Мальчик с солнечным лучом
Он был поэтом и переводчиком. Восемнадцатилетий человек. Почти ещё мальчик. Мальчик с огромным чистым сердцем, светлым умом, душой распахнутой людям и солнцем в руках. Владимир Полетаев. Юный гений.
Поэзия его была мудрой и светлой одновременно, как будто он писал солнечным лучом. Да он именно им и писал, этим самым лучиком солнца. И считал себя прежде всего переводчиком. Переводчиком грузинской поэзии. А грузинская поэзия не может ни быть солнечной.
Где он его взял, этот самый солнечный лучик? Где он раздобыл эту дефицитную солнечную частичку души? А нигде, он с ними родился, с этим лучиком и с этой солнечной частичкой. Поэтому так близка была ему именно грузинская поэзия.
В шестнадцать лет Владимир поступил в Литературный институт, на отделение перевода и выбрал грузинскую поэзию, и грузинский язык, потому что с очень раннего возраста обожал Грузию.
Но он подарил читателям переводы не только грузинских поэтов. Он также переводил стихи с белорусского, немецкого и украинского языков.
А вот его постулат, его кредо переводчика:
Когда ряды неровных строчек
Поскачут быстрые на диво,
Не обольщайся, переводчик,
Переводи неторопливо.
На немоту не будь в обиде,
Не забывая, что когда-то
Поэт хотел в тебе увидеть
Не переписчика, а брата.
И, овладев теченьем речи,
Не признавая произвола,
Попробуй, натяни на плечи
Рубаху мертвого Паоло*.
Не буквы надобны, а надо,
Чтобы за буквами стояла,
Неведомая верхогляду,
Прямая суть оригинала.
Иные морщатся: куда нам,
Но я на измышленья эти
Одним подвигнут Тицианом**
И только перед ним в ответе.
Вот в этом и есть истинная суть:
Не буквы надобны, а надо,
чтобы за буквами стояла
неведомая верхогляду
прямая суть оригинала.
А ведь он не только переводил. Владимир писал и собственные стихи. Великолепные. Поэзия с очень юного возраста жила, цвела, буйствовала в нём. Точнее так – она родилась вместе с ним. И рвалась на волю из его крылатой души.
Свобода, да, о вечная свобода,
свобода жить, свобода умирать,
и белый снег, какая благодать,
с январского повалит небосвода.
А там весна и грохот ледохода,
ручьям и рекам русла выбирать…
Потом страда — спины не разгибать…
Ржи золото, деревьев позолота —
все позади. Уже ноябрь дохнул.
Пригорки листьев вместо листопада,
пустых кустов колючая ограда,
деревьев голых черный караул
и первый снег. Раскрытая тетрадь
белым-бела, как смертная рубаха…
Свобода жить. Свобода жить без страха.
Без страха жить. Без страха умирать…
Его собственные стихи были зрелыми, мощными и мудрыми. А порой и трагичными. Они переворачивали душу. Они были гениальны!
Судите пристально и строго,
без лести каждую строку,
но не твердите, ради бога,
что должен я и что могу.
Мне суд друзей -- не осужденье,
но пусть не путают слепцы
строфы свободное рожденье
и акушерские щипцы.
Вы скажите, а почему же он известен только в некоторых кругах? Да просто его не пиарили, как это модно теперь говорить. Никогда не пиарили, в отличие от некоторых распиаренных родителями девочек.
Он вообще был очень неординарным. Даже имя своё, Владимир, трактовал ни как «владеющий миром», а «в ладу с миром». Согласитесь – самая добрая, самая мирная, самая человеколюбивая трактовка.
Небо начинается с земли,
с лепета последнего былинок,
с огонька случайного вдали,
с желтых Якиманок и Ордынок.
Как страницы, листья шелестят.
Где-то рядом, где-то очень рядом,
слышишь, подступает листопад,
мы с тобой стоим под листопадом.
Задыхающаяся жара
торопливо обжигает щеки,
дождь зарядит с самого утра,
глухо забормочут водостоки.
Дождь зарядит с самого утра.
Эта осень на дожди щедра.
Капли расплывутся на стекле --
небо возвращается к земле.
Такое сочинить в 15 лет!
Или:
Кружился снег, стократ воспетый,
кружился медленно и строго,
и под полозьями рассвета
плыла январская дорога.
Неприбранная мостовая
лежала в белом беспорядке,
мучительно напоминая
об ученической тетрадке.
Ах, сколько снега, сколько снега,
какая чистая страница --
пройти, не оставляя следа,
и в пустоту не оступиться.
Ах, детство, детство, мое детство,
мое фарфоровое блюдце,
мне на тебя не наглядеться,
мне до тебя не дотянуться.
Над розовыми фонарями,
над фонарями голубыми
кружился снег, и губы сами
произносили чье-то имя.
А вот ещё:
Окно выходит на задворки,
на жестяные гаражи.
Учебник в почерневшей корке
на подоконнике лежит.
А дальше – желтые ограды,
подслеповатые дома,
и воробьи не в меру рады,
что вот кончается зима.
А ты молчишь, меня не слышишь,
едва страницы шевелишь,
и вдаль на облака и крыши,
за раму черную глядишь.
А там, гудками пробивая
окраинную благодать,
легла дорога окружная –
не развести, не разорвать.
И ещё:
...а жизнь моя была проста
во власти чистого листа,
во власти благостной, во власти
нетерпеливого пера,
в неумолкающем соблазне,
а жизнь моя была щедра.
Зима ворота раскрывала
завороженного двора,
укутанного в одеяло
до самого полуподвала,
и абажура кожура,
оранжевая, проплывала,
и удивленная строка
дрожала в пальцах чудака,
и ускользала за ограду
захолодалая щека,
прижавшаяся к снегопаду,
а жизнь моя была легка...
Он ушёл в восемнадцать. Вот так просто шагнул в небо, к солнцу, с пятого этажа. Взлетел вслед за своим Мерани – грузинским Пегасом.
Его последнее стихотворение:
...но вы забыли, что в итоге
стихи становятся травой,
обочиною у дороги,
да облаком над головой.
И мы уходим без оглядки
в неведенье и пустоту,
когда нам давние загадки
разгадывать невмоготу...
А ветер длинными руками
раскачивает дерева,
и листья кружатся над нами
и превращаются в слова...
_________________
*"Рубаху мёртвого Паоло" - грузинский поэт Паоло Яшвили
**"Одним подвигнут Тицианом" - грузинский поэт Тициан Табидзе.
В Грузии великих поэтов называют просто по имени: Николоз, Важа, Галактион, Тициан, Паоло...
Свидетельство о публикации №225032301000
Спасибо за это эссе о замечательном поэте и переводчике, юном гении Владимире Полетаеве! Как это страшно, что он добровольно ушёл из жизни в 18 лет! Неужели рядом не было кого-то близкого, подсказавшего выход из безвыходной ситуации?
Он хотел быть в ладу с миром, но мир не захотел быть в ладу с ним!
Известно, что настоящие поэты острее чувствуют и реагируют на всё вокруг.
Мы живем в трагические времена!
С теплом души, Рита
Рита Аксельруд 26.03.2025 14:05 Заявить о нарушении
Да, это был гений, настоящий. Всего 18 лет, а такое творческое наследие.
И кто его знает, может быть это было вовсе и не самоубийство.
Айк Лалунц 26.03.2025 16:44 Заявить о нарушении