Психология незрелой женственности
Важно отметить, что Карл Юнг не стремился составить список всех архетипов, потому что архетипов столько же, сколько типичных жизненных ситуаций. Однако некоторые последователи Юнга опирались на его модель, предлагая шаблоны для визуализации как мужской, так и женской психики. Хотя они и не являются исчерпывающими, они могут быть полезны для понимания себя и других.
Нерешённые проблемы, если их не решать, превращаются в комплексы - эмоционально заряженные скопления идей или образов, которые могут нам мешать. Они относятся к личному бессознательному и формируются на основе жизненного опыта. За комплексами стоят архетипы коллективного бессознательного - изначальные образы или модели поведения, которые мы наследуем при рождении.
Все знают, что у людей «есть комплексы», эти полуавтономные элементы влияют на нашу волю. Тот факт, что эти переживания болезненны, не является доказательством патологического расстройства. Страдание — это не болезнь, это нормальное состояние, противоположное счастью. Комплекс является патологическим только тогда, когда мы не осознаём его и позволяем ему управлять нами неосознанно. Пока вы не осознаете бессознательное, оно будет управлять вашей жизнью, и вы будете называть это судьбой.
Чтобы получить доступ к позитивным аспектам любого архетипа, важно спрашивать не о том, проявляется ли теневая сторона в нашей жизни, а о том, как она проявляется. Если вы чувствуете, что вами «овладевает» импульс, а потом вы сожалеете о своих поступках, то, скорее всего, вы столкнулись с тенью - неизвестной частью вашей личности, которая коренится в личном бессознательном и считается сложной (хотя существует также коллективная или архетипическая тень, представляющая бессознательную и подавленную сторону общества).
Когда мы отворачиваемся от какой-то части своей психики, тень следует за нами, но мы убегаем от неё. Бессознательное показывает нам то лицо, которое мы ему показываем. Если мы отвергаем что-то внутри себя, то это становится разрушительным для нас. Вместо этого мы должны встретиться с тенью лицом к лицу и спросить её, чего она хочет, потому что она даёт нам знания, необходимые для исцеления нашего раздробленного «я». Задача работы с тенью - распознать, когда тень берёт верх, и признать её, а не поддаваться ей. Тень - это союзник, который помогает нам найти «лекарство в яде». Слишком много яда убивает, а немного яда лечит.
Богини в каждой Женщине
В своей книге 1984 года «Богини в каждой женщине: могущественные архетипы в жизни женщин» психиатр и юнгианский аналитик Джин Шинода Болен исследует семь женских архетипов в женской психике на примере богинь Древней Греции, чьи имена и мифология существуют уже более трёх тысяч лет. Мифы - это не просто вымышленные истории или фантазии человеческого разума, это постоянно повторяющиеся модели, описывающие фундаментальные проблемы человеческого существования.
То, что удовлетворяет одну женщину, может мало что значить для другой, в зависимости от того, какой женский архетип задействован (или активирован). Знание женских архетипов даёт женщинам важную информацию об их психологических трудностях, позволяя им не только понять себя, но и свои отношения с другими людьми. Они также объясняют некоторые трудности и сходства, которые есть у женщин с мужчинами. Знание «богинь» даёт полезную информацию и мужчинам. Мужчины, которые хотят лучше понимать женщин, могут использовать женские архетипы, чтобы узнать, что существуют разные типы женщин и чего от них ожидать.
Семь женских архетипов
Осознав, какие силы на вас влияют, вы приблизитесь к исполнению древней заповеди: «познай самого себя». Если вы сможете узнать о своих особенностях, то сможете уберечь себя от некоторых страданий. У греческих богов и богинь с Олимпа разные характеры, и в целом они воплощают в себе весь спектр человеческих качеств. Двенадцать олимпийцев включали в себя шесть богов и шесть богинь. Болен исследует шесть из этих богинь - Артемиду, Афину, Гестию, Геру, Деметру, Афродиту - и Персефону, дочь Деметры.
Эти семь женских архетипов делятся на три категории: богини-девственницы (Артемида, Афина, Гестия), уязвимые богини (Гера, Деметра, Персефона) и богиня-преобразовательница (Афродита). Все три типа богинь должны присутствовать в жизни женщины, чтобы она могла осмысленно работать, глубоко любить, творить и рожать детей. В каждой женщине заложен потенциал каждой богини, но в каждой личности одни паттерны проявляются, а другие остаются неактивными.
Идентификация и интеграция архетипов
Важно отметить, что архетипы не заботятся о благе нас, смертных. Обычно они существуют вне человеческих ценностей и являются силами, похожими на инстинкты.
Отождествление с архетипом может заставить нас потерять человечность, привести к раздуванию эго и грандиозным заблуждениям. Вы не являетесь архетипом; это сила, неподвластная вашему сознанию. Это сильно отличается от интеграции архетипа, при которой вы признаёте его независимость и получаете от него знания, которые помогают вам справляться с трудностями повседневной жизни.
Богини-девственницы: Артемида, Афина, Гестия
Богини-девственницы - Артемида, Афина и Гестия - олицетворяют независимость и не связанные с отношениями аспекты женственности. Они сопротивляются эмоциональным привязанностям, ставя личный смысл выше социальных ожиданий. Артемида и Афина ориентированы на достижения, а Гестия обращается внутрь себя, к своему духовному центру.
Аспект девственной богини - это чистая сущность того, кем является женщина и что она ценит. Слово «девственница» означает «непорочная», «чистая» и «нетронутая», указывая на то, что значительная часть женщины психологически девственна, а не только физически.
Сосредоточенное сознание характерно для богинь-девственниц. Они способны концентрировать внимание на том, что для них важно, и погружаться в то, что они делают. Сосредоточенное сознание подобно яркому лучу света, который освещает только то, на чём сфокусирован, оставляя всё, что находится за пределами его радиуса, во тьме. В своей наиболее концентрированной форме оно может быть подобно лазерному лучу, настолько пронзительному или аналитичному, что может быть невероятно точным или разрушительным - в зависимости от того, на чём он сфокусирован.
Артемида: Богиня Охоты и Луны
Артемида, известная римлянам как Диана, - богиня охоты и Луны. В детстве она сидела на коленях у своего отца Зевса, который обещал исполнить любое её желание. Она попросила лук и стрелы, свору охотничьих собак, нимф в качестве спутниц, дикую природу в качестве владений и вечное целомудрие - и всё это Зевс ей дал. С тех пор Артемида бродит по дикой местности со своими нимфами, младшими божествами гор, лесов и ручьёв, которых она опекает как «старшая сестра».
Будучи богиней дикой природы, Артемида ассоциируется со многими неодомашненными животными, которые символизируют её качества. Она - старшая сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Их мать, Лето, была богом природы, дочерью двух титанов (доолимпийских богов); их отцом был Зевс, главный бог Олимпа. Как только Артемида родилась, она помогла своей матери во время трудных родов Аполлона, за что получила роль богини родов. Женщины обращались к ней как к «помощнице в боли, которую не трогает боль». Также примечательно, что Артемида неоднократно приходила на помощь своей матери. Ни одна другая богиня не известна этим.
Будучи богиней луны, Артемида чувствовала себя как дома ночью, бродя по своим владениям в дикой природе при свете луны или факелов. Её двойник-мужчина, Аполлон, олицетворял город, а она - дикую природу; он был связан с солнцем, а она - с луной; он пас домашние стада, а она общалась с дикими, необузданными животными.
В мифологии Артемида быстро защищала тех, кто обращался к ней за помощью, и наказывала тех, кто её оскорблял. Когда охотник Актеон застал её во время купания, она в гневе превратила его в оленя, и его растерзали собственные собаки. Это показывает её беспощадность. Она склонна судить о поступках, рассматривая их как полностью хорошие или полностью плохие, а также о людях, которые их совершили.
Артемида также случайно убила своего возлюбленного Ориона, спровоцированная своим братом Аполлоном, который предложил ей поразить далёкую цель, не выдав, что это был Орион. Эта трагедия показывает, как единственный мужчина, которого она любила, стал жертвой её соревновательного характера.
С психологической точки зрения Артемида - это архетип независимой, ориентированной на достижения женщины. Этот архетип присутствует в женщинах, способных полностью сосредоточиться на том, что для них важно, и не отвлекаться от своего пути. Женщины типа Артемиды не прочь посоревноваться, если это усиливает азарт «погони».
Многие заботливые отцы подобны Зевсу, дарящему «подарки», которые помогают их дочерям реализовывать свои амбиции. Однако проблемы возникают, когда родители критикуют или отвергают дочь-Артемиду за то, что она не такая, какой они её ожидают видеть, обвиняя её в «излишней мужественности». Как правило, внешне дочь принимает вызывающую позу, но внутри чувствует себя уязвлённой. Это создаёт внутренний конфликт, что приводит к самосаботажу - её худшие враги - это собственные сомнения. Она впитывает критическое отношение отца в свою психику. В глубине души она борется с чувством, что она недостаточно хороша, сомневается, когда ей предлагают новые возможности, добивается меньшего, чем могла бы, а когда добивается успеха, всё равно чувствует себя недостаточно хорошей.
У таких женщин часто возникают трудности в отношениях с матерями, которых они считают пассивными, слабыми или незрелыми. Стремясь не походить на своих матерей, они избегают проявлять уязвимость и обычно отвергают то, что считается женственностью, - мягкость, восприимчивость и стремление к браку и материнству.
Будучи архетипичной сестрой, Артемида обычно поддерживает более молодых женщин. Однако такая женщина часто ставит карьеру, творческий проект или дело выше любовных отношений. Ей обычно неинтересны долгосрочные отношения, а если они у неё и есть, то её партнёр часто является коллегой или конкурентом. Если она не может исключить элемент соперничества из отношений, это обычно их разрушает. Когда Артемида конфликтует с мужчинами, это обычно отражает раннюю динамику отношений между отцом и дочерью.
Тень Артемиды
Теневая сторона Артемиды связана с её способностью причинять боль другим. Она презирает уязвимость и зависимость, так как они являются признаками «слабости». У женщины-Артемиды может быть несколько отношений, которые складываются хорошо только до тех пор, пока мужчина сохраняет некоторую эмоциональную дистанцию и не всегда доступен. В один момент она может присутствовать, а в следующий - исчезнуть. Из-за её невнимательности люди, которые заботятся о ней, чувствуют себя незначительными и отвергнутыми, обижаются на неё или злятся. Холодность и бессердечность Богини Луны могут привлекать некоторых мужчин отчасти из-за её безразличия и безличного эротизма.
Богиня Артемида обладает разрушительной силой, которую символизирует калидонский вепрь - чудовищное существо с глазами, светящимися кровью и огнём, ввергающее стада в хаос. Её гнев, который превосходит только гнев богини Геры, обычно направлен на мужчин, в то время как гнев Геры направлен на других женщин. Героиня Аталанта в конце концов убила вепря, метнув копьё в его единственное уязвимое место. Разрушительную ярость женщины-Артемиды можно обуздать, только столкнувшись лицом к лицу со своей разрушительной силой, как это сделала Аталанта. Она должна признать эту свою сторону, прежде чем она поглотит её и разрушит её отношения. Чтобы встретиться лицом к лицу с внутренним кабаном, нужно мужество, так как это требует признания вреда, который она причинила себе и другим. Смирение - это урок, который возвращает ей человечность. Она начинает осознавать, что она тоже человек, а не богиня-мстительница.
Афина: Богиня Мудрости и ремесел
Афина, известная римлянам как Минерва, - это богиня мудрости и ремёсел. Она - богиня-воительница, защитница множества героев и покровительница Афин, города, названного в её честь. Афина - единственная олимпийская богиня, изображаемая в доспехах, и обычно держит в руках копьё или щит. Её главные символы - оливковое дерево, сова и змея. Она также является богиней различных ремёсел, в том числе ткачества, ювелирного дела и гончарного дела.
Появление Афины в обществе олимпийцев было драматичным. Было предсказано, что Метида, первая жена Зевса, родит дочь, равную Зевсу в храбрости и мудрости. Когда она забеременела, Зевс проглотил её. Затем у него разболелась голова, и из его лба родилась Афина, в золотых доспехах, издающая мощный боевой клич.
Афина ценит рациональное мышление и выступает за господство воли и интеллекта над инстинктами и природой. Её дух обитает в городе; для Афины дикая природа должна быть приручена и подчинена. Архетип Афины - это женщина, которой управляет разум, а не сердце. В отличие от Артемиды, чьим способом адаптации было отделение от мужчин, Афина стремится к отождествлению с мужчинами. Ей нравится находиться в окружении влиятельных мужчин, обладающих властью, но при этом она не чувствует эмоциональной близости и не становится их «правой рукой». Она является архетипичной «дочерью отца» и защитницей патриархата, «власти отца». Будучи рождённой взрослой, Афина представляет собой более старую и зрелую версию богини-девственницы, чем Артемида. Её прагматичный подход и отсутствие романтизма или идеализма делают её воплощением «разумной взрослой».
Как стратег, чья тактика принесла грекам множество побед, архетип Афины присутствует в тех женщинах, которые преуспевают в сферах, где доминируют мужчины, таких как наука, военное дело и инженерия, где она чувствует себя вполне комфортно, будучи одной из немногих женщин в своей области. Такая женщина может использовать свою способность мыслить стратегически для продвижения собственных проектов или в качестве советницы-компаньона амбициозного мужчины на пути к успеху.
Афина неуязвима и невосприимчива к иррациональным или чрезмерным эмоциям. Её интеллектуальная броня защищает её от эмоциональных потрясений, поскольку она хладнокровно оценивает происходящее и то, что она будет делать дальше. Афина живёт ради своей работы. Она также избавлена от отчаяния и страданий, которые могут возникнуть из-за связи с другими людьми или потребности в них. Таким образом, она не сопереживает глубоким чувствам других людей и, как правило, не испытывает ревности и гнева.
Женщина-Афина - это не puella aeterna (вечная девушка); она не играет в Золушку и не ждёт спасения в браке. Мысль о том, что «когда-нибудь придёт мой принц», ей совершенно чужда. Молодость или красота не являются обязательными для женщины-Афины. Для неё взросление - это не потеря, а, наоборот, обретение силы, полезности или влияния в зрелом возрасте, когда она чувствует себя увереннее и лучше, чем в молодости. В эти годы, когда другие женщины беспокоятся о том, что стареют и становятся менее привлекательными, она расцветает.
Изучение объективных фактов, ясное мышление и сдача экзаменов - всё это упражнения, которые пробуждают этот архетип. Работа оказывает аналогичный эффект. «Профессиональное» поведение подразумевает, что женщина объективна, беспристрастна и умела. Женщина, которая глубоко сопереживает другим, может, например, пойти в медицину или в сестринское дело и обнаружить, что ей нужно научиться беспристрастному наблюдению и логическому мышлению.
Тень Афины
Один из теневых аспектов Афины можно описать как «эффект Медузы». На нагруднике Афины был символ её власти - эгида, козья шкура, украшенная головой Медузы, чей устрашающий вид обращал в камень любого, кто смотрел на неё. Когда женщина-Афина занимает руководящую должность, она бесчувственна и критикует любую слабость, что пугает и приводит в замешательство других. Однако она не осознаёт своего поведения. Она просто хорошо выполняет свою работу, уделяя больше внимания фактам, чем чувствам. Афину меньше волнуют вопросы справедливости или морали; в первую очередь она сосредоточена на том, эффективна ли стратегия. Женщины, которые придерживаются такого образа мышления, отражают тёмную сторону Афины.
Болен описывает пациентку, которая была полностью погружена в интеллектуальную деятельность и рассказывала о своей жизни отстранённо, сухо, без эмоций. Эта безжизненность сразу же произвела впечатление на Болена, который понял, что эта «каменная» отстранённость была проблемой, которую пациентка привносила во все свои отношения.
Один из архетипов, скрытых в тени Афины, - это Внутренний Ребенок. Богиня Афина никогда не была ребенком; она родилась взрослой. Эта метафора недалека от реального опыта женщины-Афины. Таких женщин слишком рано вытеснили из мира детства, они утратили позитивный и волшебный аспект puella aeterna. Женщина должна открыть для себя ребенка, которым она никогда не была. Это можно сделать с помощью игры. Афина, как богиня ремёсел, считает, что более полезными являются те виды деятельности, которые не связаны с работой, но приносят ощутимый результат, например, ткачество и шитье. На самом деле, все ремёсла помогают женщинам-Афинам обрести внутренний баланс и сосредоточиться на внешнем мире.
Другой архетип, скрытый в тени Афины, - Великая Мать. Афина не знала своей матери Метиды, которую проглотил Зевс. Точно так же, в переносном смысле, женщины-Афины рождаются «без матери».
Гестия: Богиня Домашнего очага
Гестия или Веста - богиня домашнего очага, наименее известная из олимпийцев. Ее редко изображали в человеческом облике. Вместо этого чувствовалось, что она присутствует в живом огне в центре дома, храма и города. Вход в ее храм был разрешен только ее жрицам, девственным весталкам. Их обет целомудрия считался жизненно важным для выживания Рима, и любое нарушение влекло за собой суровое наказание в виде погребения заживо. Гестия - это священный огонь, дарующий свет, тепло и жар для приготовления пищи. Поэтому ей оказывали большие почести, принимая от смертных лучшие подношения.
Гестия была первенцем Реи и Кроноса, божественных потомков изначальных Геи (Матери-Земли) и Урана (Отца-Неба). Она - старшая сестра первого поколения олимпийцев и символизирует архетип мудрой старухи.
Чтобы дом стал настоящим домом, требовалось присутствие Гестии. Женщины-Гестии считают, что их дом - священное место, а наведение порядка - осмысленное занятие, а не рутина. Для неё уборка комнаты - дело непростое. Наводя порядок в хаосе снаружи, она достигает внутренней гармонии, отражающей взаимосвязь микрокосма и макрокосма. Погружаясь в выполнение своих задач, она заменяет обычную болтовню в уме всеобъемлющим внутренним спокойствием.
Посетители дома женщины-Гестии сразу же ощущают гармонию между её личностью и сущностью Богини Очага. Нематериальное качество придаёт дому ощущение безмятежного святилища.
Гестия была первой из своих братьев и сестёр, кого проглотил Кронос, и последней, кого он выплюнул, проведя в его тёмных недрах больше всего времени - и единственной, кто был там в одиночестве. Эта изоляция имеет психологическое значение. Поговорка «Тише воды, ниже травы» подходит женщине-Гестии - сдержанной и тихой, но обладающей сильными, скрытыми эмоциями.
Девочка-Гестия часто чувствует себя такой же отчуждённой или изолированной от своих братьев и сестёр, как и от родителей, - и она действительно отличается от них. В такой девочке чувствуется «старая душа». Столкнувшись с трудностями, она, скорее всего, эмоционально отстранится, погрузившись в себя в поисках утешения. В детстве ей часто помогают «преодолеть застенчивость или робость» - так окружающие часто отмечают её замкнутость. Более того, она отсутствует в социальных драмах, напоминая богиню Гестию, которая не принимала участия в романтических похождениях или войнах, которыми занимались другие олимпийцы.
Для женщины-Гестии время - это не столько количество (хронос), сколько качество (кайрос). Она не стремится «убивать время», а скорее участвует в качественном времени, где всё идеально совпадает с нужным моментом.
Поскольку её самоидентификация связана с внутренним «я», женщина-Гестия не расстраивается из-за внешних обстоятельств. Ей также не нужен мужчина, чтобы чувствовать себя эмоционально удовлетворённой. Без него её жизнь не потеряла бы смысл или цель. Её эго согласовано с «я», воплощая то, что древние греки называли апатией - безмятежное состояние, в котором человек не подвержен эмоциональным потрясениям.
Апатия даёт другим архетипам мудрость и равновесие, следуя «срединному пути», точке между избытком и недостатком. По сути, она представляет архетип «Я» - её круглый очаг со священным огнём в центре напоминает мандалу, символ целостности.
Тень Гестии
Два основных эмоциональных кризиса, с которыми сталкиваются женщины, - это опустевшее гнездо и вдовство. Но хотя женщины-Гестии могут быть женами и матерями, у них нет сильной потребности быть ни в той, ни в другой роли. Вместо этого, справиться с внешним миром - это их истинный вызов, они представляют тень Гестии.
Женщине-Гестии не хватает амбиций и целеустремлённости; она не стремится к признанию и не ценит власть, а стратегии продвижения по карьерной лестнице ей чужды. В результате люди, которые измеряют свою ценность по осязаемым стандартам, часто не замечают или недооценивают её. Кроме того, её теплота может казаться слишком безличной и отстранённой. Она должна научиться выражать свои глубокие внутренние чувства внешне, чтобы другие могли их понять.
Женщина-Гестия по своей природе не заинтересована в том, чтобы производить хорошее впечатление на других, и не носит маску, которую человек надевает, чтобы приспособиться к обществу. Она предстаёт перед людьми слишком обнажённой - она слишком много раскрывает, слишком честна, позволяя людям видеть то, что другие в такой же ситуации скрыли бы. На больших собраниях она часто чувствует себя неуютно, неловко и стеснительно, как будто ей «нечего надеть».
Уязвимые Богини
Переходя к уязвимым богиням - Гере, Деметре и Персефоне, - мы видим, что они представляют архетипы жены, матери и дочери соответственно. Их идентичность сосредоточена на отношениях, что отражает потребность женщин в общении и связи.
Качество сознания, связанное с архетипами уязвимой богини, называется диффузным сознанием, подобно тёплому свету лампы, освещающей всё в пределах своего радиуса действия. Этот восприимчивый, диффузный тип сознания может охватывать всю ситуацию или «гештальт» в целом, в отличие от сфокусированного сознания, которое сосредотачивается на одном элементе.
Когда женщина, ориентированная на отношения, возвращается к учёбе, одним из неизбежных источников конфликтов между ней и теми, кто с ней живёт, становятся их попытки отвлечь её от занятий. Её восприимчивое, рассеянное внимание легко отвлекается, в то время как мужчина в её жизни может неосознанно воспринимать её сосредоточенность на работе как соперничество, которое уводит её от него. Как будто выключили невидимый тёплый свет, из-за чего он чувствует смутную тревогу и неуверенность, ощущая, что что-то не так. Его «ненужные» усилия часто раздражают её, усиливая его чувство отверженности. Как только мужчина перестаёт воспринимать её переход от рассеянного внимания к сосредоточенному сознанию как личную обиду, напряжение спадает.
Гера: Богиня брака
Гера, которую в римской мифологии также называют Юноной, - богиня брака, сестра и жена Зевса. Один из её символов - корова, образ, долгое время ассоциировавшийся с архетипом Великой Матери как источника пищи. Млечный Путь - наша галактика, названная так от греческого gala, что означает «молоко», - происходит из мифа о Великой Богине, чьё молоко создало её. Затем это стало частью мифологии Геры: когда из её груди брызнуло молоко, образовался Млечный Путь.
Архетип Геры в первую очередь олицетворяет стремление женщины быть женой, а отсутствие мужчины вызывает глубокую скорбь. Болен описывает 32-летнюю медсестру, которая развелась и сказала: «Я чувствую, что в моей душе образовалась большая дыра, или, может быть, это рана, которая никогда не заживёт». Женщинам, которые вступают в ряд краткосрочных отношений, расставаясь, когда возникают трудности или угасает первоначальная страсть, или тем, кто чувствует себя оторванными от своих супругов, может быть полезно интегрировать архетип Геры. Если инстинкт привязанности к партнёру слаб, его нужно развивать сознательно. Это возможно только в том случае, если женщина осознаёт важность обязательств и полна решимости их соблюдать.
Женщине-Гере нужен престиж, уважение и почёт, которые даёт ей брак, и она хочет, чтобы её называли «миссис Кто-то». Без мужа она чувствует себя бесполезной, поэтому вряд ли разведётся, даже если с ней плохо обращаются. Она находит удовлетворение в том, чтобы сделать своего мужа центром своей жизни. Её первый серьёзный разрыв может стать серьёзной эмоциональной травмой, а с возрастом незамужнее положение часто усугубляет её внутреннюю пустоту, усиленную социальными ожиданиями. Для нее работа и образование - второстепенные аспекты жизни.
Женщина-Гера считает день своей свадьбы самым важным в жизни. Теперь она становится женой, что удовлетворяет её стремление, которое она испытывала, сколько себя помнит. Брак - это архетипичный опыт для неё: в её сознании она всегда будет женой, даже после развода.
Помимо удовлетворения внутренней потребности в партнёрстве и внешнего признания в качестве мужа и жены, Гера как архетип брака также представляет собой мистическое стремление к целостности посредством иерогамии (священного брака). Подобно тому, как брак предполагает физический союз, он также включает в себя духовную связь, в которой мужчина и женщина становятся одной плотью, достигая большей целостности, чем в одиночку. В алхимии это представлено как союз Короля и Королевы (центральных мужских и женских архетипов) и известно как конъюнкция, последняя стадия, на которой создаётся философский камень.
Тень Геры
Тень Геры заключается в том, что она неосознанно отождествляет себя со своим мужем, теряет свою индивидуальность и позволяет ему решать, как она проведёт свою жизнь. Счастье женщины-Геры зависит от преданности мужа, от того, насколько он ценит их брак, и от того, насколько он ценит её как жену. Если этого нет, она опустошена. Такая женщина может избежать многих бед, если не позволит себя безрассудно и преждевременно выдать замуж.
Женщина-Гера может проецировать на мужчину образ идеального мужа, а затем чувствовать себя преданной, когда он не оправдывает её ожиданий. Даже без особых поводов она подозревает его в неверности и чувствует себя униженной из-за невнимания мужа. Когда его нет рядом, она часто оказывается во власти демонов ревности, которые терзают её воображение. Чтобы скрыть свою неуверенность, она реагирует гневом, а не депрессией. Это позволяет ей чувствовать себя более сильной и контролировать ситуацию.
В греческой мифологии богиня Гера не выражала свой гнев по отношению к Зевсу из-за его измен, а вместо этого направляла его на другую женщину. Такая женщина склонна превращать боль от отвержения и унижения в мстительную ярость по отношению к другим женщинам. Теневая сторона архетипа Геры предрасполагает женщин к тому, чтобы перекладывать вину со своего мужчины, от которого она эмоционально зависит, на других. Даже если её дети расскажут о жестоком обращении с ней мужа, она скажет: «Вы не имеете права так разговаривать со своим отцом!» Она всегда предана своему мужу. Она также стремится навредить репутации другой женщины, клевеща на нее или даже прибегая к физическому насилию.
Когда женщину одолевает тень Геры, одно из возможных решений подсказывается мифом о сыне Геры Гефесте, известном римлянам как Вулкан, - боге-кузнеце. Согласно одной из версий, Гера бросила его при рождении из-за его хромоты. Он символизирует потенциальную внутреннюю силу, которую отвергла сама богиня, но которая всё ещё доступна. В отличие от него, Гера благоволила другому своему сыну, Аресу, богу войны, чья неконтролируемая ярость на поле боя отражала её собственную мстительность. У Гефеста была кузница внутри вулкана. Символически он олицетворяет возможность сдерживать вулканическую ярость и направлять её в созидательное русло, создавая доспехи и оружие как произведения искусства, которыми пользовались великие герои Древней Греции. Любая работа, умственная или физическая, может служить средством сублимации ярости - это гораздо более здоровый вариант, чем позволить ярости медленно поглощать вас.
Деметра: Богиня Зерна
Деметра, богиня плодородия, покровительствовала обильным урожаям. Римляне знали её как Цереру, от которой произошло наше слово «зерно». Она была четвёртой женой Зевса, своего брата. У неё был единственный ребёнок, дочь Персефона, с которой она связана в мифологии.
В гомеровском гимне Деметре описывается, как Персефона собирала цветы, когда её внезапно похитил Аид, бог подземного царства. Её мать, Деметра, услышала её крики и бросилась на поиски. Она искала её девять дней и девять ночей, пренебрегая своими обязанностями богини земледелия, что привело к великому голоду, который грозил уничтожить всё живое. Обеспокоенный судьбой человечества, Зевс посылает Гермеса в подземное царство, чтобы договориться об освобождении Персефоны. Аид соглашается, но перед её уходом даёт ей несколько зёрен граната, которые она съедает. Увидев свою дочь, Деметра радуется, возвращая земле плодородие и рост. Однако, поскольку Персефона ела пищу из Подземного мира, она символически стала связана с ним и должна была провести некоторое время с Аидом. Таким образом, Персефона проводит треть года в Подземном царстве, вызывая зиму, пока Деметра оплакивает её отсутствие, а весной возвращается на оставшееся время года, принося жизнь и рост.
Этот миф объясняет смену времён года и служит аллегорией цикла жизни, смерти и возрождения. Он стал основой для Элевсинских мистерий, самых священных и важных религиозных ритуалов Древней Греции на протяжении более двух тысяч лет. Благодаря этим мистериям люди переживали символическую смерть и возрождение и больше не боялись смерти. Если вы умрёте до того, как умрёте, то, когда вы умрёте, вы не умрёте.
Архетип матери представлен Деметрой, чьи самые важные отношения были с дочерью. И хотя другие богини являются матерями, Деметра - самая заботливая из богинь. Она олицетворяет материнский инстинкт, который реализуется через беременность и физическое, психологическое или духовное питание. Если потребность Деметры в заботе отвергается, это может привести к депрессии. Многие женщины-демократки возмущены тем, что феминистки обесценивают роль материнства; они хотят быть матерями на полную ставку и теперь чувствуют давление, вынуждающее их работать вне дома.
Тень Деметры
Когда Деметра горевала, ничего не росло, и голод грозил уничтожить человечество. Точно так же тень Деметры проявляется в том, что женщина-Деметра не даёт своему ребёнку эмоциональных или физических контактов, а также необходимого питания. Она также воспринимает растущую самостоятельность своего ребёнка как эмоциональную потерю для себя. Её дети обычно остаются маменькиными сыночками или дочками даже во взрослом возрасте.
Такая мать часто проявляет чрезмерный контроль, полагая, что “Матери виднее”, что может подорвать уверенность ее детей в себе и увеличить ее собственную нагрузку. Если она чувствует себя перегруженной, она обижается, но обычно не выражает это напрямую. Вместо этого она, скорее всего, подавляет свои чувства и усерднее работает над тем, чтобы все успеть. В конце концов, ее истинные чувства проявляются, и она начинает проявлять пассивно-агрессивное поведение. Отказаться делать то, чего от вас ожидает кто-то другой, и объяснить почему - это чёткое послание; пассивно-агрессивное поведение - это неясное послание, закодированное во враждебном поступке.
В более позднем возрасте, если её взрослые дети живут далеко или эмоционально отстранены, у женщины-Деметры может развиться «депрессия опустевшего гнезда» - глубокое чувство утраты и бессмысленности, когда дети, которые были центром её жизни, вырастают и уезжают. Более того, когда её дочь начинает встречаться с другим мужчиной, она часто чувствует, что Аид похищает её Персефону.
Женщина-Деметра может остаться с мужчиной просто потому, что ей его жаль. Он может быть puer aeternus или вечным мальчиком, незрелым эгоцентричным мальчиком, который избегает ответственности и считает себя особенным. Однако женщины-Деметры могут быть очень милыми и не видят в этом проблемы. По её мнению, мир несправедлив к нему. Его безотвественность часто ранит и злит её, но если он потом говорит ей, что она - единственный человек в его жизни, которому он действительно небезразличен, всё снова прощается.
Персефона: Дева и царица Подземного мира
Богине Персефоне, которую римляне называли Прозерпиной, поклонялись двояко: как Коре (Деве), юной богине, связанной с зерном и весной, и как королеве подземного мира, зрелой богине, правящей душами умерших. Хотя Персефона не была одной из двенадцати олимпийских богинь, она была центральной фигурой в Элевсинских мистериях, где греки переживали обновление жизни после смерти благодаря ежегодному возвращению Персефоны из подземного мира.
Хотя Персефону сначала похитили и унесли в подземный мир, позже она становится его царицей, что символизирует её взросление и трансформацию. Символически подземный мир представляет собой более глубокие слои психики. Пациенты с шизофренией, которые теряют связь с реальностью и погружаются в тёмные глубины коллективного бессознательного, отражают похищение Персефоны. Или женщины, которые выходят из тёмной ночи души, обретя понимание жизни, могут помочь другим пройти через подземный мир или архетипическую реальность психики. Исцеляет только раненый целитель.
После того, как Персефона вышла из подземного мира, Геката стала её постоянной спутницей. Геката, богиня тёмной луны и перекрёстков, правила жуткими царствами призраков и демонов, колдовства и магии. Эта спутница - символ того, что Персефона выжила в потустороннем мире.
Тень Персефоны
Тень Персефоны выражает склонность женщины к пассивности, наивности и потребность нравиться и быть желанной для других. Она - вечная девушка, которая ни перед чем и ни перед кем не отчитывается (будь то работа, учёба или отношения), потому что окончательный выбор исключает другие возможности. Тень Персефоны воплощается в женщине, которая настолько нерешительна, что ждёт, когда что-то или кто-то изменит её жизнь, как девушка, которая ждёт своего принца, чтобы вечно быть с ним в любви и жить долго и счастливо. Однако если она находит его, то быстро разочаровывается и понимает, что реальность совсем не похожа на её фантазии.
В своей книге «Путь всех женщин» юнгианский аналитик Эстер Хардинг описывает этот тип как «женщину-аниму», которая принимает проекцию мужской анимы и соответствует этому образу. Она «приспосабливается к желаниям своего мужчины, делает себя красивой в его глазах, очаровывает его, радует его». Она «обычно не осознаёт себя, не анализирует себя или свои мотивы; она просто есть; и по большей части она молчалива». Другими словами, она неосознанно подстраивается под то, какой мужчина хочет её видеть.
С Персефоной мужчина чувствует, что его воспринимают как сильного, властного и не оспаривают его авторитет или идеи. Он также чувствует, что может быть неопытным или некомпетентным, и его не будут критиковать. Такая женщина может оставаться дочерью, которая считает свою мать «настоящей матерью», а себя - просто играющей эту роль. С другой стороны, дочь матери-Персефоны может думать: «У меня не было матери - я была матерью».
Нарциссизм - ещё одна ловушка для некоторых женщин-Персефон. Они могут настолько зациклиться на себе, что теряют способность общаться с другими. Они часами проводят время перед зеркалами. Люди существуют только для того, чтобы давать им обратную связь, предоставлять им отражающие поверхности, в которых они могут видеть себя.
По мере того, как Дева взрослеет и достигает среднего возраста, перед ней встают реалистичные препятствия, которые заставляют её осознать, что мечты, которые она когда-то считала возможными, теперь недостижимы. Она избегает неизбежных обязанностей взрослой жизни и боится старости. Поскольку перемены неизбежны, она неохотно идёт по жизни, словно узница в кандалах. Всякий раз, когда реальный мир кажется ей слишком сложным, она уходит в свой фантастический мир. Однако в какой-то момент то, что когда-то было убежищем, становится тюрьмой. Она может замкнуться в своём внутреннем мире и не суметь вернуться в обычную реальность. Постепенно отстраняясь от реальности, некоторые женщины-Персефоны, кажется, впадают в психоз. Они живут в мире, полном символических образов, и у них искажённое представление о себе. Другие просто избегают того, что происходит на самом деле, оставаясь в этом мире фантазий, когда реальность становится слишком невыносимой.
Женщина-Персефона должна взять на себя обязательства и следовать им. Если она сделает это, то может постепенно превратиться из вечной девушки в зрелую женщину. Если в течение своей жизни женщина-Персефона прошла путь от Девы до Королевы, то может стать мудрой, знающей тайны, которые делают жизнь и смерть осмысленными. У неё был внутренний опыт, который развеял её страхи перед старостью и смертью.
Преображающая Богиня
Афродита, богиня любви и красоты, относится к третьей категории, являясь богиней-преобразователем. В греческой мифологии Афродита заставляла смертных и божеств (за исключением девственных богинь) влюбляться и создавать новую жизнь. Она ценила эмоциональный опыт общения с другими больше, чем независимость от других (что мотивировало девственных богинь) или постоянные связи с другими (что было характерно для уязвимых богинь).
Сознание, связанное с Афродитой, уникально. В отличие от рассеянного внимания уязвимых богинь, сосредоточенность Афродиты интенсивна, но восприимчива, она больше настроена на объект, чем целенаправленная концентрация девственных богинь. Это «сознание Афродиты» напоминает сценическое освещение, которое выделяет сцену, без усилий привлекая наше внимание к тому, что находится в «центре внимания», и побуждая к расслабленной, но поглощающей концентрации.
В своей психотерапевтической работе Болен заметила, что она полностью погружается в слушание пациента, в то время как её разум остаётся активным, создавая мысленные ассоциации с услышанным. Если она становилась слишком восприимчивой, то теряла объективность; если она становилась слишком отстранённой, то рисковала потерять эмпатию. Таким образом, анализ требует баланса восприимчивости и эмоциональной отстранённости, поскольку и сознательное, и бессознательное врача и пациента вовлечены в процесс, который глубоко затрагивает их обоих.
Афродита: Богиня Любви и Красоты
Афродита, известная римлянам как Венера, - самая прекрасная из богинь. «Золотая» - самый распространённый эпитет, которым греки называли Афродиту. Её мифологическое происхождение разнится: по версии Гомера, она - дочь Зевса и морской нимфы Дионы. Однако в версии Гесиода рождение Афродиты более драматично: Кронос отрезал гениталии своего отца Урана и бросил их в море, откуда Афродита вышла уже взрослой богиней.
Афродита выбрала Гефеста, хромого бога-кузнеца, в качестве своего мужа, сделав отвергнутого сына Геры своим любовником, хотя она часто изменяла ему (у неё были отношения с разными богами и смертными мужчинами). Их брак символизирует союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство.
Афродита представляет собой архетип возлюбленной. Когда два человека влюбляются, каждый видит другого в «золотом свете» и тянется к красоте другого. В воздухе витает волшебство; возникает состояние очарования или влюблённости. Каждый чувствует себя более красивым, более похожим на бога или богиню, чем в обычной жизни. Афродита олицетворяет не только инстинкт продолжения рода, обеспечивающий выживание вида, но и творческий порыв, рождение вдохновляющих идей и новых творений. Она - вдохновительница или муза, дарующая искру, которая не даёт творческим начинаниям стать слишком рациональными и скучными.
Тень Афродиты
Тень Афродиты - это неизбежность старения, разрушительная реальность для женщины-Афродиты, если её привлекательность была главным источником удовлетворения. Однако для женщин-Афродит, занимающихся творческой работой, зрелые годы проходят менее тяжело. У них больше опыта, из которого можно черпать вдохновение, и более развитые навыки, с помощью которых можно самовыражаться.
Женщины-Афродиты склонны жить настоящим, воспринимая жизнь так, будто она не что иное, как чувственный опыт. Она реагирует так, будто её действия не повлекут за собой никаких последствий в будущем. Эмоциональные приоритеты по-прежнему будут иметь больший вес, чем практические соображения. Она очень легко влюбляется, каждый раз искренне убеждая себя, что нашла идеального мужчину. В волшебном мгновении мужчина может почувствовать себя богом, влюблённым в богиню, но его бросят и заменят другим. Как следствие, она оставляет после себя череду раненых, отвергнутых, подавленных или озлобленных мужчин, которые чувствуют себя использованными и брошенными. Чтобы разорвать этот порочный круг, она должна научиться любить несовершенного человека, а не бога, освободившись от грандиозных иллюзий и недолговечных романтических увлечений.
Мы можем выделить два теневых паттерна Афродиты. В первом случае женщина цепляется за мужчину, который плохо с ней обращается или унижает её, жертвуя всем ради мимолетного внимания. Несмотря на то, что она несчастна, она чувствует себя в ловушке из-за зависимости от этих отношений. Во втором случае женщина преследует мужчину, который открыто отвергает её, прибегая к навязчивому или деструктивному поведению. Она может постоянно звонить ему, ехать за ним в другой город или даже попасть в тюрьму за взлом его дома. Чтобы освободиться от «проклятия» Афродиты, она должна осознать разрушительную силу привязанности и принять решение отпустить её.
Заключение
Краткий обзор женских архетипов:
- Артемида олицетворяет независимый, ориентированный на достижения женский дух;
- Афина - уверенная в себе женщина, которой правит голова, а не сердце;
- Гестия воплощает терпение, уравновешенность и любовь к одиночеству;
- Гера сосредоточена на поиске мужа и замужестве;
- Деметра олицетворяет стремление женщины обеспечить физическую и духовную поддержку своим детям;
- Персефона выражает склонность женщины к уступчивости и пассивности
- Афродита побуждает женщин выполнять как творческие, так и детородные функции.
Каждый из них отражает аспект психики женщины (её целостную личность).
То, что происходит в нашей голове, можно представить как комитет из разных личностей - мужских и женских, молодых и старых, одних громких, других тихих. В идеале здоровое эго возглавляет этот комитет, решая, кто должен говорить, и поддерживая порядок, будучи наблюдательным и эффективным. Когда возникает слишком много конфликтов - может произойти внутренний эквивалент олимпийской войны, - и если женское эго не может поддерживать порядок, может вмешаться один из архетипов богини и взять личность под свой контроль. Тогда, символически, этот архетип управляет смертным. Если эго не восстановит порядок, это может привести к психическому расстройству или психозу. Однако чаще всего это приводит к раздражительности или депрессии, которые можно рассматривать как подавленные или непрожитые аспекты архетипов.
Когда эго осознаёт архетипы и их различные потребности и мотивы, напряжение снимается. Но если эго предвзято и распознаёт только некоторые архетипы, пренебрегая другими, это в конечном итоге приводит к беспорядку. Поскольку мы не заботимся о них, они не заботятся о нас.
Не только то, что происходит с нами, определяет, кто мы есть, но и то, что происходит внутри нас. То, что мы чувствуем и как реагируем внутренне и внешне, определяет, кем мы становимся, в гораздо большей степени, чем степень трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Истинная цена чего-либо - это то, от чего мы отказываемся, чтобы получить это. Мужество - это не бесстрашие, а действия, несмотря на страх. Это качество героини. Она не позволяет делать себя жертвой. Она воспринимает жизненные препятствия как обряд посвящения. Взять на себя ответственность за сделанный выбор - это очень важно, и героиню отличает то, что она это делает.
#философия #психология #аналитическая_психология #преодоление_кризисов #самосовершенствование
Свидетельство о публикации №225032200476