Занесенный дроном
О Перевале геологов я впервые услышал от своих коллег по экспедиционному клубу. Однажды, мы даже пытались посетить данную точку, но тогда погода была не на нашей стороне. При подъеме мы попали в плотную облачность и дальнейшее изучение локации потеряло всякий смысл. Однако желание вернуться сюда плотно засело у меня внутри.
На этот раз я путешествовал в одиночку. В те дни погода стояла на редкость теплая, а небо было абсолютно чистым. Возвращаясь с полуострова Рыбачий, я решил свернуть с трассы «Кола» в направлении поселка Ревда, за которым начиналась дорога в горы к заветному месту. Поднявшись к перевалу и не доезжая до него буквально триста метров, я обнаружил большую площадку, на которой было припарковано около десятка машин, преимущественно внедорожников. Как стало понятно позже, здесь принято ожидать забрасываемых к перевалу туристов. Дальше люди идут пешком. Поскольку в мои планы входил не только сам перевал, но и прилегающие к нему территории, я решил проехать по каменистой колее прямо к перевалу.
С первых метров пути стало понятно, почему машины оставляют именно здесь на площадке: дальше по ходу движения под колесами начался «курумник» - каменистая осыпь камней, представляющая большую угрозу для колес авто. Тем не менее, колея, пусть и не слишком накатанная, вела вперед, а, значит, туда можно проехать и мне. Снизил давление в шинах для большей плавности хода и во избежание разрыва колес на острых камнях.
Добравшись до перевала, я обнаружил тут несколько десятков людей, получавших удовольствие от открывавшихся с перевала видов и хаотично перемещавшихся в поиске лучших точек для фотосъемки. Сфотографировав увиденное, быстро понял, что мой путь лежит дальше, куда не шла основная масса туристов, за исключением небольших групп людей с рюкзаками и треккинговыми палками. Двинулся в том же направлении по колее, которая становилась менее отчетливой, а размер камней явно увеличился. Включил запись трека на навигаторе, что сильно помогло мне в дальнейшем. Колея раздвоилась на 2 направления. Пешие туристы забирали вправо, значит, мне налево:-)
Перевалив за гребень горы, я остался в абсолютном одиночестве. Пешие туристы явно шли по каким-то другим тропам, и я никого вокруг не видел. Со склона открывался чудесный вид на загадочное Сейдозеро, с которым связано множество легенд, историй и рассказов. Позади него виднелась часть Ловозера – четвертого по величине озера на Кольском полуострове.
В общем-то, я не планировал забираться особенно далеко: я один, машин рядом нет, случись что – бежать за помощью далеко. К тому же дорога пошла вниз под гору, а размер камней под колесами опять увеличился. Кроме того, вся эта каменистая поверхность была достаточно подвижна под колесами - камни периодически сдвигались под весом автомобиля, и в любой момент можно было легко повиснуть на них. «Домкратить» машину на таком склоне тоже довольно сложно и рискованно, а цеплять лебедку попросту не за что.
Решаю поднять имеющийся в багаже дрон, чтобы осмотреться, разведать дальнейший путь и сделать хорошие снимки. От результатов разведки зависел дальнейший план. Надо сказать, что горы тут невысокие, максимум 1000-1100 метров над уровнем моря, и довольно «плоские».
В погоне за лучшими видами немного перебарщиваю с высотой, подняв дрон аж на 300 метров. В этот момент понимаю, что на такой высоте сила ветра явно превосходит возможности двигателей моего разведчика даже в спорт-режиме. Дрон у меня легкий, поэтому бороться с сильным ветром не выходит, «птичку» быстро сносит ветром. Принимаю решение срочно снижать дрон и искать подходящее место для посадки.
Легко сказать, когда летаешь над морем камней без каких-либо явных визуальных ориентиров… Понимаю, что батарея дрона уже в красной зоне, остается не более одной-двух минут полета, а я не вижу на мониторе ни площадки для посадки, ни явных привязок к местности. Вообще не понимаю, в какой стороне сейчас находится «птичка», только отдаленное жужжание моторов за правым плечом, но в горах в условиях ветра это не очень надежный ориентир. Последние кадры с почти падающего дрона показывают еле заметные очертания колеи, которые судорожно фиксирую в фотоархив, а также успеваю сделать снимок верхушек гор для дальнейшего поиска места. Все, связь потеряна, дрон сел или упал. Возможно, цел, но как теперь его искать?
Мысль о возможной потере дрона почему-то перевешивает переживания, что я здесь один и без возможной помощи в случае проблем. Решаю двигаться дальше по колее, поскольку ее направление, в целом, совпадает с направлением на звук унесенного ветром дрона. Моя стратегия – найти участок колеи, похожий на последние фото с дрона, в сочетании с похожими очертаниями верхушек гор, а там уже искать дрон визуально. Сейчас я понимаю всю наивность этой стратегии, поскольку мест с малозаметной колеей в тех горах оказалось предостаточно, а очертания верхушек гор иногда разительно меняются даже при смещении в сторону всего на 50 метров. Но тогда эта стратегия, за неимением лучшего, показалась мне вполне рабочей.
Спуск по склону не был легким. Камни регулярно отзывались скрежетом под днищем и силовыми порогами автомобиля. Это щекотало нервы, но все прошло без происшествий. В итоге уперся в осыпающийся склон, внизу которого протекал небольшой ручей. За ручьем колея поднималась вверх на соседнюю гору. Ширина склона для проезда и состояние камней не внушали оптимизма. Сходил на разведку ногами метров на пятьсот – ничего в ландшафте принципиально не поменялось. Не было никакого сходства с последними кадрами дрона.
Время приближалось к вечеру, хотя было еще очень светло. Спуск по осыпающемуся склону таил в себе большой риск: если машину стащит вниз, то, даже при условии, что автомобиль останется цел, самостоятельно мне отсюда уже не выбраться. Бежать за помощью далеко, да и не очень понятно, кто отважится ехать сюда на помощь. Уверенность в необходимости продолжать маршрут в этом направлении также улетучилась, поскольку направление колеи уже довольно сильно отклонилось в сторону от предполагаемой зоны полета. Надо было принимать какое-то решение.
Решаю развернуться на выезд, хотя дрон жалко… И тут неожиданно вспоминаю, что у дрона, теоретически, есть функционал поиска и определения последней локации! И как я мог об этом забыть??? Видимо, из-за отсутствия опыта с потерями дрона на местности. Запускаю приложение, судорожно копаюсь в меню и ура! На экране отображаются последние координаты дрона и азимут на цель. Расстояние чуть больше километра от моего местоположения. Из-за отсутствия интернета, карта в приложении не отображается, привязок к местности нет. Но это уже кажется ерундой, я сразу заметно оживаю. И особенно ободряет, что последние звуки моторов раздавались в том же направлении. Следовательно, достоверность информации повышается. Одна проблема: в указываемом направлении нет даже намека на колею, а ландшафт такой, что автомобилю туда никак не пробиться.
Решаю сбегать ногами, оставив машину здесь. Подумаешь, километр! Правда, идти надо в гору, и не идти, а прыгать по камням… Прошел метров четыреста, сверяюсь с азимутом и дальностью до точки дрона, а показания особо и не меняются!? Как-будто я и не шел к нему… Приходит осознание, что сбегать туда-обратно я до ночи могу и не успеть. Судя по направлению, дрон находится где-то на горе, а машина стоит внизу на склоне. Принимаю решение вернуться к машине и подниматься в гору уже на машине, хоть дорога и ведет не по прямой, а по очень большой дуге.
Путь вверх был несколько труднее, чем спуск, но прошел также без происшествий. Тут мне, кстати, очень пригодилась запись трека, поскольку при обратном движении все выглядело несколько иначе, да еще и обнаружились неприметные утром ответвления от колеи, которые каждый раз норовили сбить с толку.
Вернувшись в самую высокую точку маршрута, я свернул в сторону, куда утром уходили туристы с рюкзаками. Колея была примерно такого же качества, но камни поменьше, а маршрут вел по гребню гор от вершины к вершине. Ехать было не в пример легче. Стали попадаться туристы, которые с недоумением, а иногда и с неодобрением смотрели на мой автомобиль. Наконец я вышел на требуемый азимут, причем зашел на точку с противоположной стороны. Тут обнаружилась искомая колея с последнего фото, а вскоре нашелся и дрон, внешне абсолютно целый.
На радостях я решил убедиться, что все исправно, и вновь поднял его в воздух со свежей батареей. Поднявшись буквально на 10-15 метров, дрон сделал попытку вновь улететь от меня под порывами господствовавших здесь ветров. Я не хотел больше испытывать судьбу и быстро посадил его, довольный результатом испытаний.
Оглядевшись по сторонам, я увидел очень интересные очертания местных вершин, ближайшая из которых была от меня буквально в нескольких сотнях метров. Выглядело это как холмы из разноразмерного «курумника», в наивысших точках которых выходили скальные останцы причудливых форм, высотой до 5-7 метров. Захотелось их осмотреть.
Первое же знакомство с формами останцев сразу же зародило сомнение в их природном происхождении. Вроде бы естественные, немного округлившиеся формы со следами трещин и выветривания, но нет-нет, а промелькнут какие-то ассоциации с постройками рукотворного происхождения. Поначалу я не придавал этому значения, пока мой взгляд не упал на два крупных каменных блока настолько правильной формы, что это сразу создало диссонанс с окружающим мелким «курумником» округлых форм, которым было усыпано все вокруг. Длина одного из блоков превышала два метра, а правильность форм и углов заставляла задуматься уже всерьез: что это такое? Следом обнаружил еще несколько крупных блоков с правильными и прямыми гранями, без каких-либо следов выветривания или сколов. Что интересно, на каждой вершине и возвышенности вокруг наблюдались аналогичные нагромождения камней, все остальные поверхности крупных скал не содержали. Было над чем поразмыслить в будущем. На полноценный осмотр других вершин уже не оставалось ни времени, ни сил.
Заснял на фото и видео самое интересное. Вспомнил, что пора уже думать о ночевке, поскольку стрелка часов давно перевалила за 21 час. Темнело на Кольском поздно, но все же надо было определяться. Мысль о необходимости уезжать вниз, а потом судорожно метаться по окрестностям Ревды в поисках места для ночлега как-то не радовала. И тут я обратил внимание, что все пешие туристы как-то исчезли с горизонта, а последний человек прошел в направлении Перевала геологов около часа назад. Раз все ушли, то почему бы мне не остаться здесь на горе? К тому же за этот день я как-то сроднился с этим местом и чувствовал себя здесь весьма комфортно. Небо было ясное, ветер почти стих, а от видов на окрестные пейзажи в лучах заходящего солнца просто захватывало дух. Решено, остаюсь здесь!
Еще примерно час ушел на поиски оптимальной относительно ровной площадки для машины и постановки нехитрого лагеря. В добавок я нашел несколько сухих бревен и замечательное костровище со стенками из камней, удачно защищающих огонь от возможного ветра. Вечер выдался на редкость тихий и красивый. Отсутствие техногенных шумов и людей настраивало на единение с природными стихиями. Время как бы замерло в безмолвии. Определить год или даже столетие казалось совершенно невозможным – все те же вечные горы, небо, звезды, огромные озера вдали и огонь костра. Воображение уносило в другие эпохи. Хотелось говорить с предками о вечном и забыть о суете привычной жизни. И пространство откликалось мне волной тепла, покоя и безмятежности.
Просидел у костра до глубокой ночи, и только когда запас найденных дров подошел концу, я понял, что пора спать. Ночь прошла относительно спокойно, без каких-либо происшествий, хотя было постоянное ощущение постороннего присутствия, как будто толпы бесплотных жителей этих мест из разных эпох хаотично перемещаются за тонкими стенками палатки. Возможно, это был просто ветер и воображение, а, может быть, и вправду тени далекого прошлого, ведь в таких местах время и слои реальности переплетаются весьма причудливо.
Утром вновь выглянуло солнце. Я быстро позавтракал и выдвинулся в обратный путь. Время поездки неумолимо подходило к концу, а дома ждали накопившиеся дела. Но сначала я решил заехать в соседний населенный пункт Ловозеро, где по моей информации находился небольшой краеведческий музей. К счастью, он оказался открыт. Музей был действительно небольшой, однако, все экспозиции были собраны с большой любовью. Экспонаты и архивные фотографии носили отпечаток глубокой старины. Очень хорошо и обстоятельно был показан быт коренного населения, почти полностью зависящего от оленеводства и рыболовства. С интересом узнал о шаманских традициях местного населения. Кстати, первые изображения шаманских обрядов и ритуальные предметы, найденные здесь при археологических раскопках, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Найти какие-либо упоминания о каменных постройках на вершинах Ловозерских тундр мне не удалось, но ощущение, что район Сейдозера действительно окутан какой-то тайной, во мне поселилось весьма прочно.
По дороге домой я много размышлял об этих краях. Не сразу я смог полноценно переосмыслить все произошедшее со мной в Ловозерских тундрах: сколько раз я прошел тогда по самой грани возможных неприятностей, и какие удивительные открытия и впечатления я получил в силу причудливо сложившихся обстоятельств. Увиденные в горах каменные блоки, а также экспозиции краеведческого музея заставили меня по-новому взглянуть на историю этого края. В совокупности с прочими легендами и рассказами, окутывающими загадочное Сейдозеро и прилегающие к нему вершины, получается очень интересный сюжет для продолжения исследовании данной территории, а, значит, я сюда обязательно вернусь.
Познакомиться с иллюстрированной и озвученной версией рассказа можно на моей странице VK: vk.com/@2430860-bez-nazvaniya
Свидетельство о публикации №225032201856