Коломиец
И для этого заглянул в двухсменные боксы и в шестом на столе обнаружил журнал со странной надписью большими буквами :" КОЛОМИЕЦ" на обложке. Журнал имел каждый двигатель и в каждом было написано задание инженера. Я прочитал и не нашел интересным.
Но надпись заинтриговала. -Cummins-? Не понял я.
Недавно в соседнем боксе ставили двигатель Cummins , привезенный на пару недель из Лебединского ГОКа для снятия хорактеристик и сравнения.
(Частенько западные фирмы завышают показатели по дыму, шуму, экономике и проч. , а наши ведущие инженеры люди любопытные)
-Коломиец какой то..? ?
На другой день я снова там же принимая вторую смену заглянул в 6 й бокс.
Полная кабина инженеров в основном из бюро надёжности.
Снимают хорактеристики. За их спинами тщедушный дядька с продавленной грудью и что то шипящий в старании перекричать шум мотора. Больше я ничего не увидел, ушел.Как потом выяснилось, это он и оказался , Коломиец. Фамилия такая. У него в горле стальная трубка и нормально говорить он не мог. Этот невысокий инвалид специально приехал к нам из Якутии со своим мотором. Заслуженный изобретатель ЯАССР, герой соц. труда и водитель МАЗа.
Изобретатель экономичного дизеля . Про него в Якутии писали газеты и ходили легенды . Коломиец сэкономил республике тонны солярки. Далось ему это не просто, вогнутые во внутрь от придавившей коробки передач ребра говорили об этом . Но якутской славы оказалось мало, Коломиец посылал свои чертежи в НАМИ и другие профильные институты. Те вежливо благодарили, но слава оставалась лишь региональной. Помог Центральный Комитет партии, там верили в простой народ.
Отправили Коломийца обратно в НАМИ, ну а те ещё подальше, на Ярославский моторный завод, т.к. выяснилось, что двигатель наш, ЯМЗ- 238. К нему изобретатель приспособил воздуходувку от давно снятого с производства двухтактного ЯАЗ- 204, нашего же производства, слизанного в свою очередь с американского Джемси ( GMC 4-71) . Причем американцы этот аппарат, разработанный в 30 х годах до сих пор используют, в чем я имел возможность убедиться во время работы в Антарктиде и весьма удивился, узнав родной мотор под чужой маркой.
Итак, что же изобрел изобретатель? Двигатель был наш, родной, как все. То, что роторы воздуходувки нагнетали воздух в цилиндры, это конечно хорошо. Но на вращение отбиралась некоторая мощность .И как показали испытания, некоторая экономия происходила лишь на номинале, на максимальной мощности. На всех же других режимах была потеря.
Резонный вопрос, откуда тонны экономии? Чудес не бывает..
Хитрый Коломиец просто разгрузил мотор, заменив КПП и мосты МАЗа на КАМАЗовские, облегченные относительно минских. А главное, он просто рачительно, по хозяйски работал не приторговывая топливом. И добился славы. Честный человек.
Свидетельство о публикации №225032201711