О ценности и смысле социализма

Обычно я отстаиваю ортдоксально-марксистское, сугубо материалистическое понимание социализма (коммунизма), как исторически-необходимого этапа в истории человечества, а не с позиции гуманизма и прочих аксиологических понятий. И я не отрекаюсь от этого – это базис теории научного социализма. Но все-таки над этим базисом можно выстроить и надстройку – если базисные понятия говорят об объективных причинах наступления социализма, то надстройка теории может добавить туда и личностно-субъективные, мотивационные причины для этого.

И лично для меня эта надстройка вытекает из взгляда на мир со стороны слабого, маленького человека, коим я являюсь. Мир капитализма – это мир вечной конкуренции всех со всеми, мир гобсовской войны всех против всех. Мир, где ты всегда должен куда-то бежать, чего-то там добиваться, а иначе ты лох и лузер. И если ты по жизни «успешный человек» с огромным запасом сил, который готов конкурировать с другими и даже идти по головам других – то эта система для тебя, даже если ты пока что не являешься буржуа. Сам знаю таких сторонников капитализма – для них сам процесс конкуренции приносит удовольствие.

Я же человек со слабым психическим складом, и с не менее слабым физическим здоровьем, ярко выраженный меланхолик, социофоб и домосед, для которого жизнь в такой системе подобна аду. Я не хочу быть наемным рабом, который конкурирует с другими наемными рабами, чтобы получить кусок хлеба, хотя, конечно, мне придется это делать, тем более, что быть мелким хозяйчиком или уж тем более крупным хозяином я уж тем более не хочу – и дело тут не только в коммунистических убеждениях, но и в том, что это просто запарно для людей с таким психическим складом, как у меня. Я просто не могу быть таким по своей природе. И поэтому я бы очень хотел жить при социализме – пусть даже и при ещё только строящемся, со всеми недостатками переходного периода. Это лучше, чем жить в буржуазной обществе людей-хищников, где слабого выкидывают за борт праздника жизни, где падающего пинают, по заветам Ницше, воистину буржуазного философа.

Пусть эти слова служат ответом тем, кто обвиняет меня в антигуманизме и сухом понимании социализма. Мой антигуманизм (точнее Альтюссера) лишь теоретический, философский, и его правильно называть антиэссенциализмом. А субъективная мотивация к социализму у меня, как видите, очень даже гуманистическая – создать общество, где для всех найдется место, не только для сильных физически и главное психологически людей, но и для слабых, для таких быстро утомляемых меланхоликов, которые не готовы жить в мире вечной конкуренции, зато вполне могут найти себе место в мире всеобщей кооперации и взаимопомощи.

И хотелось бы под конец процитировать нескольких людей со схожими мыслями:

«В этом смысле я сторонник интернационала неудачников и мировой партии лузеров, которых объединяет общая ненависть к успешным и улыбчивым лицам и которые ведут против них партизанскую войну на всех уровнях. На позитивную программу это не тянет, но нашему интернационалу было бы вполне достаточно просто увидеть ужас в их глазах и шок на их перекошенных лицах. Мы, неудачники всего мира, должны превратиться для них в абсолютное иррациональное зло, с которым невозможно договориться, в зло, которое хочет только одного — стереть их; в зло, с которым не подпишешь сделку.

В этом смысле я всегда был из секты свидетелей революции, а не из секты свидетелей рынка» - Алексей Цветков, левый интеллектуал

"Я политически идентифицирую себя как социалиста. Я хочу, чтобы все чувствовали себя максимально комфортно, ожидая смерти. К сожалению, большая часть западной цивилизации состоит из капиталистов, которых я считаю настоящими дикарями. Пока нам приходится жить в этом мире, что может быть разумнее, чем хотеть, чтобы вы и другие страдали как можно меньше?" - Томас Лиготти, хоррор-писатель


Рецензии