1986-ой год. Май. Качканар
Юбилей Володи. Десять лет! Первая круглая дата моего первого ребёнка!
Мы уже год в Качканаре! Год Тигра!! Двенадцать лет назад мне довелось быть Нептуном на дне ВМФ в части! В отличие от Качканара Реттиховка – столица уссурийских тигров! Место, где эти милые кошки реально водятся и хороводятся! Быть Нептуном в столице тигров в год Тигра большая честь!
Именно тогда и там мы с Любой расписались! А накануне росписи она провела несколько часов на пасеке где отсыпался уссурийский тигр-людоед.
Охотники его застрелили в день нашей росписи, а узнал я об этом только несколько часов после. Так что с тиграми у меня свои особые отношения. Довелось зимой того же 1974-го года идти параллельно с семейством тигров при ярком лунном свете – мы возвращались втроём в часть из Реттиховской вечерней школы, а в ста метрах от дороги шла тигрица и два подросших тигренка за ней.
И вот двенадцать лет спустя Иван Васильевич Звягин известил меня, что отправляет меня на юг всей семьёй!
Он уже договорился с комбинатом (Люба работала воспитателем в общежитии КГОКа) и мы оба сопровождаем пионерский отряд в Феодосию. Она – пионервожатой а я – воспитателем. Дети едут в отряде детей воспитателей.
Предстояла поездка на поезде четверо суток туда и четверо суток обратно и тридцать суток там – в Феодосии! О таком и мечтатьто было невозможно. Но то был особенный год – год Чернобыльской катастрофы и элита ехать в ТЕ МЕСТА не рвалась.
В общем нам сказочно повезло.
Сборы были недолгими.
Но предстояли еще и организационные моменты.
Год назад я пионерского лагеря не выдержал и позорно из него сбежал.
Подробный анализ я тут и представлю. Но чуть-чуть позже.
Прошел все-таки сказочный учебный год.
Самый потрясающий учебный год в моей жизни.
За этот год я из затравленного барашка превратился в абсолютного монстра.
Тридцать шесть одинаковых уроков подряд сделали меня из начинающего крупнейшим специалистом.
Это то, что я никак не могу донести до преподавателей педагогических наук всех уровней. Господь Бог послал мне Шестую школу!!!
Директор с фамилией в шесть букв решил связаться со мной, убогим.
Было так: он ехал из командировки в одном купе с моей мамой.
Разговорились и мама поведала ему о своем сыне влюблённом в шахматы с детства.
Иван Васильевич сказал ей просто:
-Вы Лариса Порфирьевна пришлите его ко мне в Качканар и может быть я смогу ему подыскать что-нибудь реальное.
И я сразу же отправился в Качканар.
И мы познакомились.
Он – преуспевающий авторитетнейший директор Шестой школы, мечтающий внедрить у сея шахматный всеобуч, и я – абсолютный нуль в педагогике. За плечами у меня был период директорства созданного мною Архангельского шахматного клуба. Но с тех пор прошло уже пять долгих лет. Мы с Иваном Васильевичем поиграли в шахматы для знакомства и мой уровень его вполне устроил.
Для начала он отправил меня в Челябинск знакомиться с системой шахматного всеобуча там. Неделя пронеслась как миг. Люба была трудоустроена в общежитии воспитателем и вскоренам выделили отдельную квартирку в деревянном микрорайоне. Дети попали в шестую школу. После катастрофы в Фоминском мир налаживался. Возникали контуры новой непредвиденной жизни. И вот тут меня направили с Любой в рионерский лагерь под Качканаром. Она – пионервожатая, я – воспитатель. Но видимо раны полученные в Фоминском еще не зажили. С девочками из своего отряда я не справился и просто сбежал. Иван Васильевич сделал вид что просто не заметил! Мы занимались подготовкой шахматного клуба к учебному году.
Это было одно из гениальных творений именно Ивана Васильевича. В Качканаре был построен спортивный комплекс. Красивый. Большой. Но архитекторы явно не понимали, что большую часть года город стоит в снегу.
И Иван Васильевич предложил заложить кирпичом промежутки между колоннами и создать дополнительное помещение под открытыми колоннадами Дворца спорта. Что и было сделано И вот в этом «полупристрое» я и обосновался с цель обучать детишек шахматам.
Но был один «нюанс» в этой программе.
Мальчиков школы успешно обучал Геннадий Васильевич Некрасов.
Всех! Поголовно! И пяток одаренны девочек.
А мне предстояло учить исключительно девочек.
Девочек, которые вовсе не рвались ходить на шахматы.
Девочек, которым шахматы были по барабану.
Девочек, которых вполне устраивали домоводство и английский язык.
И далеко не все родители шестой школы разделяли взгляды своего директора на шахматный всеобуч.
Тут надо рассказать еще об одном «нюансе».
В Качканаре шла тихая подковерная борьба за власть в городском отделе народного образования между директором второй школы и директором шестой школы. Ложкина – директор второй школы взяла верх и потому усилия Звягина по внедрению шахматного всеобуча рассматривалось и как «скользкая дорожка» на которой директор шестой вполне мог бы и поскользнуться. В общем предстоявший опыт был весьма рискованным предприятием и некоторыми рассматривался как явная авантюра.
Школа Звягина была школой полного дня. То есть дети входили в школу в половине весьмого утра, а покидали ее вечером уже сделав в ней все свои домашние задания и будучи трижды покормленными.
И вот с первого сентября ко мне в шахматный клуб при Дворце спорта пошли один за одним классы девочек с первого по шестой по шесть уроков шесть дней в неделю! Это был именно поток!! Они входили в клуб, раздевались в раздевалке и следовали в учебный класс. Отсиживали мой урок , одевались и отправлялись обратно. Первые две недели их приводили классные руководители, но вскоре все уже знали путь и туда и обратно и я остался с этим страшным потоком один на один.
Ко мне в класс шесть раз в день заходили 18-22 девочки возраста от 7 до 13 лет!! Это надо прожить, промыслить, прочувствовать.
Девочки – это совершенно особый взгляд на мир.
Самое страшное заключалось в том, что всю неделю во всех группах я вёл строго один и тот же урок!!
Попробуйте в тридцать шестой раз произнести: «Тема урока – развитие фигур». И не рехнуться при этом.
Учебный год это тридцать четыре учебных недели.
В тот благословенный учебный год я дал в шестой школе тридцать четыре разных урока исполненных каждый тридцать шесть раз!
И случилось невероятное чудо.
Я выстоял. Разобрался в себе и в них.
Я постиг девичью душу на уроке.
Я постиг тайну занятий шахматами с девочками.
Девочки полюбили мои уроки.
Девчонки приходили ко мне на урок и не желали покидать клуб.
Некоторые у меня в игровом зале располагались и деловитоделали домашние задания.
Им нравилось решительно всё!
Им нравились тон, обращения, объяснения, микроигры.
Им нравилась обстановка!
Им нравились фигурки!
Уже с февраля шахматы назывались ими любимым школьным предметом!
Никаких проблем с посещаемостью!! На мои уроки приходили все, в том числе и больные!!
Ко мне бегали на занятия девчонки из других школ города. Охотно! С радостью! Родители мне в глаза говорили: вы у них лбимый учитель!!
И вот в самом конце этого фантастического учебного года мне предложили ехать с лагерем в Феодосию. И собрался организационный совет пионерского лагеря. То –сё, и наконец перешли к главному – к делению на отряды. И вот тут вскрылась подробность.иВ целом все было равномернокроме… оказалась что в лагерь нацелилось очень много девочек семьдесяттретьего года рождения. Почти пять десятков. Это был своеобразный девчачий пузырь. И тогда я предложил ошеломленным коллегам неожиданное решение:
-Давайте сформируем из девочек отдельный отряд и я его возьмк себе.
- А вы справитесь?
- Я только и делал целый год что с ними справлялся. Стал специалистом именно по девочкам 7-13 лет!
И это предложение было принято с восторгом. Самый трудный и коварный возраст был отдан мне.
Так и возникла моя «Поэма о Втором отряде».
Мои сорок красавиц в Феодосии в июне 1986 года.
Почти все 1973 года рождения!!
При цифрах «три» и «семь» с меня в момент сдувает…
Свидетельство о публикации №225032200745