Герои СССР. Афган. Акрамов Наби. Глава. 3
Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист Коммунистической партии Чехословакии.
Для этого командование предложило сформировать агитотряды. Выглядело это следующим образом: конвой сопровождал пару КаМАЗов с гуманитарной помощью – продовольствием, базовыми медикаментами, обувью и одеждой. С отрядом также ехал врач и санинструктор.
Приезжали, становились лагерем в кишлаке 10-15 домов и говорили: уважаемые товарищи афганцы, мы сюда ни стрелять, ни воевать приехали, мы приехали налаживать нормальную мирную жизнь.
Вот у вас половина детей с хроническими болезнями, с желтухой, а с нами вот доктор приехал вас лечить", - пояснил Наби Акрамов Sputnik Таджикистан.
По его словам, миротворческая задача выполнялась его подразделением на ура.
В одном из селений в провинции Баглан Акрамов запустил настоящее производство - сахарный завод, обеспечив людей работой в полном соответствии с нормами советского трудового законодательства с 9 до 16 с перерывом на обед.
Возможно, добиться уважения среди местных ему помогло происхождение. Среди этнических таджиков Афганистана советский офицер с приметной восточной внешностью, отличным таджикским языком и благими намерениями не мог не внушать уважения старейшинам.
Разумеется, миротворческой миссией действия советских военных не ограничивались, особенно на ранних этапах войны.
"Моя задача была в случае каких-то конфликтов военных и местных жителей, чтобы не началась стрельба и никто не погиб, – вспоминает Акрамов. - Но если в районе какая банда, то я же и принимал решение эту банду вытеснить, а в противном случае – уничтожить".
О том, что Наби попал в Афган, в семье сначала знал только отец. А мама еще полгода ничего не знала. В декабре 1980-го его из Кундуза всего на три дня его направили в Союз за молодым пополнением.
Он заскочил домой, был в форме, а на груди красовался орден Красной Звезды, полученный через 4 месяца после приезда в Афган – просто не подумал, что мама догадается, не снял.
Мама увидела, сказала, что такой боевой орден был у деда Наби, сразу поняла, что сын в Афганистане служит, и очень испугалась.
Своей основной задачей офицер Акрамов всегда считал сохранение бойцов, минимизацию боевых, и, что немаловажно в тех условиях, не боевых, случайных потерь.
По мнению Наби, для этого не требуется какого-то особого полководческого таланта: нужно просто не лезть туда, куда лезть не надо.
Ведь входили в Афганистан не для того, чтобы воевать вместо армии официального правительства, а для того, чтобы помогать, содействовать афганской армии и царандою – афганской милиции, а не брать на себя их функции.
Командование 40-й армии даже директивы секретные и приказ присылало, не лезть в кишлаки без афганских военных и царандоя. Следуя этим приказам и здравому смыслу, Наби отказывался вести своих бойцов в кишлаки без сопровождения афганцев.
Но иногда обстановка так складывалась, что не было времени ждать афганцев, которые не очень-то и торопились, приходилось идти и без них, и много солдат потеряли, когда, не выполняя приказа, боец попадает в населенный пункт, беспечно открывает дверь, а там взрыв.
Однажды батальон ехал от Кундуза в Баграм. Остановились на дороге, передохнуть, перекусить немножко.
Наби увидел, что БМП командира батальона стоит левой гусеницей на пластмассовой итальянской мине, которую тогдашний штатный отечественный миноискатель обнаружить не мог (а других в то время просто не было), по счастью, не наехав на взрыватель.
Наби сказал об этом комбату Цареву, а тот дал команду быстро покинуть машину. Все выскочили из машины, отбежали в сторону, а когда мину увидели, обалдели, сначала от ужаса, потом от счастья.
Самому Наби друзья несколько раз спасали жизнь. Дважды он благодарен командиру разведроты Бохадуру Наметову. Однажды Наби со своим отрядом попал в засаду, устроенную многочисленной бандой, казалось, надеяться было уже не на что.
Закончились патроны, у каждого солдата осталась по одной гранате с выдернутой чекой – для себя. И вдруг командир услышал гул мчащейся БМП – это Наметов спешил на помощь.
И вовремя! Наби считал Бохадура братом, они условились, что после войны дадут детям своим имена друг друга. Наметов не успел – погиб, а вот сына Наби зовут Бохадур.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225032100951
СПАСИБО!!!
Удачи Вам и творческих успехов.
Ольга Дорофеева 7 24.03.2025 07:36 Заявить о нарушении
И если Вы не возражаете, буду заглядывать к Вам гости.
Всех Вам благ !
С теплом ...
Сергей Никитин7 24.03.2025 07:59 Заявить о нарушении