж отчаянные индивиды, или в ситуациях, когда количество выпитого стирало все границы приличия и притупляло вкусовые ощущения, подтверждая основной закон диалектики о переходе количества в качество. С другой стороны, конститутивным условием в рассматриваемом случае является компашка собутыльников, та могучая кучка, которая придаёт процессу совместного пития некую духовную субстанциональность, наделяя обычное, вообще говоря, действие новым онтологическим статусом.
Здесь, конечно, напрашивается естественное возражение. Наблюдатель, скажете вы, может пить в одиночестве и не нуждаться вовсе в компании захмелевших сотоварищей, уподобляясь опытному фотоохотнику, поджидающему в тщательно замаскированном укрытии появления редкого зверя или птицы. И вы, конечно же, будете правы! При таком повороте событий во главу угла становятся предметы не первой необходимости, которые обостряют действие правильно подобранного напитка, как нежные звуки арфы подчёркивают основное звучание скрипки или альта.
Вышесказанное приводит нас к мысли, что вовсе не количество выпитого алкоголя является сближающим отдалённые пространственно-временные капсулы фактором, а возникающий эффект воздействия, обостряющий восприятие участников процесса и зависящий в сильнейшей степени от окружающей нас среды, атрибутами которой являются и находящиеся рядом хмельные персонажи, и предметы материальной бытовой культуры. Согласитесь, что эффект будет разным, а может даже противоположным, если выпить добрый эль из бумажного стаканчика в компании гопников из питерской подворотни или из хрустального бокала, сидя за дубовым столом в окружении людей, отличающих Фейербаха от Фейерабенда.
Итак, вперёд! После третьего стакана ирландского джина, разбавляемого индийским тоником, сродни тому, как атланты смешивали с ключевой водой привезённые из-за моря ахейские дары Диониса, чёткие контуры окружающего пространства приобрели мягкие, размытые очертания, а шум машин и звучная, но совершенно непонятная болтовня дворников за стенами московской квартиры растворились в медленном водовороте пространственно-временного континуума. Вдруг стали видны неясные силуэты в хитонах, расположившиеся вокруг глиняной амфоры, часто подносящие круглые чаши ко рту и оживлённо жестикулирующие в ходе дружеской беседы, воспроизвести которую с протокольной точностью не было никакой возможности, но разобрать отдельные слова или даже фразы и почувствовать настроение и переживания этих случайных путников, вошедших вместе с нами в реку времени, не представлялось чем-то нереальным и недостижимым.
- Мудак с трезубцем! Вот ведь простая вещь - маринованная олива, а он пену гонит. Правильно ахейцы на хер послали, а мы хлебаем... и закусь импортируем.
- Ну не всё импортируем, есть и своё, и вино есть... Греческое получше, конечно, но дороже…
- Не так чтобы очень, а дорожает сейчас всё. Военные расходы поджимают...
- Почитай без войны нам плохо жилось? На хера нам это всё?
- Ты у архонта спроси, ему, скотоложнику, видней, он прямой потомок... Ну, этого, который с трезубцем...
- Какой потомок! У него в роду одни козлоногие… Столько лет правит, а не меняется, рыло только округлилось...
- Может и не он вовсе, меняют, раба похожего находят, а издали никто и не поймёт.
- Нет, ахейцы молодцы, конечно. Здравый смысл... Оливу выбрали, не морскую пену. Теперь и масло у них, и вот маринованная закусь... Ну, ваше здоровье, может и у нас так будет...
- Ни хера не будет! Народ, выбравший сраную пену вместо сытной оливы...
- Да народ ничего не выбирал, никто и не предлагал оливу, тем более здесь вотчина Посейдона...
- Но и не запрещал! Потомки верховного, который с трезубцем, себе всё обеспечили, а нам пену с хреном! Потому что, видишь ли, тебе не предлагают. Так встань и возьми сам, сука! Чего ты ждёшь?
- Легко сказать возьми, страшно ведь... Это у них там, где оливы растут, могут архонта и остракизму подвергнуть. А тут, ежели что, чаша цикуты покажется тебе благословением богов…
- Зато у нас стабильность - оливок как не было, так и нет...
В мозгу не в меру педантичного читателя наверняка зашевелился червь сомненья – и каким же образом после ирландского джина этим, с позволения сказать, путешественникам во времени стал понятен язык древних атлантов? Искусный лингвист возразил бы, что наречие жителей Атлантиды куда проще, чем древнегреческий язык ахейцев, но в данном случае такой силлогизм был бы сродни банальному словоблудию!
Пятый стакан совершенно обессмыслил соблюдение пропорции благородного джина и содержащей горький хинин индийской воды, также как нивелировал смутные различия между нейролингвистическим восприятием чуждой нам речи и телепатическим ощущением переживаний и чувств в чём-то близких нам по духу людей, отделённых от нас стеной времени и бездной пространства. Но такой эффект мог проявиться, в чём автор полностью уверен, только при симметричном воздействии пьянящих субстанций, коему должны были также подвергаться существа, которых мы считаем объектом наблюдения на том лишь основании, что они жили существенно раньше нас.
Итак, противоречие между обыденным здравым смыслом и многогранной реальностью преодолено, лингвистический барьер форсирован, в глиняных чашах пенится неразбавленное ахейское вино... Амфора наполовину пуста, но, может быть, наполовину полна, кто разберёт... Зависит, видите ли, от точки зрения - не всё, ясен пень, так уж и однозначно!
- Ты говоришь рабство, но это как кому повезёт. Под оливами там демократия, и права рабов оберегают…
- У нас зато все рабы по сути своей…
Незаметно пространственные фрагменты из разного времени слились воедино, и стороннему наблюдателю, улавливающему лишь отдельные фразы, мудрёно стало разбирать, где чьи слова, где голос из древности, а где глаголет современник…
- Снова воинов набирают, на войну…
- С гиперборейцами опять? Уж отвоевались вроде, получили тирсом по косматке…
- Ахейцев воевать пойдём, всерьёз и надолго…
- Половину ректоров вообще уволить надо за профессиональную непригодность!
- А вторую – пересажать за воровство…
- Но главное они разрушают духовные связи между поколениями, корёжат культурные эстафеты…
- И что теперь - без ахейского останемся и без оливок?
- Не переживай, скоро без всего останемся!
- Ведь как получается: персонаж высокого ранга, пидорас во всех смыслах, вынужден свою натуру скрывать, таиться… А у них – нате вам, терпимость… Хочешь в анус долбиться – нет проблем, никто тебе слова дурного не скажет…
- И что, собственно, ахейцы им плохого сделали? Убивать-то зачем?
- А что ещё козлоногие посейдоновы потомки могут? Переманить? Чем – пеной солёной?
- Да, обидно… Всю сознательную жизнь грыз гранит, сеял по возможности доброе, казалось когда-то даже разумное, и получилось ни хера не вечное… Полная хренотень...
- Без рабства в широком смысле нельзя, государство остановится. Да, мы с тобой вроде бы свободные граждане. Я художник, стены в лупанариях расписываю, ты – мастер, изобретаешь подобие греческого огня по программе автаркии… А по сути мы – невольники…
- Обеспечить всем возможность свободного развития – это, батенька, утопия! Кто же говно будет разгребать, искусственный интеллект что ли?
- Ну и что ты хочешь в такой ситуации? Большинство задницу вылизывает верховному архонту – и рабы, и граждане. Хотя и у тех, и у других есть веские причины его ненавидеть. И ты можешь наизнанку вывернуться, никакой афинской демократии не получается…
- Так что же получается? Рабство передается по наследству? Генетический груз?
- Ребята, так жить нельзя! Доколе этот убогий, незаконно узурпировавший имидж отцовского трезубца, будет поганить нашу древнюю Атлантиду?..
- Quo vadis? Камо грядеши? Для одних всё уже определилось, другие ещё ждут своей участи, гадают, прогнозируют, противоречат судьбе… Что нас ждёт?
- Наша амфора покуда вполовину хоть полна,
Ждать не будем в жизни чуда,
Чашу осушим до дна. Эвоэ!
- Эвоэ… А ведь вы, ребятушки, могли бы стать могущественными лидерами всей античной ойкумены…
- Могли бы, дядя, могли… Если бы не эти посейдоновы подонки! Если бы не историческая память, кнутами и дубинками вбитая в голову охлоса, если бы умные философы не рванули бы резво на лучшие земли, да хренова туча ещё всяких если… Эвоэ…
- Популяция расколота сильно, в различных ракурсах – убивать ахейцев или дружить с ними, бесправные рабы и юридически свободные граждане, потомки кроманьонцев и сохранившиеся неандертальцы, обогатившиеся нувориши и хронические бедняки… Раскол такой, одним словом, что даже для борьбы друг с другом объединиться нет никакой возможности…
- ЭВОЭ!!!
Свидетельство о публикации №225032100845
Аналоги с современной Россией вполне прозрачны, особенно в заключительной главе. Закончить надо было не кличем греческих вакханок, а криком "гойда!", смешнее было бы)). Сам я, кстати, творческих советов не люблю, но другим даю с удовольствием)).
В целом тексты написаны вами мастерски, по всем правилам русского языка, поэтому прочитал с удовольствием.
С уважением,
Александров Николай 03.05.2025 19:23 Заявить о нарушении