Медитация 1 Смысл термина Медитация

Медитативная логика философии

Хотелось бы изначально сделать акцент на том, что под медитацией будем понимать сложную, определённым образом организованную духовную работу, духовную и когнитивную трансформацию.

При этом, сенсорная трансформация, естественно, не отменяется.


В самом слове «медитация» есть особый, почти мистический смысл, притягивающий к себе внимание. 

Но в медитативных методиках, формировавшихся на протяжении всей истории человечества, заложен немалый духовный опыт, который необходимо учитывать при формировании нового уровня цивилизации.


Поэтому не случайно в периоды активных социальных преобразований происходит и усиление общественного внимания к проблемам  психо-философской, духовно-смысловой культуры.

Появляется достаточно большое количество литературы, посвященной этой проблематике.

Наверное,  будет правильным и обратное утверждение.
Увеличение потока литературы по данной проблематике, в свою очередь, порождает особый интерес к этой необычной проблеме.

 Медитацией можно заниматься очень серьёзно, можно просто увлекаться.

Практически каждый человек что-то услышав о медитации, готов высказывать свои собственные суждения, претендующие на некоторую значимость.

Возникают достаточно широкие и во многом неточные представления о феномене медитативной культуры, её значения в жизни современного человека, а чаще всего медитацию путают с релаксацией, некой формой расслабления и духовного покоя.


Я предлагаю  самостоятельное психологическое исследование и понимание закономерностей духовно смыслового пространства существования человека и человечества.

Открывая эти закономерности медитативного познания, сталкиваешься с открытием ряда существенно значимых факторов.

Медитация как объект исследовательского внимания и познания определяется сложной совокупностью факторов.

Множество различных факторов порождает различные подходы к пониманию сущности медитации.

В результате этого почти каждый слышавший что-либо о медитации, считает себя специалистом в этой области.

А уж те, кто осилил хотя бы одну книжку с названием «медитация», считает себя обладателем священной эзотерической истины в последней и несомненной инстанции.

Настоящие специалисты знают тот простой и невероятно непостижимый факт:
 с увеличением представлений о медитативных методиках работы над собственным сознанием расширяется до бесконечности ощущение великой сложности и закономерности представление о действительной грандиозности духовно-логических представления о устройстве Души и Разума.


В итоге возникает много действительно верных или совершенно превратных мнений и путаницы, смысловой неразберихи вокруг термина «медитация», вокруг понимания этого сложного и многомерного духовного феномена.

 Всё чаще и чаще употребление термина становится не очень некорректным, соответственно, превратным становиться и понимание сущности медитации.

 С этим положением дел не хочется смиряться, необходимо придать медитативным методикам единое смысловое основание.
 Однако, это не самое отрицательное, более негативным является то, что возникает прецедент широкоупотребительного распространения неверно истолкованных терминов, что в итоге прямо или косвенно задевает и многие философско-академические проблемы.

Например, студенты, приступающие к изучению таких философских проблем, как «идеальное», «сознание», «мышление», уже имеют некоторые предубеждения и предварительные знания о структуре медитативного сознания, почерпнутые из литературы данного, наиболее легко воспринимаемого уровня.



Основными целями нашего исследования являются следующие.

Во-первых.
В связи с нечетким и размытым по смыслу и  по содержанию, а также некорректным употреблением термина «медитация» и возникшим в результате этого путаницей становится все более сложным говорить о корректном научном употреблении.

В данном параграфе предпринята попытка разобраться в том, что на самом деле представляет собой «медитация» как термин, каковы его четкие смысловые границы.

Неточность и многосмысленность термина «медитация» порождает путаницу, и хаос.
Термин может быть неточным, может быть многосмысловым, и это, соответственно, далеко не одно и тоже - неточность и многосмысленность термина «медитация».

Необходимо как-то устранить данную путаницу, и чтобы это сделать, необходимо совершить ряд элементарных шагов.

Чтобы устранить путаницу в употреблении термина «медитация», 
во-первых, необходимо:

выявить все существующие (и возможные) многообразные смысловые значения;
устранить дублирование терминов;
и, наоборот, не допускать использование одного и того же термина в разных значениях;
за каждым термином должно быть установлено определенное значение;
каждое значение должно отображаться только одним термином или сочетанием терминов;
в итоге необходима упорядоченная система всех смысловых значений термина «медитация».


Во-вторых.
Рассматривая опыт медитативной практики в различных социокультурных системах, выявляется важный позитивный опыт возможности коррекции индивидуального сознания.

В-третьих.
На этой основе предлагается рассмотреть философское изменяющееся динамичное сознание как медитативное сознание.

И, наоборот, во многом медитативное сознание можно рассматривать как философское, постигающее сущности абстрактно-универсального уровня.

В-четвертых.
Задачей исследования также является выяснение того, какие принципы и закономерности проявляются и действуют при  функционировании медитативно-философского сознания.


Исходные определения термина «медитация»

Начать рассмотрение проблемы, естественно, необходимо с установления определенного значения термина «медитация».

Медитацию часто рассматривают как достижение «состояния отрешенности» от воздействий внешнего порядка.

Но если под медитацией понимать признаки, состоящие  именно в этом, и только в этом, то этого явно недостаточно для понимания глубинной сущности медитации в целом.


Термин медитация

Термин медитация, как уже было сказано, включает в себя множество смысловых уровней.

Начнем с рассмотрения академического понимания данного явления.

Например, философский энциклопедический словарь дает следующее определение медитации.

«Медитация (лат. meditatio - размышляю, от meditor - обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека в  состояние углубленной сосредоточенности.

В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности.

Соматическое  состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрёшенностью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и т.п.) вызывание и протекание медитации, как правило, связаны с определенной последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс.

Поэтому почти во всех языках обозначение медитации семантически связано с понятиями «ум» и «думанье» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательных намерений...».

Термин «медитация» возник в результате европейской мистико-христианской традиции, когда сложился устойчивый психорелигиозный культ концентрации сознания на таком сложном сверх-объекте, как Бог, Софийность, Мудрость.


Соотношение терминов «дхьяна» и «медитация»

Санскритский термин «дхьяна» имеет несколько другие исторические корни и психокультурные истоки.

В санскритском языке термин «дхьяна» обозначает - «мысль», «размышление».

В философском значении за этим термином закрепился смысл, указывающий на способность к особому созерцанию.

При этом «дхьяна» рассматривалась лишь как этап, один из этапов на пути к освобождению.

«В совокупности восьми средств йоги, ведущих к очищению и просветлению
ума (читты),
дхьяна следует за состояниями
отключения чувств (пратьяхара) и концентрированного внимания
(дхарана) и связана со спокойным, равномерным и беспрерывным сосредоточением мысли на данном объекте; дхьяна непосредственно  предшествует самадхи.

Дхьяна играет важную роль в буддизме и иногда называется буддистской йогой».

Таким образом, поэтапно имеем следующий процесс:
Пратьяхара - отключение чувств;
Дхарана - концентрирование внимание;
Дхьяна - размышление;
Читта - очищение и просветление ума.


Общая закономерность медитативного процесса

Общая закономерность медитативного процесса состоит в том, что:
- происходит отключение чувств;
- психическая активность переносится на мышление;
мышление принимает однозначно заданное направление;
- достигается очищение и просветление ума, которое есть: устранение ненужных мыслей и концентрация на необходимых;
- максимально возможное устранение всех лишних мыслей;
возникновение мышления без сознания, когда мысль движется сама по себе без всяких усилий, возникновение состояния «умозрения без помощи ума»;

происходит отключение сознания и самосознания, устранение самоконтроля со стороны самосознания;
полное, абсолютное отсутствие самосознания, самосознавания, переход от «отключения от себя самого» к «отключению от всего».

Последний этап, как правило,
есть слияние с пустотой, с абсолютным ничто.

Исходя из чего видно, что:

- дхьяна, как и медитация, не является всепоглощающим процессом;

- некорректно путать психотехники дхьяны и медитации;
- дхьяна является лишь одним из этапов в процессе более широкой психотехнической программы.


Рецензии