Курс латинского языка на основе Вульгаты. Очерк 23
Bonis hominibus de bono thesauro proferentibus bona salutem!
Всем хорошим людям — здравия!
Вот и пятый день Творения подходит к концу:
ET FACTUM EST VESPERE ET MANE DIES QUINTUS
Этот стих в точности повторяет окончания всех предыдущих дней Творения:
И СТАЛО ВЕЧЕРОМ И УТРОМ ДЕНЬ ПЯТЫЙ
На исходе пятого дня, перед наступлением кульминационного дня шестого мы можем порассуждать о латинских числительных, поскольку мы имеем с ними дело, ведя счет дней и светил.
Числительные разделяются на четыре группы:
numeralia cardinalia – количественные (один, два, три...)
numeralia ordinalia – порядковые (первый, второй, третий...)
numeralia distributiva – разделительные (по два, по три...)
numeralia adverbialia – наречные (дважды, трижды...)
Количественные все у нас на слуху, кроме VIGINTI-двадцати. Это слово можно осмыслить как «два десятка», если предположить, что vi = би = два, а ginti = десять. С остальными числами никаких трудностей: unus, duo, tres, quattuor, quinque, sex, septem, octo, novem, decem. Да, quinque-пять звучит немного непривычно, но узнать можно и запомнить не трудно. Кроме приведенных чисел первого десятка и viginti-двадцати, одним словом обозначаются еще CENTUM-сто и MILLE(MILE)-тысяча. Все остальные числа обозначаются двумя, тремя или четырьмя словами.
undecim, duodecim, tredecim - 11, 12, 13
triginta, quadraginta, quinquaginta, sexaginta, septuaginta, octoginta, nonaginta – 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90
ducenti, trecenti, quadringenti, quingenti – 200, 300, 400, 500
viginti unus - 21
Это были примеры составных числительных из двух слов. Теперь из трех слов: unus et viginti – 21 (viginti – это одно слово), triginta septem - 37 (tri-ginta – это два слова), - и из четырех слов: septem et triginta – 37. Названия чисел 21 и 37 мы привели в разных вариантах.
Весь этот материал подробно изложен в учебниках и пособиях. Запомнить все сразу не получится. Важно понять принцип и подметить тонкости. К таким тонкостям относится, например, то, что не все количественные числительные склоняются, а только 1, 2, 3, 200 и 500:
unus, a, um
duo, ae, o
tres, tria
ducenti, ae, a
quingenti, ae, a
Интересно подметить также и то, что Septuaginta-70 – это название греческого перевода Торы. Наше русское слово ОБА — это латинское AMBI- и греческое АМФИ- , знакомые нам по словам «амбиция» (буквально — хождение вокруг) и «амфитеатр» (буквально — круговой осмотр). Если смущает их значение «вокруг» и не видно, где же здесь ОБА, то подскажем: вокруг — это с ОБЕИХ сторон. Наши русские ОДИН и ЕДИН — это латинское IDEM, что означает «тот же, одинаковый».
В переводимых нами стихах Бытия дни Творения, кроме первого, названы посредством порядковых числительных: secundus, tertius, quartus, quintus, sextus, septimus. Слово primus-первый скрыто в слове PRINCIPIUM (Очерки 19 и 21) в первом стихе. Продолжим счет далее: octavus, nonus, decimus, undecimus, centesimus, millesimus. Звучат все очень аппетитно. Выбирайте, какое больше понравилось.
Разделительных (distributiva) числительных мы касаться не будем, а из наречных приведем три главные: semel-однажды, bis-дважды, ter-трижды.
Не лишним будет отметить, что в русских названиях месяцев явно видно влияние римско-латинского календаря, в котором год начинался с Марта (в честь римского бога Марса), соответствовавшего, кстати, месяцу Нисан, первому у евреев. Апрель, как и АБРИКОС — от латинского APRICUS, a, um – солнечный, любящий солнце, согреваемый солнцем. Май — по имени богини Майи, то есть родной МАТУШКИ самого Меркурия (Гермеса) и матушки всех римских жителей, в том числе и трудящихся, праздновавших в ее честь Первомай. Июнь — месяц Юноны, главной супруги Юпитера. Июль и Август — по имени двух римских императоров, Юлия Цезаря и Октавиана Августа. С Сентября по Декабрь — четыре номерных месяца: Седьмой, Восьмой, Девятый, Десятый, по счету от первого месяца Марта. Затем одиннадцатый Январь, по имени бога Януса, и Февраль, от латинского FEBRUUS-очищение, последний месяц, в который подводились итоги и проводили ритуалы очищения, перешедшие затем в Христианстве в Прощеное воскресенье и Великий Пост. Одно не понятно: почему за 1700 лет Христианства в Европе так и не поменяли языческие названия месяцев и почему Русская Церковь вместе с Христианством приняла от Европы этот откровенно языческий календарь? Логично было бы предположить, что он существовал на Руси и до принятия Христианства, при всей невероятности подобного предположения.
Термин «високосный» тоже имеет отношение к числам, так как он является русским звучанием латинского BISEXTUS – дважды шестой.
Также интересно значение английского слова TRIBE-племя и однокоренных с ним ТРИБУНЫ, КОНТРИБУЦИИ и ДИСТРИБУЦИИ (мы пропустили дистрибутивные числительные, и они нам напоминают о себе). В Древнем Риме было изначально ТРИ разряда (ТРИБЫ) граждан: Римляне, Сабиняне и Этруски. Впоследствии их стало 35, но слово TRIBA, указывающее на три, осталось и закрепилось за ними. Интересно, что 4 трибы из 35-и считались городскими, или URBANAE, а 31 триба — деревенской, или RUSTICAE, по-нашему РУССКОЙ. В общем, все не только интересно (interest), но также курьезно (curiosus-любопытный) и парадоксально (по-гречески «парадоксос» — невероятный, необычный, странный).
Bonam recreationem! Valete!
Свидетельство о публикации №225032300153