Медитация 2 История медитативных психотехник
Классическая индийская йоговская медитативная психотехника.
Классическая буддистская медитативная психотехника.
Даоская медитативная психотехника.
Дзэновская медитативная психотехника.
Неклассические и синтезные медитативные психотехники.
Необходимо найти систему психотехник и основные концепции медитации.
Концепция медитации Э.Вуда
Интересным представляется точка зрения Э.Вуда на природу дхьяны.
Эрнест Вуд - один из исследователей древней философии и психологии Индии, дает следующее определение дхьяны.
«Дхьяна (Dhyana).
Медитация: продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль.
Она представляет собой наполненное течение мысли, имеющее характер концентрации - усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течении определенного периода режима воли».
Следовательно, дхьяна в данной трактовке рассматривается, как медитация, имеющая следующие этапы и показатели:
- совершается продолжительное умственное усилие;
устанавливается жестко заданная направленность;
достигается наполненность, концентрация, усилие, сосредоточенность, волевое определение;
- задается режим волевого определения необходимого психического состояния;
- воля становится автоматическим регулятивом, который перестаёт осознаваться человеком и воспринимается как легкая естественность, как отсутствие определенности.
Древнеиндийская и европейские психофилософские культурные традиции дали достаточно сложный и многообразный прецедент, хорошо описанный и зафиксированный в различных источниках.
Аналог термина «медитация» в древнеиндийской системе «санкхья»
Современная Российская Большая Энциклопедия (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия) следующим образом трактует понятие «санкхья»:
«Санкхья (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии.
Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.).
Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв.
В основе дуалистической концепции санкхьи — противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.
Цель бытия — разъединение пуруши и пракрити, «освобождение» пуруши (в форме индивидуальных духовных начал)».
Русская медитативная культура
В русском языке данный смысл выделился в отдельный устойчивый термин, хотя существует ряд слов достаточно близко отражающих смысловую специфику именно русского медитирования.
Такими словами являются те, которые указывают на способность психологического перехода в некое запредельное, надпредельное состояние видения.
То есть это те слова, в которых имеется указание на способность к запредельным состояниям - «задуматься», «заглядеться», «засмотреться», «замечтаться», «забыться».
Исходя из чего, можно полагать, что среди данных терминов именно «задумчивость» есть наиболее оптимальный русскоязычный словесный эквивалент сложных процессов, отражаемых термином «медитация».
Но русский язык с его способностью достаточно детально дифференцировать смысловые значения в отдельные понятия может создать и другие многообразные аналоги, способные отражать различные стороны процесса медитации.
Из чего следует, что медитация есть:
- способ изменения сознания, психики человека;
приведение психики в определенное состояние;
одним из возможных состояний которого является - углубленная сосредоточенность.
Означает ли такое понимание, что любое изменение сознания есть проявление определенной техники медитативности?
Каждый человек в той или иной степени погружен постоянно погружен в различные процессы смены умонастроения.
Таким образом, получается,
что каждый человек:
- либо подвержен внешнему медитативному воздействию;
- либо самостоятельно изменяет при помощи осознанных или не осознанных методик состояние своего сознания.
Основные сущностные черты медитации
Если в целом обозначить и выделить основные сущностные черты медитации, то таковыми надо назвать следующие:
- снижение реактивности, то есть снижение эмоциональных реакций;
- соматическая, телесная расслабленность;
- приподнятое, более активное умонастроение, то есть активизация необходимых очагов психики за счет подавления других;
- отрешенность, отстраненность, абстрагированность от мира;
- манипулирование психосостояниями для вызывания необходимого эффекта.
Снятие внешних или случайных, ненужных воздействий является лишь начальным этапом, ведущим к следующим этапам и более глубоким сущностям, к более существенным духовным изменениям.
Современная Российская Большая Энциклопедия (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия) следующим образом трактует понятие медитации:
«Медитация (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
Методы медитации многообразны.
Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге),
в Древней Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме,
в мистике суфизма,
отчасти — православия (т. н. «умное делание») и католицизма.
Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг)».
В таком подходе медитация проявляется как метод снятия всех условных опосредований, присутствующих в человеческом сознании.
Медитация в таком случае становится особым способом рефлексии сознания самого по себе.
Свидетельство о публикации №225032301547