Псалом 18. Небеса изъясняют славу Божию

конспект лекций Е.А.Авдеенко                перевод с еврейского

Псалом входит в состав Утрени. Псалом сложный.
 
«Руководителю хора. Псалом Давида».
 
«Небеса изъясняют славу Божью, и сознания рук Его возвещает Твердь». Изъясняют – глагол «софар» имеет значения: исчислить, с точностью пересказать, предъявить, истолковать. В книге Иова сказано: «Бог изъяснил («софар») Премудрость». Премудрость Божья есть Сын Божий. Таким образом, Бог через Сына предъявил и истолковал что есть Премудрость. «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын сущий в недре Отче, Он изъявил» (Ин.1:18). Т.е. Сын Божий Собой истолковал и предъявил – что есть невидимое Божество. Давид в псалме говорит, предъявляя суть учения: «Изъясню определение Яхвэ. Он сказал Мне: Сын Мой Ты. Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). В книге Исход Яхвэ поясняет в чём смысл всех египетских казней: «Чтобы изъяснить Имя Моё по всей земле» Глагол «софар» в еврейском языке имеет тот же корень, что и слово «сефер» - книга. Отсюда смысл казней ещё и в том, чтобы предать им книжную форму – форму Писаний, т.е. пересказ, предъявление и истолкование. Эта книга должна разойтись по всей Земле, по всем народам, а не только в народе, в котором появилась Церковь. Итак, «Слава Божья» является в разных событиях, например – в облаке, и как огонь поядающий, и в явлении манны небесной. Но эта Слава является не только в данных событиях, но и независимо от них, ибо: «Небеса изъясняют славу Божью». Эти Небеса служат точному истолкованию Славы всегда и для тех, кто умеет прочитать эту книгу Писаний, кто может ощутить связь видимого с невидимым и правильно смотрит на Небо. Ещё Небеса несут на себе знамения из Четвёртого Дня Творения – звёзды и светила, которые поставлены на Тверди небесной. Эта Твердь возвещает дела рук Божьих посредством слова и устного, и письменного о том, что есть Слава Творца. Твердь может говорить с нами через знаки, на ней поставленные, и сама по себе. О ней сказано: «Да будет Твердь посреди воды, отделяющая воду от воды» (Быт.1:7). Т.е. у неё не статичная функция, она деятельная, она всегда работает и как через мембрану что-то впускает, а что-то выпускает. Под Твердью вода – наш земной мир. Над Твердью вода иного качества – ангельские чины. Образуемый от слова «твердь» глагол имеет значение – топтать ногами, уплотнять. Т.е. Твердь – плотная, но эластичная. Твердь – это первое Небо. Для объяснения устройства Небес, псалмопевец поясняет: «Господь, одевающийся Светом как ризою, простирающий Небеса как кожу» (Пс.103) Здесь «кожа» скорее в значении сшитого шатра, как скиния. Таким образом, Твердь – это мягкая и живая кровля для мирового дома. Эти её свойства важны в те моменты мировой истории, когда Твердь приближается к земле, в том числе в словах Спасителя: «Приблизилось Царство Небесное». Совсем иная Твердь, которая выше этого видимого неба. Её видел пророк Изекииль: «Нечто подобное Тверди, как блеск льда страшного, простёртого сводом» (Иез.1:22). Это второе Небо именно твёрдое, как кристалл, монолит. А третье Небо, о котором говорит апостол Павел, вообще ни на что не похоже. Здесь важно понять то, как чувствовал себя человек библейского склада ума. Как он смотрел, слушал, какое значение он предавал сторонам света и видимым вещам, подозревая за ними невидимый смысл? А как должен ощущать себя человек библейского мировоззрения в современном мире, ибо этот мир отличается от древнего существенно. Однако, самочувствие человека всех времён этого миробытия сходится в одном – ощущение себя между бездной и водами, которые над человеком. Но такое ощущение трудно для современного гуманистического мировоззрения, в котором именно человек сам по себе является высшей ценностью. Такой человек хочет прочно стоять на земле и строить своё будущее от своей пяты как от своего хотения. Это цивилизационное вдохновение, которое в корне противоположно человеку библейского склада ума. Так что же такое бытие между бездной и водами? Весь этот мир в первичном состоянии можно назвать тремя словами из начала книги Бытие – земля, тьма и вода. Это символы, которые надо понять. Все три символа это аморфная материя и сутью первичной земли могла быть тьма как противоположность Небу и вода как неустроенность этой земли. Тьма и вода – название и суть первичной материи. Эта тьма над бездной. Ныне этот мир прочен, потому, что его Бог удерживает как обитаемое пространство и покрывает его почти плотяной кровлей невидимых Небес. Но, если человечество «опечалит Дух Божий», оскорбит Его, как перед Потопом, то Небо и земля сблизятся настолько, что их воды сольются. В этих водах Потопа мир как бы схлопнулся и погиб. Ныне Твердь уже не даёт встретиться своей воде с водой земного мира.
 
«День дню отрыгает слово, и ночь ночи изрекает знание». Отрыгает - это те выражения, что говорятся от переполнения. Зло, например, человек от переполнения может тоже изрыгать. Слово «отрыгает» точно передаёт стремление к творению этого мира по дням. От одного Дня Творения к другому, как от полноты к полноте, непрерывно передаётся световая его часть. Первое, что началось по Слову Божьему это – свет, который по своему естеству ближе к Творцу. И  назвал Творец свет – днём, а тьму – ночью. Сначала день, потом ночь. День заканчивается вечером, а ночь – утром. Отсюда порядок отсчёта дней Творения как завершённый цикл дня и ночи. Один цикл назван – день, потому, что божественный Свет в Мироздании как благодать действует непрерывно, и каждый День Творения имел свою задачу, целостность и завершённость и, преисполнившись Словом, переливался в другой День, который имел в себе своё Слово. Дни Творения имели завершение в Седьмой день - субботу. Порядок дней Творения стал утверждением того, что и Свет в Мироздании, и благодать Божья уже неразлучимы. Далее, какое-то особенное знание есть у ночи. Мы знаем то, с чем едины. Это библейское знание. Ночь – это имя тьмы как аморфной первозданной материи, и ночь приобщена к единому циклу Творения, который назван – День, который присоединил к себе и ночь. Это есть действие Бога Слово. Максим Исповедник: «Бог Слово присоединяет к Себе иную природу, не смешиваясь с ней». Так Бог Сын соединён с человеческой природой. Так и День соединён с ночью. Это знание и сообщает «ночь ночи». Бог сотворил Мир и зовёт его к Себе через Слово, т.е. Он хочет, чтобы мы Его «освоили». Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5:48) И это действие благодати Божьей непрерывно от самого начала Творения.
 
«Нет слова, и нет словес, где не слышится голос их». Голос того Слова, что передаёт один День другому и того знания преобщённости к этому Слову, что изрекает для ночи ночь. Эти слова и знания слышатся и содержатся повсюду.
 
«По всей земле исходит мерный шнур их, и до края мироздания глаголы их.» Мерный шнур это строительный измерительный инструмент. О создании Земли говорит Господь в книге Иова «Кто положил меры для Земли или кто протянул по ней мерный шнур?» (Иов 38:5). Обитаемый мир внутри и до края размерен так же точно, как измеряет строитель место стройки. Этот мир размерен словом и знанием: «День дню отрыгает слово, и ночь ночи изрекает знание». То же самое происходит и в Небесах, там, где Солнце:
 
«Для Солнца в них (Слове и знании) Он поставил селение, и оно, как Жених, исходящий из чертога Своего радуется, как Исполин пробежать поприще». Т.е. Слово в Днях Творения и знании от ночей более всего понимается как символ и видимо через Солнце, которое само есть источник видимого света, и отделяет в мире день от ночи. «Он поставил селение» - в смысле обитаемое пространство, как для разумного существа. Мир небесный и земной живой, а Солнце – определённый символ. «как Жених, исходящий из чертога». Этот чертог брачный. «Исполин» - это имя. Иначе - «Гибор» или – «Сильный». Это одно из имён Божьих. Мы видим последовательность имён – Солнце – Жених – Гибор как имена Христа Господа Спасителя. На него указывает восход этого Солнца Правды от Востока, где так же восходит и Солнце как земное светило. Это Солнце выходит торжественно, как жених из чертога навстречу своей возлюбленной, которая для Христа Господа есть его Церковь.
 
«От края небес исхождение Его, и возвращение Его до краёв их, и ничто не укрыто от теплыни Его». Восход от востока Солнца - это приход Миссии. А возвращение Его, если дословно – на Себя, это – Вознесение, он возвращается в небесный мир. «Теплынь», если по-еврейски понимать термин, то это имя Солнца, но со значением – «тёплое», оно встречается только в этом месте Св. Писания. Это значит, что когда пришло «Солнце Правды», то ничто не укрылось от теплоты Его, т.е. тайное стало явным. Как сказал Симеон Богоприимец: «Да откроются многих сердец помышления», как здравые рассуждения, но и как измышления гордости. Явилось истинное богопочитание, и явилось иудейство упорствующее, которое свою сущность уже не могло укрыть, но должно было сформулировать в своём особом учении. *  Это была первая часто псалма, которая поучает о законе неписанном и проповедует Создателя и Творца. Во второй части псалма пророк говорит о Законе Моисея писанном, о учении – Торе. В третьей части говорится о законе благодати, который уже очищает совершенно.
 
«Закон Господень совершенен, обновляет душу, свидетельство Господне достоверно, умудряет простого». «Обновляет душу» в смысле – возвращает на то место, где ей и должно быть. Но это не просто, ибо к тому нужны усилия. Однако у того, кто потрудился, душа приходит в равновесие и место, где она должна быть. «Свидетельство» означает некую очевидность. Но в еврейском языке несколько иной смысл. Корень этого слова говорит о том, что происходит некоторое повторение и возвращение к чему-то важному. На первое место смысла выходит необходимость и значимость вернуться к этому. Поэтому словом «свидетельство» обозначается какой-то вещественный памятник, который Бог оставил в мире. Например, в книге Исход это скрижали и ковчег Завета как свидетельство, а наша задача всё время к ним возвращаться. Таким образом, подобное свидетельство достоверно, т.е. скрепляет веру. «Умудряет простого». Простой – это не простец, а умный. Он прям, открыт и широк. Именно к таким и обращается Премудрость Божья. Этим стихом псалма Давид обращает внимание на главную мысль: основное свойство Торы – возвращать к целостности, исцелять и радовать душу человека. Здесь Давид продолжает тему первого псалма.
 
«Повеления Господни прямые, веселящие сердце, заповедь Господня чиста, просветляющая очи». Пока Заповеди Божьи ещё не радуют душу, а  воспринимаются как ограничение жизни, такой человек не понял сути божественных истин. Прямой, открытый, не лукавый, это качества непосредственности и богообщения. В псалме появляются четыре термина, которые означают чистоту. «Заповедь Господня чиста». Чистое здесь в смысле – избранное, выделенное, особое. А заповедь это то, что позволяет непосредственно видеть мир в настоящем свете правды. В грехе же мы видим то, чего нет, создаём иллюзорный мир, ложную реальность. В заповеди – простота зрения. «Если будет око твоё просто, всё тело твоё будет светло» (Мф.6:22).
 
«Страх Господень чист, пребывает вовек; суды Господни истина, праведны вкупе». Следующий термин – «Страх Господень чист», т.е. во всех отношениях: сакрально, физически, нравственно. Это не страх перед Богом, ибо он не чист и не пребывает вовек. Это – страшное в Боге, как заклание Агнца, как Голгофа. Этот страх удаляет и освобождает нас от зла и делает нас чистыми. Страх же человеческий называется робостью и рабством. «Суды Господни истины» в том смысле, что источник истины как веры и веры как истины это единая истина многих судов Божьих. Человек как бы всё время задаёт Богу задачи о своей судьбе или в грехе, или в добродетели. Человек иногда поступает так неожиданно, что Господь реагирует, выстраивая жизнь, чтобы вести человека к спасению. Таким образом, источник веры человека это истина многих судов Божьих. Поэтому необходимо изучать Священное Писание как источник прецедентов этой божественной Истины, как отклик Бога на грехи и добродетели человеческие.
 
«Вожделеннее, чем золото, золото чистое многое, слаще мёда сотового». «Золото чистое» это редкий термин преимущественно технического значения, как золото высокой пробы. Оно должно быть желанно и для глаз приятно. А золотистый, текущий мёд тоже очень привлекателен. Таким образом, золото и мёд здесь образы предельного желания и вожделения. Этим образом может быть только райское дерево. О таких деревьях сказано: «Вожделенны на вид и желанны для зрения», т.е. ненаглядные и насыщающие в красоте и своих плодах. Они имели вкус благодати Божьей, вкус райской жизни. Так что  же может быть вожделеннее, чем золото и мёд? То, что было в предыдущем стихе – страх Господень и суды Господни, ибо в них вкус благодати и райской жизни. А в земном значении этот страх и суды вещи довольно неприятные. Но человек, который достигает степени блаженства, он поучается в Торе день и ночь, как сказано в первом псалме, ибо идёт в направлении рая. А пока человек не почувствовал хоть чуть-чуть вкуса благодати, веры в нём не будет. Важно, что побудительный момент – «ощути», преобладает над запретительным – «не делай». И когда человек ощутит этот вкус, ему проще станет понять что и как не делать, что необходимо в земной жизни.
 
«И раб Твой предостережён ими в сохранении их, последствие велико». «Ими» - это страхом и судами Божьими. Наставления, которые давал Моисей, имели элемент предостережения, совет о которых ему дал Иофор, его тесть: «Остерегай народ в уставах и учениях и дай знать им путь, которым они пойдут». В раю также первая Божья заповедь была заповедью предостережения о древе хорошего и лукавого. «В сохранении их». Сохранение это не только соблюдение заповедей, которые, как нам кажется, в чём-то ограничивают нас. Но их смысл не в ограничении только, а в том, чтобы ощутить и понять  и отведать то, что стоит за ними. Термин «сохранение» появился первый раз в раю, чтобы человек возделывал и хранил рай. Таким образом, «в сохранении их» человек осуществлял свою райскую работу – соблюдать заповедь и хранить рай от лукавого. Вновь между Богом и человеком отношения взаимности – Бог предостерегает, а человек сохраняет потому, что во всех нас есть опыт райской жизни. «Последствие велико». Слово «последствие» того же корня, что и  - пятка, как след от стопы. Давид вновь обращается к событиям рая. После грехопадения дьявол блюдёт пяту. Поэтому сохранение того, что заповедано Богом состоит в том, чтобы не оставлять следов пяты, которые есть  промахи и грехи человеческие, и которые всегда стережёт дьявол.
 
«Заблуждения кто усмотрит? От сокрытых (грехов) моих очисти меня». Заблуждения это не только уклонения в желаемый грех, но и ещё заблуждение по ошибке или неведению, по которым грех становится непонятным для всего общества. Это опасно тем, что грех сокрыт для человека, хотя грехом остаётся. Здесь нужна помощь Божья. Второзаконие: «Сокрытые дела Господу Богу нашему, а открытые нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова Торы сей». «Очисти меня», т.е. сделай меня невинным. Возможность принять очищение от грехов сокрытых – это есть путь к совершенству и непорочности.
 
«И от намеренных удержи раба Твоего, да не управляют они мной, тогда непорочен буду и буду чист от греха великого». Грех и лукавый дух могут управлять человеком. Когда в Каине созревал преступный замысел, то Господь сказал Каину: «У двери грех лежит, и к тебе влечение его, и ты справляйся с ним» (Быт.4:7). Об этом же и конец стиха – «и буду чист от греха великого». Каинов грех велик по разнообразию. Всякая революция есть каинов грех, и это до сих пор не осознанно нашим обществом.
 
«И будут во благоволение слова уст моих и звучание сердца моего пред Тобою, Господи, скала моя и избавитель мой». Начало стиха говорит о жертвоприношениях  и  молитве, которая как бы замещает их. А сердце при этом может звучать. Точное значение слова – звучать, стенать, усердствовать учиться, размышлять. Псалом первый: «Блажен, кто в Законе Господнем потщится день и ночь». Сначала человек, читая Тору, стесняет  и понуждает себя, но потом возникает звучание сердца и стеснение заменяет радость.


Рецензии