Медитация 5 Интеллект и медитация
Для того, чтобы получить новую идею в пределах своего сознания, необходимо соответственным образом изменить параметры, отвечающие за область восприятия.
В зависимости от того, как устроена область восприятия сознания, является ли оно открытым для восприятия новых идей, будет определяться то, каким образом и какие идеи будут приняты или отброшены.
Готовность к восприятию новой идеи определяется и тем, каким образом осуществлена аналитическая работа над имеющимися, используемыми идеями.
Невозможно понять то, к чему ты не готов, не готов психологически, интеллектуально, гносеологически.
С этой целью и формируется общепсихологическое состояние готовности принятия нового знания, новой истины.
Философская медитативность есть состояние готовности понимания.
В этом есть свои парадоксы.
Известно, однако, и то, что никого ничему невозможно научить.
Но человек учиться и стремиться к знанию. Каждый должен всему научиться сам.
Учат только тех, кто сам не может научиться. Учат только тех, кто, заведомо известно, ничего по сути дела понять не смогут.
Философско-исследовательская медитация есть процесс самопознания своего сознания через приобретение новых нестандартных знаний.
Медитация как способ сужения и расширения сознания.
Кругозор медитативного восприятия
Кругозор есть в буквальном смысле круг зрения как способность воспринимать и понимать окружающий тебя мир.
Следовательно, мир, как философский объект человеческого познания, есть не какой-то отдельный предмет, а именно «окружающий мир» в целом.
Возникает правомерный вопрос: можно ли видеть мир как «окружающий мир»?
Что означает или должен означать, по вашему мнению, термин «окружающий мир»?
Будут ли являться синонимами термины «окружающий мир» и «мировоззрение», «окружающий мир» и целостное понимание, системное понимание?
Итак, по меньшей мере, мы установили, что существуют пределы видения, которые и называются кругозор или определенное вашими способностями или желаниями мировоззрение.
Эти пределы видения могут меняться.
И здесь начинаются весьма интересные вещи.
Возникает вопрос: от каких факторов зависит изменение границ видения мира?
А вместе с тем стоит задуматься над такой обычной вещью как ваше зрение: как вы видите окружающий мир?
Как надо изменить зрение, чтобы видеть мир в целом? И возможно ли это?
Или человек устроен так, что он способен видеть только конкретные предметы, непосредственно находящиеся перед ним в данный момент времени?
Зависят ли пределы зрения от пределов знания?
Если может быть изменение пределов зрения, то можно выявить прогрессию способов зрения?
Куда ведет эта прогрессия?
Более понятными являются более примитивные формы зрения, хотя в этом тоже есть свои трудности, как представить способ видения у животных, у насекомых и т.д.?
Общая закономерность, однако, весьма ясно прослеживается: прогрессия двигается от прямого конкретного, «непосредственного» и «не опосредованного» восприятия ко всё более сложному, опосредствованному и опосредованному, абстрактному пониманию.
Здесь нет противоречия между материалистическим и идеалистическим пониманием, так как это разные уровни мировоззрения.
Непосредственное понимание по своей предметной сущности естественно и материалистично.
Все более сложные формы мировидения начинают прогрессировать и отражать абстрактные, непредметные сущности, например, жизнь и смерть, движение и покой.
С точки зрения логики «одностороннего материализма» можно увидеть жизнь и смерть как единичный предмет нигде более не встречающийся?
Другое дело в том, если материализм, отождествляется часто с реализмом, то идеализм почему-то отождествляют с иллюзорно-фантасмагорическим способом видения, что в принципе чаще всего неверно.
Находясь на позициях реализма, можно и необходимо в качестве естественно-реальных факторов человеческой жизни признавать и материальные и идеальные действующие причины.
Если может быть естественнонаучный материализм, то, значит, может быть и естественнонаучный идеализм.
Естественнонаучный идеализм есть мышление сложными абстрактно-символическим идеями, отражающим факторы все более широкой реальности.
Многие материалисты просто запутались, где же у них материализм и где реализм.
И если материализм и есть реализм, то зачем необходимо два термина, отражающих одно и то же?
Таким образом, мы отметили главную закономерность прогрессии форм мировидения и мировосприятия.
Эта прогрессия состоит в движении:
- от очевидного понимания к неочевидному, к умозрительному;
- от понимания простого к пониманию все более сложному, следовательно от примитивных форм мировидения ко все более сложным;
- от узкого ко все более широкому видению;
- от одноуровневого к многоуровненному, от однозначного к многозначному;
- от частного ко все более целостному, системному, от аналитического к синтетическому, в конечном счете к тотально-синтезному мировоззрению;
от предметно-единичного к абстрактно-универсальному, абсолютно-всеобщему.
Концентрирующая медитация
Медитация есть способ концентрации на определенном предмете, мысли, чувстве.
Способность фокусироваться проявляется как способность к медитативному постижению познаваемого объекта.
Концентрация как сужение сознания позволяет видеть только определённый, заранее заданный диапазон реальности.
Возникает вопрос: а может ли быть концентрированное расширение сознания?
Медитация как слияние
Медитация как слияние логично следует за концентрированным сосредоточением.
Способность максимального сосредоточения необходима для полного растворения с предметом созерцания. Чтобы этим предметом не являлось.
Сливаться, соединяться можно с любым эстетическим объектом - картиной скульптурой, музыкой.
Слияние в единое неразрывное целое дает возможность получения ощущений другого в тебе самом.
Это также дает двойное чувствование, двойное переживание - двойное оргаистическое переживание.
Медитативное слияние возможно с любыми силами и объектами.
В этом случае ты становишься тем, с чем ты сливаешься, но в своей основе ты остаешься самим собой.
Если возможно абсолютно полное слияние, то перестаешь быть собой и становишься другим объектом, материализуешься в другой объект.
На этом приеме основаны, возможно, колдовские превращения.
Медитация как способ открытия или закрытия сознания.
Здесь существуют разные методы и направления.
Открытие чувств.
Открытие есть снятие закрытия, но снять закрытость еще не достаточно для того, чтобы начать открыто чувствовать.
Патологическая закрытость приводит к отмиранию чувств и способности чувствовать.
В дальнейшем открытие чувств ведет к проработке и возникновению новых способов ощущения.
Далее это может вести к максимальному обогащению способов чувствования окружающего мира.
Многообразие медитативных психотехник указывает на пластичность человеческого сознания как инструмента восприятия мира.
По сути дела необходимо вести речь не о медитации как таковой, а о методах медитативной трансформации.
Рассмотрев различные аспекты медитативного процесса, исходя из конкретных аспектов изложенного можно сделать следующие выводы:
Медитация есть часть более широкого и сложного явления, которое можно назвать по-разному – психокоррекцией, психотрансформацией.
Означает ли такое понимание, что любое изменение сознания есть проявление определенной техники медитативности?
Каждый человек постоянно погружен в различные процессы смены умонастроения.
Таким образом, получается, что каждый человек:
- либо подвержен внешнему медитативному воздействию;
- либо самостоятельно изменяет при помощи осознанных или не осознанных методик состояние своего сознания.
Свидетельство о публикации №225032301578