Медитация 4 Типологизация медитаций как проблема
Но главным образом - необходимостью нахождения новых современных методологических подходов к решению традиционно-сложных проблем сознания.
Анализируя историю изучения и разнообразные подходы, можно отметить весьма примечательную особенность - сознание как проблема, и в целом и в частных своих аспектах, имеет неуклонную странно-фатальную тенденцию к усложнению.
В данном случае, мы имеем интересное, если даже - не интереснейшее, направление исследования, позволяющее не только пытаться решать эту проблему в строго академическом подходе.
Но одновременно проверять и испытывать её решение на себе самом, так как каждый человек вольно или невольно хотя бы когда-нибудь интересовался проблемами медитации, а может быть, и сам пытался практиковать те или иные методы.
В настоящий момент не существует сколько-нибудь академически удовлетворительной системы типологизаций многообразных видов медитаций, которые активно, если не сказать - бурно, развивающихся в последние десятилетия во всем мире.
Проблема типологизации медитаций важна ещё и в том отношении, что её решение позволяет ближе подойти и более глубоко понять возможные пути разрешения более широкой проблемы - проблемы типологизации философского сознания во всем многообразии форм и проявлений последнего.
Типы медитаций
Типы медитаций зависят от того, что является её смысловой доминантой. Медитация может быть рассмотрена как:
- процесс психо-трансформация сознания;
- психо-коррективная техника самоизменения сознания;
- ментальная трансформация, можно также определить как философско-ментальную трансформацию.
Все данные смыслы указывают на возможность практикования определенных методов позволяющих либо устранить чрезмерную, ненужную восприимчивость внешнего реального мира и переключение на действительную, глубинную само-реальность человека; либо на иллюзорную, выдуманную, но существующую реальность.
Методы психического изменения сознания
Методы психического изменения можно подразделить на те, которые позволяют изменить содержание сознания.
Например, устранить болезненное реагирование или эмоциональную ранимость;
и на те, которые позволяют изменять содержание сознания до реализации состояний совершенно, на первый взгляд, непрактичных, фактически - иллюзорных.
Итак, можно отметить, что:
Первоначальное представление о медитации, как правило, основано на том, что медитация есть нечто единственное и целостное как явление.
При этом достаточно много путаницы и неразберихи вносит, легендно-мифическое навеянное понимание
Рано или поздно возникает неожиданное, но вполне закономерное и определенное замешательство в связи с обнаружением совершенно разных значений, вкладываемых в те или иные действия, условно называемых «медитациями».
Далее возникает иное понимание.
Становиться ясным, что может существовать некоторое множество различных типов медитаций.
Возникает вполне естественная легализация в сознании идеи о том, что может существовать достаточно большое количество самых различных методик, называемых «медитациями».
Это, в свою очередь, ведет к необходимости каким-либо системным образом упорядочить данное хаотичное, не структурированное понимание столь странного пространного явления как медитация.
Типологизировать различные методики изменения сознания как медитативные можно в зависимости от выбранного основания деления.
Надо признать, что такая или иная любая типологизация несколько упрощает реальные сложные многоаспектные, живые реальные формы медитативной, которые сложились в результате длительного практикования и постепенного совершенствования и поэтому, при их классификации, могут относиться сразу к нескольким типам сразу.
Исходя из более широкого понимания сущности медитации как определенной психотехники изменения состояния и содержания сознания, можно выделять медитации как раз по этому признаку - по тому, как именно, в каком направлении изменяется сознание.
Или, допустим, можно выделить различные типы медитаций в зависимости от определенных используемых приемов изменения сознания, изменения состояния психики.
Типологизация методов по способам восприятия
К способам восприятия относятся все то, что человек может получать при помощи своих органов чувств.
То есть, в данном подходе мы можем выделить типы медитаций по способам смотрения, видения и т.д..
Но обычно делается упор на различные способы визуального восприятия информации.
Помимо привычного видения мира человек рано или поздно открывает возможность видеть все по-другому, иначе.
Открывается достаточно странная, на первый взгляд возможность, видеть все по-другому, оказывается можно все видеть достаточно по-разному.
В этом подходе также открывается своеобразное понимание философского видения мира, открывается интереснейшее абстрактно-универсальное видение мира.
Типологизация медитаций по направленности на объект внимания
Сам термин «объект внимания» стирает грань между материальными и нематериальными объектами.
Если эта грань исчезнет, то невозможно применить в данном отношении ни материалистическую ни идеалистическую методологию.
Следовательно, необходима новая синтезная интегративная инновационная методология.
Медитация реализует как определенный способ направленности своего сознания на определенный объект или любое реальное возможное содержание.
Исходя из чего можно заключить, что медитация по своей основе является способом информационно-содержательного программирования.
Медитация как «вчувствование»
Способы вчувствования можно рассмотреть как способы максимального получения информации, находящейся в объекте, то есть получения информации, находящейся или исходящей из определенного объекта.
В зависимости от того, что именно становится интенциональным объектом для вчувствования, изменяется структура сознания.
Медитация как способ вслушивания
Например, как это делается коановских техниках дзэна, где происходит развитие способности вслушиваться в такой необычный объект, как тишину.
Услышав тишину или услышав в тишине то, чего нет в многообразии окружающих звуков, человек постигает особое измерение сокровенной истины.
Волевая концентрация
Человек вынужден волевым образом влиять на окружающий мир, у него нет другого выбора, если он, конечно, хочет жить.
Напряжение воли создает волевую энергетическую ауру вокруг человека, при помощи которой определяется конкретная направленность событий.
Своими чувствами, желаниями, страстями, своими мыслями, своими действиями, всем вместе человек определяет мир вокруг себя.
Волевая концентрация энергетики человека определяет его способ деятельности.
Изменение волевой концентрации изменяет человека как личность.
Ты есть то, чем является или может быть твоя воля.
Человек равен своей воли и ее отсутствию.
Человеческая воля есть одна из самых мистических сущностей непосредственно взаимосвязанных с ним.
И эту мистику воли необходимо раскрыть для самого себя, разгадать ее для себя.
Медитации «увеличение - уменьшение» сознания
Чаще всего под медитацией понимается способ, процесс, прием, направленный на устранение обычного сознания.
Как соотнести медитацию, направленную на уменьшение или даже полное выключение активного сознания, и медитацию, направленную на увеличение силы сознания?
Увеличение-уменьшение сознания как медитативная функция постоянно применяется в самых различных техниках, хотя весьма затруднительным является сама чисто экспериментальная процедура регистрации данного явления.
Возникает вопрос, если вообще это возможно, то, как это осуществить?
В чем, собственно, состоит проблема? Как измерить неизмеримое?
Если сознание неизмеримо, в принципе, то нет в этом, соответственно, и никакой проблемы.
Надо понять, что проблема неразрешимо и с этим стоит смириться.
Человек, занимающийся медитацией, психокоррекцией своего сознания, манипулирует своим сознанием по слепому наитию.
Может возникнуть вполне закономерный вопрос: «Что такое интенсивное увеличение сознания»?
Означает ли это увеличение контроля за сознанием? И тогда, наоборот, уменьшение сознания означает уменьшения контроля за сознанием, появление бесконтрольного, спонтанного сознания, воспринимаемого чаще всего как отчужденное и сверхъестественное.
Подобным же образом можно рассмотреть снятие контроля за чувствами, когда происходит достижение состояния непонятного «иного» чувствования мира.
И в том и в другом варианте происходит устранение как бы «собственного самочувствования» и возникает чувствование самого себя как чего-то или кого-то иного.
Желание достигнуть такого состояние возникает неизбежно.
Каждый человек в процессе напряженной работы рано или поздно сталкивается с ощущением неприятной навязчивой усталости от самочувствования. Возникает желание «не чувствовать собственные чувства».
Когда приходится говорить о большем или меньшем сознании, то еще одним интересным аспектом проявляется проблема измерения сознания.
Все невольные эксперименты каждого отдельного человека со своим сознание, будь то засыпание или опьянение, приводят к выводам о том, что сознания является изменчивым.
Но как измерить расширение или углубление сознания при этом происходящие?
Как измерить процесс изменения сознания?
Или можно только говорить о наличии сознания или его отсутствия?
Проблема исследования измерения сознания в процессах медитирования обычно специально не поднимается и является, по сути дела, академически запрещенной или ненужной.
В этом есть достаточно сильное предубеждение, которое необходимо снять и устранить.
Измененные состояния сознания
«Измененное сознания» как термин есть замена не совсем удобного термина и обозначения всего того, что фиксирует факт ненормального или аномального состояния сознания.
Проблема формирования духа наивысшего проявления своих сил.
Дух силы как формируемый процесс имеет свои этапы.
Спокойствие:
Беспокойство ума извращает действительность бытия, искажает реальное состояние мира, страх парализует тело и мысли.
Злость вызывает расход энергии и приводит к необдуманным поступкам.
При спокойствии возникает сосредоточенность.
Спонтанность:
Высшая форма импровизации присуща людям, никогда не теряющим присутствие духа.
Восприимчивость:
Сверхчеловеческая способность определять действия человека по его внешнему состоянию, вазомоторике. Единство силы и воли, закладываемое последовательными целенаправленными упорными тренировками.
Можно выделить в особую группу те медитации, которые направленные на рост сознания.
Направленность медитации
Под направленностью медитации понимается способ «закрепления» внимания за определенным объектом.
Вместе с тем, необходимо отметить, что традиционно принят другой подход, заключающийся в том, что медитативное внимание не должно быть закреплено на определенном объекте.
Происходит закрепощение сознания за непредметным объектом, за процессом, которые невозможно наблюдать непосредственно.
В этом смысле философское мышление есть способ непредметной и невещественной медитативной функциональной психологичности мышления.
Возникает достаточно конфликтное противоречие в понимании «направленной ненаправлености» внимания в процессе медитации.
Чаще всего медитации рассматриваются и практикуются как процесс «растворения» своего «Я» через его полную идентификацию с определенным объектом или состоянием.
Можно предположить и обратное.
Почему бы не принять в качестве медитационной техники прием, позволяющий увеличивать свое «Я».
Процесс увеличения своего «Я» есть процесс увеличения философской саморефлексии.
В этом смысле все философско-психологические методы построения, например, немецкой философии, взятые для рассмотрения в данном аспекте, являются медитативными, точнее говоря, медитативнно-рефлексионными.
Таким образом, медитации данного типа, то есть методики изменения философского сознания относятся к медитациям с развитыми контрольно-рефлексионными типами.
Если посмотреть с этой логико-смысловой и методологической позиции, то все философские системы кантовско-шелленгианско-гегельяноского типа являются определенными способами легализации собственного сознания, возведенного в статус универсально-объектного.
То есть являются способами психотехнического самомоделирования.
Медитация, действительно, может быть рассмотрена с точки зрения гегелевского определения непосредственного способа философского познания.
В этом отношении можно полагать, что во многом вся гегелевская философия есть медитативная рефлексия абстрактно-универсальных сущностей.
Медитация как рефлексия.
Рефлексия как медитация
Медитация является определённым способом рефлексии того объекта, который по своей природе действительно является или считается медитативным.
И наоборот.
Можно утверждать, что любой вид рефлексии является медитацией.
Но такая постановка вопроса является довольно-таки спорной в своих основаниях.
В частности возникают следующие вопросы.
Можно ли рефлексию рассматривать как медитацию?
Не будет ли в этом фундаментального противоречия?
Ведь рефлексия направлена на концентрацию сознания, а медитацию, как правило, рассматривают в совершенно обратном значении и смысле, в медитативном восприятии реальности, как правило, доминирует метод несосредоточенного восприятия.
На наш взгляд, рефлексия, как и соответствующий тип медитации, направленной на концентрацию или «рост сознания», как это, например, считает Ошо, является вполне допустимым психотехническим приемом.
В основном здесь имеются в виду определенные методы настройки на более высокие уровни организации сознания.
Такими методами являются методы обращения к более высокоорганизованному, более сильному, более духовному существу практиковались во всех культурах и религиях.
Например, методы резонансной настройки на Божественную сущность мироздания.
Здесь необходимо специально проанализировать методы соломоновско-кабалистические.
Медитации «внимание - невнимание»
По сути дела, медитативные психотехники есть различные способы концентрации или, наоборот, устранения внимания на определенном объекте.
Но чисто психосоматические механизмы внимания здесь отягощены философско-смысловыми уровнями детерминаций.
Человеческое внимание можно максимально полно загрузить определенным объектом, определенной информацией или, наоборот, почти полностью отключить, устранить, элиминировать.
«Разгрузка» сознания от информации предшествует общей релаксации человеческого организма.
Поэтому данные методики можно назвать и «релаксационными».
Человек может расслабиться только тогда, когда из сознания уходит все негативное, эмоционально отрицательное.
То есть в данном случае мы имеет практикование способов снятия напряжения концентрированного внимания.
Данный тип медитации непосредственно связан со следующими разновидностями.
Медитации «катарсис»
Медитации типа «катарсис» основаны на определенных приемах, позволяющих очистить сознание или подсознание от ненужных, навязчивых, болезненных отрицательных переживаний.
Это медитации, позволяющие создать новые определяющие факторы эмоционально волевого характера или стирать старые эмоционально навязчивые состояния психики.
Медитации «подготовка»
Медитации типа «подготовка» включают в себя все те приемы и способы, которые позволяют наиболее адекватным образом, подготовиться к необходимым действиям, к проявлению в наиболее полном виде и мере своих возможностей, талантов, качеств.
Эволюционные типы медитаций
Эволюционные типы медитаций это те медитации, которые направлены на определенный рост:
- рост сознания;
- рост мыслительной активности;
- рост психологической активности;
- рост самосовершенствования, духовный рост.
Можно сказать, что все перечисленные направления так или иначе теснейшим образом взаимосвязаны между собой, представляют некое органичное единство.
В широком смысле, сама жизнь есть процесс эволюции сознания.
Вся реальность есть эволюция сознания.
Именно эта субстанциональность определяет возможные прогрессии человеческого изменяющегося сознания.
Необходимо быть открытым для эволюции собственного сознания и с этой целью в медитациях предпринимается конкретно-психологический прием открытости все вселенной.
С другой стороны, это открытость к исследовательскому изучению резервов своего сознания. Необходимо быть готовым к новому мышлению, к новому пониманию.
Свидетельство о публикации №225032301570