Первая пьеса Максима Горького
Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*
…………………………………………………………………
Міръ Божій
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
№ 11
1901 г.
НОЯБРЬ
С.-ПЕТЕРБУРГ
Типография И. Н. Скороходова (Надеждинская, 43).
20
ПЕРВАЯ ПЬЕСА МАКСИМА ГОРЬКОГО
Недавно М. Горький закончил свою пьесу в 4-х действиях «Сцены в доме Бессемёновых».
Со слов нижегородского корреспондента «Русских Ведомостей», познакомим наших читателей с содержанием нового произведения даровитого беллетриста, впервые выступающего на поприще драматурга.
«Действие происходит в маленьком провинциальном городе, в доме зажиточного мещанина Бессемёнова.
Действующие лица: старик Бессемёнов, его жена, их сын Пётр, студент, исключенный из университета за беспорядки, дочь Татьяна, учительница городской школы, Нил, машинист на железной дороге, воспитанник Бессемёновых Тетерев, певчий, человек пьющий, озлобленный, любящий пофилософствовать, квартирантка Елена Кривцова, молодая вдова смотрителя тюрьмы, Перчихин, дальний родственник Бессемёновых, бедный мещанин, торгующий птицами, дочь его Поля, швея.
Эпизодические лица — товарищ Петра студент Шишкин, подруга Татьяны учительница Цветаева.
Пьеса построена на противоположности двух настроений: с одной стороны, молодых Бессемёновых с их боязнью жить, наукой и неприспособленностью, с другой — противоположного первому настроению Нила-рабочего, Шишкина-студента и вдовы Елены, стремящихся, говоря словами самого автора, вмешаться «в самую гущу жизни».
Отец Бессемёновых более приближается ко второй категории лиц: он живет, быть может, несуразно, по шаблону довольно сомнительного качества, но все же живёт.
Бывший подрядчик, а в момент начала пьесы старшина малярного цеха, метящий в ремесленные головы, отец Бессемёнов самолюбив, скуп, грубоват, желает, чтобы все в доме повиновались ему, но не только за совесть, а и за страх, признав его своим авторитетом. Его образованные дети (Пётр и Татьяна) часто затрагивают его самолюбие; он относится к ним без уважения, не видя в них ни силы, ни характера.
«Наш порядок жизни вам не нравится, а какой свой порядок вы придумали?» спрашивает он своих детей.
Дети не могут дать ответа.
«Никакого характера, ничего эдакого... крепкого, —замечает отец Бессемёнов относительно своих детей. — Вот Нил, — он дерзок, он разбойник, но человек с лицом».
Не надеясь на детей, Бевсемёнов требует, чтобы они подчинялись ему:
«Одна правда — моя правда. Где ваша правда?.. Укажите?»
Дети опять ничего определенного ответить не могут, но не могут и признать отцовской (кулацкой) правды. «Правда твоя узка нам, мы выросли из неё», только и могут ответить они отцу. И действительно, молодые Бессемёновы меньше чем кто либо способны дойти до создания «своей правды».
Дочь Бессемёновых Татьяна — слабохарактерное существо.
Она молода, но уже дрябла, надломлена и бессильна.
Рознь с семьей и неудачи в личной жизни отражаются на ней больше, чем это следует. Она устала и от работы в школе, которая никогда её не интересовала, и от жизни, которую не в силах понять, и от семейных дрязг и взаимного непонимания друг друга.
Ей хочется жить, но как,— этого она не в состоянии решить и томится.
21
«Все вы, — ты, Нил, Елена, все вы, — говорит она, — умеете выдумывать что-то такое, что радует вас, а я родилась без веры».
Собственной своей судьбой Татьяна приходит к выводу, что логика жизни такова:
«Кто не может ничего делать, тот не иметь права и жить».
И Татьяна пытается отравиться, правда, неудачно, как неудачна и вообще всякая её попытка к проявлению активной деятельности.
Брат Татьяны Пётр — настолько ещё молод, что вполне определённой фигуры не представляет. Однако, его духовная дряблость проявляется уже в достаточной степени.
Через несколько месяцев после увольнения из университета, он говорит:
«Чёрт дернул меня участвовать в этих дурацких волнениях! Никакого режима, мешавшего мне изучать римское право, я не чувствовал, чувствовал лишь режим товарищества».
Жизнь тяготит его, но он не умеет разобраться в ней.
Он быстро постарел, и его, как изжившегося человека, раздражает шумная, лихорадочная деятельность и машиниста Нила, и, студента Шишкина, и учительницы Цветаевой.
Изжив раньше времени лучшие идеалы, Пётр брюзжит и на общество, прикрываясь фразой, что последнее «мешает личности развиваться», хотя, собственно говоря, Пётр в этом вовсе не заинтересован, личность в нём отсутствует.
Это в минуту откровенности открыто признаёт и он:
«Я слабый человек, —говорит Пётр, — жизнь не по силам мне. Я чувствую её пошлость, но не в состоянии ничего изменить, ничего внести»...
Мать Бессемёновых — слабое существо, любящее детей: она вечно находится между двух огней, — своим мужем и детьми, вечно грызущимися и враждующими между собою.
Эти лица и создают унылое и тревожное настроение.
Переходной ступенью является певчий Тетерев.
И он не приспособился к жизни, и ему не удалось «вмешаться в самую гущу ея», но он не унывает: пьет, дразнит всех, язвит и философствует на самые рискованные по своей парадоксальности темы.
Он иронически относится и к самому себе и, разболтавшись с Татьяной, на её вопрос, что с ним случилось в жизни, отвечает четверостишием из Гейне:
Солнца, счастья шёл искать,
Наг и бос вернулся вспять:
И бельё, и упованья
Истаскал в своём скитанье.
Бедный торговец птицами Перчихин точно так же «своей правды» не нашёл, но он не унывает: у него есть интерес — страстная любовь к природе; она и заменяет ему идеал. Когда дочь Перчихина Поля выходит замуж за Нила, Перчихин, как дитя, радуется тому... что теперь он совершенно свободен и может закатиться в лес во всякое время.
Представителем «здоровых натур», которым принадлежит будущее, является Нил — центральная в пьесе фигура. Он — родственник Бессемёновых, живущий личным трудом.
Как мы указывали в начале, Нил — машинист, но не дипломированный. Он сам выбился на дорогу и продолжает заниматься самообразованием. Он здоров, силен физически и еще более душевно.
Ему приходится большую часть времени трястись на скверненьких паровозах товарных поездов, но он, в противоположность Петру и Татьяне Бессемёновым, не только не нюнит, а, весело улыбаясь, говорит:
«И всё-таки в этом есть какая-то прелесть!.. В одном только не вижу ничего приятного: в том, что мною и другими порядочными людьми, командуют дикие свиньи, дураки и воры».
Однако мыслящий машинист тут же спешит оговориться и добавляет:
«Но жизнь не вся за ними. Они пропадут, исчез-
22
нут, как проходят нарывы на здоровом теле».
Нил верит, что «нет такого расписания движения, которое бы не изменялось», верит, что «наша возьмёт». Энергия его необычайна: он вечно занят, вечно что-нибудь делает, вечно торопится «вмешаться в самую гущу жизни», чтобы «этому помочь, того поддержать».
К Нилу приближаются, хотя далеко уступают ему и интеллигенты — прямолинейный студент Шишкин и учительница Цветаева, а также не интеллигенты — Поля и Елена.
Главное внимание автор пьесы обратил на обрисовку характеров, а не на развитие действия. Созданные им типы жизненны, интересны и возбуждают внимание. Особенно интересны типы «новых людей».
О них можно сказать словами одного из действующих лиц пьесы:
«Люди настраиваются жить. Вы слышали, как музыканты настраивают инструменты перед началом пьесы... Ужасно хочется скорее услышать, что именно будут играть музыканты, кто будет солист, какова пьеса».
_________________
Для цитирования:
Міръ Божій, 1901, № 11, Ноябрь, С.-Петербург, стр. 20-22
Примечания
*Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.
**Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.
Свидетельство о публикации №225032301494
Анатолий Авдеевич Дивильковский 24.03.2025 12:05 Заявить о нарушении