Животворящий Крест

Четвертый Вселенский Собор сформулировал православное учение Церкви, постулирующее, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Бога Отца, по человечеству Он родился от Святого Духа и Пресвятой Девы Марии, и во всем Он подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нём, как в едином Лице, – неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Но Господь, воплотившись, сочетался не только с человеческой природой. Также Он неизреченным, таинственным образом сочетался на земле, в сотворённом Им мире, и со Крестом – так же, как Он сочетан с Ним в вечности.

Итак, Христос в воплощении соединился с Крестом и с человеческой природой, кроме греха. И Крест Господень неотделим от Христа, Сына Божия, ни в Горнем, ни в дольнем мирах.

«Крест Господень — центр нашей жизни. Он обнимает сверху вниз небо, землю и преисподнюю, которую Он словно бы проломил собой, чтобы Христос вывел оттуда души умерших...

А горизонтально Он охватывает всю вселенную. И вся земля, и каждый из нас находятся в Его центре. Крест, как руки Христа, распятого на Нём, обнимает всё мироздание, спасая и освящая его.

Четырехконечный мир освящается четырёхчастным Крестом (стихиры самогласны Креста)...

И это пространство спасения, которое являет Крест Господень, выходит за пределы видимого мира. Ширина и длина Креста равны небесам, ибо Божественною благодатью он освящает всё (стихиры на хвалитех)...

Крест Господень связывает Небо и землю: Он есть лествица, «еюже восходим на Небеса» (стихиры на хвалитех)...

Вместе с тем, Крест — центр не только пространства, но и времени. Он связывает время и вечность, прошлое, настоящее и будущее...

Наши прародители пали, вкусив от древа познания добра и зла, поэтому и спасение человеческого рода должно было произойти через древо: «Праотца Адама древом обольстивший – Крестным древом уловляется и, низвергшись, падает падением неудержимым» (Стихиры на «Господи, воззвах»).

Крест славит невинное страдание Вознесённого на Нём. Господь умертвил на Нём нашего убийцу, оживил мёртвых и удостоил их жительству на небесах.

Диавол крестом низлагается, и если кто с верой обращается ко Кресту Господню – спасается и получает вечную жизнь во Христе Иисусе»[1].

Итак, Крест Христов – есть основание, краеугольный Камень мира и Церкви Христовой, Которая является Его телом.

Какие же Божественные свойства или черты характера имеет Вознесённый и Претерпевший, что; нам сообщает о них Евангелие?

Евангелие открывает Его святость, благодать, любовь, истину, мудрость, праведность, милосердие, сострадание, покорность, прощение, долготерпение, щедрость, кротость, нежность, верность, смирение, невинность, самоотверженность, противостояние искушениям, образец молитвенного делания.

Все эти бесценные сокровища Христос вознёс Собой на Крест, и через Него украсил и вооружил ими Свою Церковь.

Человек же, будучи чадом Церкви, по праву является их потенциальным восприемником и обладателем – через заповеди и церковные таинства (священные действия, в которых тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа и спасительная сила Божия).

В силу этого, члены Церкви имеют возможность обоживаться, сочетаясь Христу, приобретая Его Божественные свойства.

Таким образом, мы, поклоняясь Кресту, Им обоживаясь, – получаем в свою судьбу и свой личный, маленький крест, как Божий промысел о нас.

С благодарностью принимая крест от Небесного Отца, который даётся нам по грехам и всегда по силам, для нашего же блага, – мы сочетаемся со Христом. Со всем Христом.

ПРИНИМАЯ СВОЙ МАЛЫЙ КРЕСТ, МЫ СОЧЕТАЕМСЯ СО ВСЕМ ХРИСТОМ.

Почему крест есть единственный путь спасения для человека? Потому что только там, где Крест, где страдания, терпение, кротость, смирение, любовь, где все перечисленные выше свойства Христа – там нет богоборца, врага нашего спасения! Эти свойства Бога антагонистичны ему, они его отрицают: ранят, испепеляют, аннигилируют его, умножают на ноль.

В этих качествах Христа отсутствует дух богоборца, но присутствует Благодать Бога. Поэтому, смиренно и безропотно, во всём полагаясь на Учителя, мы принимаем искушения, одновременно принимая и Его Благодать. Чем выше подвиг, тем обильней Благодать.

Крест нужно не просто принять, но и полюбить, как милость Божию, ведь без него нам не спастись. Нужно постараться полюбить свой жизненный крест так, – чтобы сделаться с ним едиными, как и Христос сделался единым со своим Крестом.

Крест – это имя Божие...
Крест неотделим от Христа. Крест и Христос одно во веки веков. Без Креста не бывает Пасхи и «претерпевший до конца, той спасен будет» Мф. 10, 22.

Задача лукавого – оставаясь всегда в тени, – вовремя подставить подножку, сбить с толку, прельстить, перевести стрелки, передёрнуть карты, посулить нечто, более загадочное и интересное…

Он предложит современному адаму в целях забвения Господа, – погружение во всевозможные гностические лабиринты знаний, поманит плодами научно-технического прогресса, обеспечит карьерный рост, даст насладиться властью, славой, изысканными удовольствиями, но не сможет оградить его от смерти, болезней, тоски, одиночества, страха – вплоть до панических атак... В итоге, его подопечный неизбежно столкнётся с мучением и страданием.

Но человек не хочет мучиться и страдать! Тогда враг ещё больше запутает его, услужливо предлагая несчастному обратиться за помощью к своим собственным средствам от страданий и тоски: алкоголю, наркотикам, гадалкам, астрологам, психологам, экстрасенсам, к разных мастей целителям, магам, что бы в этой паутине, загнанный в угол бедняга, увяз уже навсегда.

То есть, в итоге, человеку на безбожной, скользкой, тёмной дорожке всё равно придётся претерпеть страдание, боль и страх, пока она не оборвётся на краю адской бездны, где его несчастья в вечности только умножатся: ведь кто посеял ветер, тот пожнёт бурю [2].

Православные же, смиренно принимая скорби из рук Владыки, за всё воздавая славу своему Творцу, – сторицею воспринимают и все другие Его свойства: любовь, блаженство, благодать, смиренномудрие – какими кого Он пожелает одарить.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». Откр.;3,;21.

1. «Что мы узнаём о Кресте из богослужения в праздник Воздвижениия» Фома.ру

2. «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» Ос. 8, 7.

Наука изучает свойства Креста и открытия учёных поражают: https://vk.com/wall-50331579_1286901
_______
Наталья Панова.   23.03.25


Рецензии