О смысле жизни, который всегда ускользает

Человек рождается с вопросом, вшитым в ДНК души: «Зачем я пришел в этот мир?» Он ищет ответ в звёздах, в глазах любимых, в священных текстах и формулах квантовой физики. Но чем глубже копает, тем яснее осознаёт: смысл жизни — как горизонт. Чем настойчивее к нему идешь, тем дальше он отступает, оставляя на песке следы, которые ветер сотрёт к рассвету. 

Возможно, абсурд в том и заключается — мы обречены искать то, чего нет в готовой упаковке. Камю называл это «нежной безнадёжностью»: Сизиф счастлив не тогда, когда камень достигает вершины, а когда он, спускаясь вниз, вдруг замечает росток между скал. Смысл — не в финале, а в сопротивлении пустоте. В том, чтобы, зная о тщете, продолжать поливать цветы на краю пропасти. 

Но если глобальный ответ недостижим, почему мы всё ещё плачем над стихами, спасаем тонущих незнакомцев, пишем симфонии в тетрадях, которые никто не услышит? Потому что смысл распадается на осколки важного: в чашке чая, поданной молча; в смехе ребёнка, не ведающего о конечности бытия; в том, как рука не отпускает другую руку даже в кромешной тьме. Эти моменты не отвечают на «зачем» — они делают вопрос ненужным. 

Одиночество здесь — не проклятие, а условие подлинности. Как бы ни были близки души, каждый из нас умирает в одиночку, каждый смотрит на мир через уникальную призму боли и восторга. Но именно это экзистенциальное одиночество зажигает в нас жажду прикоснуться. Мы бросаем мосты из слов, взглядов, музыки — и внезапно обнаруживаем, что одиночество другого резонирует с нашим, создавая хор, который Вселенная, возможно, ждала миллиарды лет. 

«Быть может, главный парадокс в том, что отсутствие смысла — и есть дар.» Он освобождает нас от ярма «великих целей», позволяя найти святое в малом: 
— В том, чтобы слушать дождь, не думая о метафизике; 
— В том, чтобы прощать себя за несовершенство; 
— В том, чтобы, даже зная, что любовь не вечна, любить так, словно это единственный способ остаться человеком. 

Мы никогда не в состоянии уловить смысл бытия — но в погоне за ним становимся алхимиками, превращающими страх в надежду, а одиночество — в тихую песню, которую подхватят те, кто придёт после. И это — более чем достаточно.

Илья Игин


Рецензии