Медитация 2 История медитативных психотехник

Необходимо различать различные во многом несовместимые школы и практики медитацию

Классическая индийская йоговская медитативная психотехника.

Классическая буддистская медитативная психотехника.

Даоская медитативная психотехника.

Дзэновская медитативная психотехника.

Неклассические и синтезные медитативные  психотехники.


Необходимо найти систему психотехник и основные концепции медитации.

Концепция медитации Э.Вуда

Интересным представляется точка зрения Э.Вуда на природу дхьяны.

Эрнест Вуд - один из исследователей древней философии и психологии Индии, дает следующее определение дхьяны.
«Дхьяна (Dhyana).
Медитация: продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль.

Она представляет собой наполненное течение мысли, имеющее характер концентрации - усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течении определенного периода режима воли».

Следовательно, дхьяна в данной трактовке рассматривается, как  медитация, имеющая следующие этапы и показатели:

- совершается продолжительное умственное усилие;
устанавливается  жестко заданная направленность;
достигается наполненность, концентрация, усилие, сосредоточенность, волевое определение;

- задается режим волевого определения необходимого психического состояния;

- воля становится автоматическим регулятивом, который перестаёт осознаваться человеком и воспринимается как легкая естественность, как отсутствие определенности.

Древнеиндийская и европейские психофилософские культурные традиции дали достаточно сложный и многообразный прецедент, хорошо описанный и зафиксированный в различных источниках.


Аналог термина «медитация» в древнеиндийской  системе «санкхья»

Современная Российская Большая Энциклопедия (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия) следующим образом трактует понятие «санкхья»:

 «Санкхья (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии.

Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.).

Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв.

 В основе дуалистической концепции санкхьи — противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира.

Цель бытия — разъединение пуруши и пракрити, «освобождение» пуруши (в форме индивидуальных духовных начал)».


Русская медитативная культура

В русском языке данный смысл выделился в отдельный устойчивый термин, хотя существует ряд слов достаточно близко отражающих смысловую специфику именно русского медитирования.

Такими словами являются те, которые указывают на способность психологического перехода в некое запредельное, надпредельное состояние видения.

То есть это те слова, в которых имеется указание на способность к запредельным состояниям - «задуматься», «заглядеться», «засмотреться», «замечтаться», «забыться».

Исходя из чего, можно полагать, что среди данных терминов именно «задумчивость» есть наиболее оптимальный русскоязычный словесный эквивалент сложных процессов, отражаемых термином «медитация».

Но русский язык с его способностью достаточно детально дифференцировать смысловые значения в отдельные понятия может создать и другие многообразные аналоги, способные отражать различные стороны процесса медитации.


Из чего следует, что медитация есть:

- способ изменения сознания, психики человека;
приведение психики в определенное состояние;
одним из возможных состояний которого является - углубленная сосредоточенность.
Означает ли такое понимание, что любое изменение сознания есть проявление определенной техники медитативности?

Каждый человек в той или иной степени погружен постоянно погружен в различные процессы смены умонастроения.

Таким образом, получается,
что каждый человек:
- либо подвержен внешнему медитативному воздействию;
- либо самостоятельно изменяет при помощи осознанных или не осознанных методик состояние своего сознания.


Основные сущностные черты медитации

Если в целом обозначить и выделить основные сущностные черты медитации, то таковыми надо назвать следующие:

- снижение реактивности, то есть снижение эмоциональных реакций;

- соматическая, телесная расслабленность;
- приподнятое, более активное умонастроение, то есть активизация необходимых очагов психики за счет подавления других;

- отрешенность, отстраненность, абстрагированность от мира;
- манипулирование психосостояниями для вызывания необходимого эффекта.

Снятие внешних  или случайных, ненужных воздействий является  лишь начальным этапом, ведущим к следующим этапам и более глубоким сущностям,  к более существенным духовным изменениям.

Современная Российская Большая Энциклопедия (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия) следующим образом трактует понятие медитации:

«Медитация (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

Методы медитации многообразны.

Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге),
в Древней Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме,
 в мистике суфизма,
отчасти — православия (т. н. «умное делание») и католицизма.

Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг)».
В таком подходе медитация проявляется как метод снятия всех условных опосредований, присутствующих в человеческом сознании. 

Медитация в таком случае становится  особым способом рефлексии сознания самого по  себе.


Рецензии