Язык, на котором разговаривает с нами Бог

Лабиринты нашей жизни, бывает, порой настолько запутаны, что двигаясь по ним, мы тратим дни, месяцы и годы в поисках выхода из них, в поисках смысла жизни, в поисках правды и истины. И в этих бесконечных лабиринтах случается, что мы доходим до отчаяния и пустоты, потери не только смысла, который ищем, но и веры в Бога.

Да и, действительно, есть ли Он в моей жизни?! Как давно я не слышал Его! Как давно Он не говорил к моему сердцу! И вообще, реален ли Бог в моей жизни, слышит ли Он меня и помнит ли обо Мне?!
Как давно такие вопросы посещали вас? И если Бог  в реальности существует, то почему мне порой кажется, что Он забыл меня, что я один на один остался со своими проблемами? Почему мне порой так трудно живется?
Примерно такие же вопросы задавал себе и Богу один из Божьих пророков – Пророк Илия. Еще вчера Господь творил через него чудеса, низвергая огонь с неба, пожирающий жертву, камни и даже воду во рве. Еще вчера по его слову Господь послал проливной дождь после трехлетней засухи. Еще вчера он был силен и полон энергией и бежал впереди колесницы царя Ахава расстояние длиной примерно тридцать километров. (3 Царств, 18:46).  А сегодня…. Что же случилось с пророком сегодня? (3 Царств, 19:1-14)

А сегодня, напуганный, уставший и разочарованный пророк Божий, через которого Бог явил яркое доказательство Своего могущества языческим жрецам, побежал в пустыню. Для чего? – «чтобы спасти жизнь свою» (3 стих). Получается парадокс – он убегает от царицы Иезавели, «чтобы спасти жизнь свою» (3 стих), а убежав, начинает просить у Господа смерти. Он начал совершать совсем не те действия, которые от него ожидал Господь. И в тот момент, когда Господь был готов завершить через него начатое дело, Илия впадает в отчаяние или, как бы мы сказали сегодня современным языком – в депрессию. В его случае депрессия и упадок духа, похоже, произошли в результате того, что он позволил своему сознанию нарисовать проблемы очень большими, просто огромными, а Бога – меленьким и бессильным.
Так и у нас с вами. Когда мы теряем Бога из виду, все проблемы вырастают до размеров кавказских гор. И, как следствие этого, мы начинаем недооценивать могущество Бога, собственные достижения и вклад других людей. Мы начинаем совершать странные и нелогичные поступки – двигаться не в том направлении и, убегая от опасности, просить себе смерти.

И у Илии налицо и другие признаки депрессии: пророк не только просит себе смерти, но он целый день только и делает, что только спит и ест – потеря интереса к жизни, состояние, когда востребованы только твои физиологические потребности (5, 6 стихи). Ничего не хочется и «не можется» - ни думать, ни бороться, ни двигаться. 
Затем его депрессивное состояние немного видоизменяется, и, по-видимому, наступает бессонница и потеря аппетита, когда любой кусок хлеба встает поперек горла, когда в душевной агонии не можешь ни спать, ни есть… (8 стих).
Кому из нас не знакомо такое состояние души, когда переживания, стрессы, внутренние проблемы или какие-то неразрешенные вопросы доводят нас до отчаяния, до сердечной тоски, до исступления, когда ты впадаешь в такую беспросветную апатию, что ничего уже не радует тебя – ни настоящее, ни яркие опыты прошлого, когда Бог являл чудеса в твоей жизни. И тем более тебя уже не радует будущее – смысл жизни меркнет, все кажется бессмысленным и пустым.  И ты, как и Илия под можжевеловым кустом просишь себе смерти: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою. Я уже больше не могу» …

И это «не могу» у каждого из нас свое, своя чаша терпения, веры и выносливости: непонимание со стороны родных, коллег (однокурсников…). А может быть отчаяние от себя самого – не очень  верующего и не очень верного Богу. А может быть, тебя предали близкие, с кем ты был готов в огонь и воду, а они… А может быть, ты сидишь у разбитого корыта, потому что попал на мошенников. И ты просто устал. Истощился. И вообще устал быть не как все, устал быть «особенным». «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше всех тех, кто не знает Тебя».
И нам, как и Илии кажется, что уже нет никаких сил от усталости и беспросветности жизни, от требовательности жизни к нам – отчаявшимся и разочарованным.
Но давайте посмотрим, как реагирует на все это наше поведение Бог?! Как Он проявляет Себя в нашей жизни и в жизни Илии? Видим ли мы, что Он начинает ругать и стыдить Илию?! Нет! Он не отрекается от нас, Он не ворчит и не осуждает: «Ну?! И куда это ты отправился совсем не в ту сторону?! И что это ты тут расселся под можжевеловым кустом и слезы льешь!?»

Нет! Господь заботится о нас! Когда нам плохо, Он кормит и поит нас. Он отыскивает нас в самой мрачной, сырой и холодной пещере нашей жизни, и нежно спрашивает нас: «Что ты здесь, Илия?!»

Что ты здесь, Марина, Игорь и Оксана, мое драгоценное дитя?! Почему ты сидишь в этой мрачной пещере своих невеселых мыслей и дрожишь здесь от страха и холода, когда кругом светит солнце? Почему ты находишься здесь – в месте, в которое Я тебя не посылал? И  Я не хотел, чтобы ты был сейчас в таком отчаянии?!
И мы, как и Илия, начинаем оправдываться перед Господом, описывая Ему как много у нас проблем: «О, Ты знаешь, Господи, у меня нет больше веры и сил. Все, что я делал на протяжении долгих лет – все напрасно, все мои молитвы, усилия и труды не приносят плодов. Я устал, Господи…. Я устал от одиночества и непонимания. Устал от обмана и лжи, от угроз, от нечестности и несправедливости, от потерь, от жестокости жизни ко мне» …

И вот тут Господь начинает общение с нами. Да, мы находимся в таком смятении и отчаянии, что готовы, кажется, всё воспринимать только на повышенных тонах. Мы сердимся на себя и на весь белый свет. И нам кажется, что и Бог сердится на нас. Нам кажется, что нас за непослушание и слабости, за то, что мы не оправдали всех Его ожиданий, ждут буря, громы, молнии и землетрясения.
Но «не в ветре Господь». Когда тебе плохо и тоскливо – «не в буре Господь».   Когда ты огорчен и напуган – не через громы и молнии будет говорить Господь со Своим чадом. Когда ты в отчаянии и в неразрешимых вопросах, когда все вокруг видится в мрачных тонах – Господь не будет говорить с тобой и через землетрясение.  И даже, когда ты убежишь от Него и от всего света в пещеру и будешь дрожать там в холоде, сырости и мрачности своих невеселых мыслей, и Господь позовет тебя и скажет: «Выйди и встань!», то не бойся Его! Он не будет говорить с тобой и через огонь, потому что «не в огне Господь». Но в тихом веянии ветра или даже в кратком звуке тишины.

Господь говорит с нами через тишину природы, когда мы в ответ ожидаем от него бурю. Господь нисходит до нашего состояния, и Он общается с нами на том уровне, на котором мы способны Его воспринимать. Он знает, что когда мы напуганы и стеснены обстоятельствами, когда мы разочарованы и подавлены от груза одиночества, утраты или неразрешимых вопросов жизни, то нет нужды говорить к нам через бурю, так как лишь   в утешающем и успокаивающем веянии ветра мы будем способны услышать Его.
Господь знает, на каком уровне отношений с Ним мы находимся и как говорить к нашему сердцу. Он знает когда, каким образом и что мы готовы воспринять.
Однажды одной верующей женщине приснился такой сон. Во сне она увидела трех молящихся женщин. Когда они стояли на коленях, к ним приблизился Господь.
Подойдя к первой из них, Он нежно склонился над ней: улыбка Его сияла любовью и Его речь к ней звучала, как чудная музыка. Оставив ее, Он подошел к следующей, но ограничился лишь тем, что коснулся Своей рукой ее склоненной головы, и кинул ей один лишь взгляд нежного одобрения. Мимо третьей молящейся Он прошел почти резко, не останавливаясь, не вымолвив ни слова и не окинув даже взглядом.
Видевшая этот сон подумала про себя: «Как должно быть велика Его любовь к первой. Второй Он только выразил Свое одобрение, но не дал тех особенных проявлений Своей любви, как Он сделал это по отношению к первой. Третья же женщина, должно быть, Его глубоко оскорбила, Он не вымолвил ни слова и, проходя, даже не окинул ее взглядом.

Желала бы я знать, что она совершила такого и почему Господь так резко обошелся с ней? И пока она таким образом размышляла, Сам Господь предстал перед ней и сказал: «О женщина, как же ты неправильно растолковала Мои действия! Первая молящаяся женщина нуждалась во всей Моей нежности и заботе, чтобы сохранить ее стопы на узком пути. Она нуждается в Моей любви, заботе и помощи каждую минуту в течении всего дня. Без них она бы падала и все время ошибалась. Вторая имеет больше веры и более глубокую любовь. Ей Я могу доверять! Она будет уповать на Меня при всех обстоятельствах. Третья, на которую Я как бы не обратил Своего внимания и даже пренебрег ею, имеет совершенную любовь и веру. – Она так хорошо знает Меня и настолько доверяет Мне, что не нуждается ни в словах и взглядах, ни в видимом проявлении Моего одобрения. Она не смущается и не падает духом от обстоятельств, через которые Я провожу ее. Она доверяет Мне даже тогда, когда не понимает, что Я творю с ней».

Господь общается с нами на том уровне, на котором мы готовы воспринять и услышать Его. Он учитывает наше состояние, способности и обстоятельства жизни, когда находит нас в пустыне или пещере – в месте, в которое Он нас не посылал.
Господь знает тот язык, на котором мы способны в данный момент общаться и воспринимать Его. Для кого-то из нас, возможно, это будет язык безмолвия, вздохов и стонов. Он не всегда действует видимым и поражающим наше воображение образом. Он может пожелать присутствовать в полном молчании. Господь не нуждается в наших оправданиях и объяснениях, ведь Он все знает о нас. Но Он желает вывести нас на новый, более высокий уровень отношений с Ним, чтобы научить нас понимать Его не только в буре и землетрясении, но и в тихом веянии ветра. И даже в Его молчании.

И скажем Богу нашему:  Благодарим, что Ты находишь нас среди пустыни нашей жизни под можжевеловым кустом, что Ты находишь нас в мрачной пещере нашего непонимания того, что Ты творишь с нами… Но, Господи,  даруй нам сил выйти из нее, чтобы научиться слышать и понимать Тебя не только в  разбушевавшихся стихиях этого мира, но  и в тихом веянии ветра к нашей душе, и даже в Твоем молчании. Во имя Иисуса. Аминь.


Рецензии