Телохранитель Ким Ир Сена

Девятого мая 2025 года страна будет отмечать 80-летие Победы над фашизмом. В ноябре 1941года бойцы 316 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова ценой своих жизней сдерживали наступление немецко-фашистских захватчиков, рвавшихся по Волоколамскому шоссе к столице нашей Родины. Среди героев панфиловцев был и наш земляк из Кабардино-Балкарии Хангери Ибрагимович Елоков.

Хангери Ибрагимович Елканов родился 15 мая 1903 года в небольшом селении на Северном Кавказе. Службу в Красной армии он начал в 1926 году после окончания рабфака. В этом же году был принят в ряды ВКПб, а в 1929 в ряды Красной Армии. В 1932 году Х.И. Елоков окончил в Ставропольском крае Кавалерийское военное училище. Так началась военная карьера простого парнишки из солнечной Кабардино-Балкарии.
 
Уже в 1936-37 годах он воевал в Испании на стороне республиканской армии, воюющей с франкистами. Числился военным советником. Опытного офицера старшего лейтенанта Елокова Великая Отечественная война застала в должности сотрудника алма-атинского областного военкомата. Грамотный офицер, имеющий боевой опыт, был направлен в знаменитую дивизию генерал-майора Панфилова.  Кадровый военный Елканов командовал сначала разведвзводом, а в последствие батальоном разведки. Разведчики совершали вылазки в тыл врага. Среди их трофеев была важная штабная документация и взятый в качестве языка гитлеровский генерал. Батальон, которым командовал уже майор Хангери Елоков, попадал под угрозу окружения, бился в лобовых атаках, в рукопашных боях. Елоков с бойцами отбривал танковые атаки противника, по ночам ходил сам в разведку. Солдаты уважали своего командира. Называли его не Хангери, а Хан-героем. Великую Отечественную войну лихой офицер Хангери окончил в Берлине в звании подполковника, был награжден орденом Великой Отечественной войны первой и второй степени, орденом Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, медали: За победу над Германией, За победу над Японией, За оборону Москвы.
 
Однако домой подполковника не отпустили. Нужно было еще разгромить Японию, которая была угрозой для СССР. В августе 1945 года Хангери Елоков был назначен командиром полка. За время боевых действий случались интересные эпизоды, которые Хангери рассказывал своим близким. Однажды разведвзвод, возвращался на базу полка и наткнулся на небольшой отряд. Завязался бой, нужна была поддержка. Доложили командиру полка Елокову. Узнав от вестового разведчика о столкновении, направился на выручку бойцам во главе спецвзвода разведки. Оставшихся в живых врагов взяли в плен. Японцы, самые настоящие самураи! Выяснилось что, это были самураи из гвардии императора Японии. Они все были в традиционном кимоно. Закрыли под замок. Утром охранник сообщил командиру о странном поведении японцев. Самураи ножом резали себе животы. Это было конечно для советских военных ЧП. Как они сохранили ножи и так далее. Один из пленных передал Елокову подаренный императором за верную службу японский флаг, который до сих пор хранится в семье Елоковых.
 
После разгрома Квантунской армии и капитуляции Японии Хангери Ибрагимович служил военным комендантом города Сарион, что в 80-ти километрах от столицы Северной Кореи Пхеньяна. Началась холодная война. В этих условиях советское правительство ставило одной из приоритетных задач обеспечение безопасности лидеров государств социалистического лагеря. Перед подполковником Елоковым была поставлена сложная задача, обеспечить личную безопасность Ким Ир Сена от посягательств агентов разведок империалистических стран. Секретным предписанием, за личной подписью самого Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, подполковник Елоков назначается командиром специального батальона охраны Председателя Совета Министров, Генерального секретаря Трудовой партии Корейской Народной Демократической Республики Ким Ир Сена! Это был 1946 год.
 
В должности командира батальона телохранителей он прослужил с 1946 по 1949 год. На Кима действительно покушались. Елокову удалось предотвратить два покушения на лидера КНДР. Один раз на демонстрации трудящихся диверсант из толпы пытался открыть огонь по Ким Ир Сену. Офицер из батальона охраны успел его заслонить своим телом. Он получил ранения, но выжил и был награжден орденом КНДР. Стрелявший был кореец, служивший переводчиком, завербованный американской разведкой. Вторая попытка покушения была произведена диверсантом при помощи ножа. Бойцы батальона охраны сумели быстро обезвредить злоумышленника, однако не успели допросить, поскольку он раскусил ампулу с сильно действующим ядом, зашитую в воротник рубашки.

За верную службу Ким Ир Сен лично наградил Хангери Ибрагимовича именным пистолетом и саблей отделанной золотом и украшенной драгоценными камнями. К великому сожалению, ценные реликвии были украдены уже в родном Нальчике и их не смогли найти, несмотря на все принятые милицией меры.

В КНДР Хангери Ибрагимович нежданно встретил своего земляка. Солдаты, возглавляемые Х.И. Елоковым, в конном строю патрулировали окрестности резиденции Ким Ир Сена. Всадникам необходимо было проехать узенькую арку, где двоим конным не разминуться. На  встречу бойцам Елокова двигались, также конным строем, солдаты другого подразделения Советской армии и путь их лежал через эту же арку. Произошел конфликт, чуть не переросший в драку и тут Хангери Ибрагимович услышал «крепкие» слова на родном языке. Оказывается, что командиром конников был земляк Хажумар Бузураев. Тут уж радости не было предела у обоих. Видавшие виды офицеры обнялись и расплакались, как малые дети. Ведь Хангери Ибрагимович 30 лет не был в родной Кабардино-Балкарии и не ожидал встретить земляка здесь в Северной Корее.

«Вообще у моего отца с Ким Ир Сеном,- рассказывает Руслан Хангериевич-, были самые дружеские отношения. Он помог создать в Северной Корее пионерскую организацию, Ким Ир Сена он считал перспективным лидером способным политиком, а тот в свою очередь прислушивался к его советам. Ким Ир Сен не забывал отца и после его отъезда из КНДР, даже присылал приглашение приехать. Но Хангери Ибрагимович отказался. На дворе стояла хрущёвская «оттепель», культ личности И.В. Сталина был осужден, а в Северной Корее Сталина уважали, по этому решил не ехать. В 1982 году,-рассказывает Р.Х. Елоков -, отца уже не было в живых, я получил приглашение из посольства КНДР. В Москве меня встретил третий секретарь посольства товарищ Хо Сан Док. Встреча была очень теплой. Я привез все фотографии отца за период его службы в КНДР, с них были сделаны копии. Сейчас они хранятся в музее в г. Пхеньян».

После завершения своей миссии в Северной Корее Хангери Ибрагимович служил в Казахстане. В 1955 году он приехал в Нальчик, где служил инструктором особого отдела при Кабардино-Балкарском Обкоме КПСС, то есть как прикомандированный офицер КГБ. Будучи в родной республике, когда уже было за пятьдесят, в 1956 году он женился на Киповой Аминат Ибрагимовне. Родились дети. Авторитет его в семье был непререкаемым. Люди, кто знал лично, его очень уважали. Он не терпел несправедливости и всегда помогал нуждающимся в поддержке. Умер подполковник 17 января 1975 года и похоронен в Кабардино-Балкарии. Осталась память о нем, рассказы и уважение. Это и есть вечная память о выдающимся сыне Кабардино-Балкарии, который всю свою жизнь посвятил родине и военной службе.


Рецензии