III. Страна духов

Прежде чем проследить за дальнейшим странствием духа, необходимо рассмотреть ту область, в которую он вступает. Это — «мир духа», который настолько не похож на физический, что все, что о нем говорится, должно показаться фантастикой человеку, желающему доверять лишь своим физическим чувствам. И к этой области в еще большей степени относится то, что уже было сказано при рассмотрении мира душ: для описания мы вынуждены прибегать к подобиям. Ведь наш язык, который по большей части обслуживает лишь чувственную реальность, не слишком богат выражениями, непосредственно применимыми к стране духов. Поэтому именно сейчас в особенности актуальна просьба — некоторое из сказанного понимать лишь как примерное указание, поскольку все, что здесь описывается настолько не похоже на физический мир, что только таким образом и может быть изображено. Автор прекрасно понимает, сколь мало изложенное им — из-за несовершенства наших языковых выразительных средств, рассчитанных лишь на физический мир — действительно может сравниться с опытом, переживаемым в этой области.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что этот мир соткан из субстанции (слово «субстанция», конечно, используется здесь в сугубо метафорическом смысле), из которой состоит человеческая мысль. Но в том виде, к каком мысль живет в человеке, она является лишь теневым образом своей истиной сущности. Как тень предмета на стене соотносится с реальным предметом, который эту тень отбрасывает, так и мысль, возникающая в голове человека, соотносится с соответствующей этой мысли сущностью в стране духов. Когда в человеке пробуждается духовный орган чувств, он действительно воспринимают это мыслесущество, подобно тому как чувственные глаза — стол или стул. Тогда человек оказывается в окружении мыслеcyществ. Чувственный глаз воспринимает льва, а мышление, направленное на чувственное, воспринимает мысль «лев» как некий теневой образ. Духовное око видит в стране духов мысль «лев» так же реально и непосредственно, как чувственный глаз видит физического льва. Здесь снова можно обратиться к аналогии, использованной при описании страны душ. Как для оперированного слепорожденного окружающий мир внезапно обретает новые качества — цвета и света, так и для того, кто научился пользоваться своим духовным оком, все окружение предстает как новый мир, наполненный живыми мыслями, или духовными существами.
В этом мире прежде всего видны духовные первообразы всех вещей и существ, присутствующих в физическом и душевном мирах. Представьте себе картину, существующую в духе художника еще до того, как она будет написана, — это подобие даст вам представление о том, что подразумевается под словом первообраз. Здесь не принципиально, существует ли у художника такой первообраз в голове заранее или же постепенно формируется в процессе практической работы. В истинном мире духа подобные первообразы существуют для всех вещей, а физические предметы и существа суть лишь отображения этих первообразов.
Вполне естественно, если тот, кто доверяет только своим внешним чувствам, станет отрицать этот мир первообразов, утверждая, будто они являются лишь абстракциями, полученными в результате рассудочного сопоставления чувственно воспринимаемых вещей. Такой человек просто не способен к восприятию в высшем мире и знаком с миром мыслей исключительно по теневым абстракциям. Он не понимает, что видящему духовные существа знакомы так же, как ему самому — его собака или кошка, и что мир первообразов бесконечно более реален, чем чувственно-физический.
Правда, первое знакомство со страной духов еще более сбивает с толку, чем встреча с душевным миром, ибо первообразы в их истинном облике совершенно не похожи на свои чувственные отображения. Сильно отличаются они и от своих теней — абстрактных мыслей. — В духовном мире все пребывает в непрерывной подвижной деятельности, в неустанном творчестве. Состояния покоя, задержки на одном месте, как в физическом мире, здесь не существует, ибо первообразы — это творящие сущности (Сноска 1). Они являются главными зодчими всего, что возникает в физическом и душевном мирах. Их формы быстро меняются, и в каждом первообразе заложена возможность принимать бесчисленное множество конкретных обликов. Они словно порождают облики из себя: едва возникнет один, как уже начинает рождаться следующий. Эти первообразы связаны между собой более или менее тесным сродством. Они не действуют обособленно: для своего творчества один нуждается в помощи другого, и часто неисчислимые первообразы действуют сообща, чтобы то или иное существо возникло в душевном или физическом мире.
Помимо того, что в стране духов может быть воспринято «духовным видением», здесь находится и нечто иное, что можно рассматривать как переживание «духовного слышания». Как только «ясновидящий» поднимается из страны душ в страну духов, воспринимаемые первообразы становятся также звучащими. Это «звучание» является чисто духовным процессом, и его следует представлять себе без какой-либо сопутствующей мысли о физическом звуке. Создается ощущение погруженности в море звуков, и в этом музыкальном духовном звучании выражают себя существа духовного мира. В гармониях, ритмах и мелодиях такого совместного звучания запечатлены первозаконы их бытия, их взаимные соотношения и сродство. То, что в физическом мире рассудок воспринимает как закон, как идею, духовному слуху открывается как нечто духовно-музыкальное. (Поэтому пифагорейцы называли такое восприятие духовного мира «музыкой сфер». Для обладающего духовным слухом эта музыка сфер — не просто нечто образное, аллегорическое, а хорошо знакомая ему духовная реальность). Однако, чтобы получить представление об этой духовной музыке», необходимо отбросить всякое знание о чувственной музыке в том виде, как она воспринимается «материальным ухом», поскольку здесь речь идет о духовном восприятии — таком, к которому «чувственное ухо» глухо.
В последующих описаниях страны духов указания на эту духовную музыку опущены ради простоты изложения. Необходимо лишь представлять себе, что все, описываемое как «образ», как нечто «светящееся», одновременно является и звучащим. Каждому цвету, каждому световому восприятию соответствует духовно звучащий тон, а каждому взаимодействию цветов — гармония, мелодия и т.д. Необходимо ясно осознавать, что везде, где царит звучание, не прекращается и восприятие «духовного ока»: музыкальное звучание просто добавляется к свечению. Поэтому там, где будет говориться о «первообразах», надо мысленно добавлять к ним и музыкальные «первозвуки». К этому присоединяются и другие восприятия, которые по аналогии можно назвать «духовным вкусом» и т.д. Однако здесь мы не будем углубляться в эти процессы, поскольку задача состоит в том, чтобы дать представление о стране духов, сосредоточившись на некоторых, выбранных из множества присущих ей видов восприятия.
Прежде всего необходимо рассмотреть различные типы первообразов. Чтобы ориентироваться в стране духов, здесь также нужно выделить известное число ступеней или областей. Как и в стране душ, отдельные области следует представлять себе здесь не как наслоенные одна на другую, но как взаимопроникающие и пронизывающие друг друга.
Первая область содержит первообразы физического мира в той мере, в какой он не наделен жизнью. Здесь мы находим первообразы минералов и растений — но первообразы растений присутствуют лишь в той мере, в какой растения являются исключительно физическими, т.е. в той мере, в какой не принимается во внимание находящаяся в них жизнь. Точно так же здесь встречаются физические формы животных и людей. Перечисленное не исчерпывает всего, что можно тут обнаружить, но лишь дает наглядные примеры. — Эта область образует остов страны духов, и ее можно сравнить с твердой сушей нашей физической Земли. Это материковая масса страны духов, и соотношение последней с физически-материальным миром можно описать лишь путем сравнения. Следующий пример поможет нам понять это. Представьте себе какое-нибудь ограниченное пространство, заполненное физическими телами самого разнообразного вида, а затем вообразите, что они исчезли, а на их месте остались полости, сохраняющие форму этих физических тел. Ранее пустые промежутки между физическими телами представьте теперь заполненными разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в различных соотношениях. — Примерно так выглядит самая нижняя область мира первообразов. Вещи и существа, воплощенные в физическом мире, присутствуют в ней как «пустоты», а в промежуточных пространствах разыгрывается подвижная деятельность первообразов (и «духовной музыки»). При физическом воплощении эти полые области как бы заполняются физической материей. Тот, кто одновременно смотрит в пространство физическим и духовным оком, видит физические тела, а между ними — подвижную деятельность творящих первообразов.
Вторая область страны духов вмещает в себя первообразы жизни, но эта жизнь являет здесь совершенное единство. Она струится по миру духа как текучая стихия, пульсируя во всем, подобно крови. Ее можно сравнить с морями и прочими водами физической Земли, однако распределением она больше напоминает кровеносную систему в теле животного, нежели моря и речную сеть. Текучая жизнь, образованная из субстанции мысли, — так можно было бы обозначить эту вторую ступень страны духов. В этой стихии содержатся творческие первосилы всего, что проявляется в физической реальности в виде существ, наделенных жизнью. Здесь становится очевидным, что вся жизнь представляет собой единство, что жизнь в человеке родственна жизни всех его собратьев — тварных существ.
Третью область страны духов составляют первообразы всего душевного. Здесь мы попадаем в гораздо более тонкую и разреженную стихию, чем в первых двух областях. Пользуясь сравнением, ее можно описать как воздух, или атмосферу страны духов. Все, что происходит в душах обоих других миров — физического и душевного, — находит здесь свой духовный аналог. Все ощущения, чувства, инстинкты, страсти и т.д., присутствуют также и здесь — но уже в духовной форме. Атмосферные явления этой воздушной оболочки соответствуют в других мирах страданиям и радостям сотворенных. Томление человеческой души предстает тут как тихое дуновение, а вспышка страсти — как бурный вихрь. Тот, кто способен составить представление о рассматриваемых здесь явлениях и сосредоточит на них внимание, глубоко проникнет в стенание всякой твари. Здесь можно говорить, например, о бурных грозах со вспышками молний и раскатами грома, и, если углубиться в исследование этого вопроса, выяснится, что в таких «духовных бурях» выражаются страсти какой-нибудь происходящей на земле битвы.
Первообразы четвертой области не имеют непосредственного отношения к другим мирам. В определенном смысле они являются сущностями, которые управляют первообразами трех нижних областей и опосредуют их взаимодействие. Таким образом, они заняты упорядочиванием и группировкой этих подчиненных первообразов, и потому из этой области исходит более всеобъемлющая деятельность, чем из нижних.
Пятая, шестая и седьмая области значительно отличаются от предыдущих, поскольку пребывающие здесь сущности снабжают первообразы нижних областей побуждениями к деятельности. Здесь обнаруживаются творческие силы самих первообразов. Тот, кто может подняться до этих областей, знакомится с «замыслами», лежащими в основе нашего мира (Сноска 2). Подобно живым зародышевым точкам, первообразы пребывают здесь, готовые принять самые разнообразные формы мыслесуществ. Когда такую зародышевую точку вводят в нижние области, она как бы разбухает и проявляет себя в самых различных обликах. Идеи, посредством которых человеческий дух творчески проявляет себя в физическом мире, суть лишь отблески, тени этих зародышевых мыслесуществ высшего духовного мира. Обладающий духовным слухом наблюдатель, поднявшись из нижних областей страны духов в верхние, замечает, как звучание и отдельные музыкальные тоны превращаются в «духовный язык». Он начинает воспринимать «духовное слово» (Сноска 3), через которое вещи и существа раскрывают ему свою природу уже не только через музыку, но и в «словах» — сообщая, как это можно назвать в духовной науке, свои «вечные имена».
Надо представить себе, что зародышевые мыслесущества имеют сложную, составную природу. Из стихии мира мыслей мысли берется лишь нечто вроде оболочки такого зародыша, облекающей истинное ядро жизни. Здесь мы достигаем границы «трех миров», поскольку это ядро происходит из миров еще более высоких. В приведенном выше описании строения человеческого существа мы уже указывали на это ядро жизни, а жизнедух и духочеловек были названы его составляющими. Подобные ядра жизни имеются и для других существ мира. Они происходят из высших миров и помещаются в указанные три мира, чтобы исполнить там свои задачи.
Теперь мы проследим за дальнейшим странствием человеческого духа через страну духов между двумя воплощениями, или инкарнациями, и нам еще раз ясно предстанут условия и характерные особенности этой страны.

Сноска 1: Было бы неверно делать отсюда вывод, будто в духовном мире царит непрекращающееся волнение, поскольку там нет «состояния покоя, задержки на одном месте, как в физическом мире». Там, где находятся «первообразы, творящие сущности», хотя и нет того, что можно назвать «пребыванием в покое на одном месте», все же присутствует иной покой, который имеет духовную природу и совместим с деятельной подвижностью. Его можно сравнить со спокойным удовлетворением и блаженством духа, проявляющимися в деятельности, а не в бездействии.

Сноска 2: По отношению к движущим силам мирового развития приходится употребить слово «замыслы», хотя при этом возникает соблазн представить такие силы просто, как человеческие намерения. Избежать этого соблазна можно только в случае, когда такие слова, — а их, естественно, все же приходится брать из области человеческого мира, — будут возвышены до значения, в котором устранено все, что в них есть от узко ограниченного человеческого. Взамен эти слова должны наделяться значением, которое человек придает им в тех жизненных случаях, когда в известной степени поднимается над самим собой. Слово «замыслы» используется здесь образно и никак не связано с классической телеологией.

Сноска 3: Более подробно о «духовном слое» можно прочитать в моем «Тайноведении».


Рецензии