Святой архипелаг Дебижева
Сергей Дебижев эстет вроде Соррентино. Так что теперь есть российский "Молодой Папа" - "Святой архипелаг" Дебижева.
На 1.16.40 соловецкий монах говорит о России как Ноевом ковчеге, куда не придёт антихрист, про это ещё лет 20 назад у Вознесенской прочитала в "Приключениях с макаронами". Но у неё там ключевой момент, что в России Царь! Настоящий, а не симулякр, то есть она тогда по-неофитски всерьёз написала, что всё стало как было: верующий народ, православный царь.
Сейчас какой простофиля в это поверит?
СЛОН показан абстрактно, а не через конкретные судьбы - лица - лики.
А так красиво, просто сказочно снято, не хуже, чем Ватикан у Соррентино.
Но "Ласточки Христовы" лучше. Там были живые люди, а не одно эстетство. Именно в связи с Соловками "красота спасёт мир" у меня не проходит.
Был такой соловецкий монах, не простой, а целый келарь, Феофан, убежал из монастыря в пустынь и сначала там лишился зубов, а потом и волос, и сгорбился, били-волочили его не то бесы, не то разбойники прямо как преподобного Серафима. А всё потому, что он был за единоверие и двуперстие равночестным троеперстию почитал. Прославлен в лике преподобных, но видом и судьбой исповедника, новомученика предвосхищал. Не говорю уже о них самих.
"Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его".
Всегда думаю, что это пророчество Исайи (53:2-3) не только о самом Христе, но и о подражающих Ему.
Да и что за фильм о Соловках без осады и разорения монастыря в раскол. Уж за полтора часа можно было минуту найти. В общем, такой православный гламур в качестве приглашения посетить монастырь сойдёт, но даже как полноценная видео экскурсия - уже нет, плоско, реальной истории нет.
Не следила за творчеством Дебижева, хотя до сих пор храню "Два капитана 2" на видеокассете, тогда фильм забавным казался, лет 30 не пересматривала. Там молодой Гребенщиков и покойный Курёхин, тут остепенившийся Бутусов.
Они-то с Дебижевым профи, оператор прекрасный, но ... плоско, несмотря на все спецэффекты. Глубина же не камерой берется, а духом. Вспомнила Бунина:
Солнце полночное, тени лиловые
В желтых ухабах тяжелых зыбей.
Солнце не греет — на лица суровые
Падает светом холодных лучей.
Кренит размеренно палубу темную —
Валок тяжелый и грязный баркас.
С мукою слушаешь чайку бездомную
В этот полуночный солнечный час.
Скрылись кресты Соловецкой обители.
Пусто — до полюса. В блеске морском
Легкою мглой убегают святители —
Три мужичка-старичка босиком.
Не знаю, у меня всякий раз мурашки на последнем четверостишии: - Пусто до полюса! Вот надо же так сказать! Литературная история этого стихотворения (притчи про мужичков) длинная, по ссылке http://proza.ru/diary/natalia62/2016-02-26
Но даже если не знать её - всё равно Бунин пробирает, а Дебижев нет. Это у меня очередной всплеск двойной морали, когда Соррентино красиво про Ватикан и Папу снимает, мне нравится, но "только этого мало", вот в чём запрос.
Отдельно порадовалась за Георгия Кожакаря, мы ещё в 95-м снимали на Соловках его и его кресты. Вся остальная братия с тех пор поменялась, у них там большая текучка (как и везде).
Свидетельство о публикации №225032201472