Медитация 7 Психо-когнитивные трансформации

НЛП и медитация

Интересную психо-философскую методологию дает концепция НЛП, так называемого нейро-лингвистического программирования, основателем которой является Ричард Бэндлер - современный американский исследователь, кибернетик, психолог, психотерапевт и, просто, нестандартно мыслящий человек.

С точки зрения современной и такой необычной  теории нейро-лингвистического программирования можно сказать, что мировоззрение  предопределено доминирующим типом зрительного представления. Каждому человеку соответствует свой определенный доминирующий способ видения мира.

В зависимости от того, как человек видит мир, определяется, что он может увидеть в окружающем мире.


В этом есть, наверное, даже свой определенный закономерный аспект взаимозависимости типа сознания и типа мировоззрения.


Нейролингвистическое программирование идет глубже, пытается искать те факторы, которые предопределяют сам тип структурно определенного сознания.

В этом смысле философия есть определенный способ воззрения на мир.

Этот способ должен являться устойчивым, определенным образом упорядоченным, отличительным от других, должен обладать самообусловленностью.

Исходя из этого, можно предположить, что философия есть устойчивый тип мировоззрения, обладающий своей определенной внутренней логикой сознания, логикой мировоззрения?


Понятие «логики мировоззрения», казалось бы, достаточно неопределенное и неясное, но, если вдуматься, то здесь действительно есть своя реальная логичность.

Философию как мировоззрение можно сравнить со способностью видеть мир вокруг себя, у каждого человека свой круг видения, свой кругозор.

Но. Можно ли отождествить понятие «философия» и понятие «кругозор»?

Совпадают ли они полностью?

Совпадают частично? Или не совпадают совсем?

К этому вопросу можно подойти с еще одной точки зрения.

Проблема форм сознания
Термин «формы сознания» сложился преимущественно в процессе его «истматовского» употребления, где он обозначал определенные разделы или области, состояния общественного сознания.

Причем, что парадоксально, данный термин обозначал определенную форму сознания по его содержательному признаку, то есть - по объекту, который в ней отражался.

В связи  с этим возникает несколько вопросов. Один вопрос заключается в том, действительно ли определены формы общественного сознания объектом отражения?

Второй, не менее важный вопрос заключается в том,  что можно ли термин «формы сознания» применять только по отношению к общественному сознанию или же, наряду с известным человеческим сознанием его можно применять по отношению к еще каким-либо иным формам сознания?

Актуальность этого вопроса заключается и в том, что современные исследования так называемых «измененных форм сознания» ставят несколько необычные вопросы.

Так, например, можно ли «измененные состояния сознания» считать «формами сознания»? Или нет?



Философское сознание

Будем исходить из того, что философское сознание представляет собой отдельную специфическую форму сознания.

Хотя, возможно это весьма спорно является ли философское сознание некой разновидностью человеческого сознания или нет?

На наш взгляд, действительно,  не стоит путать области человеческого знания и формы сознания и необходимо обозначать достаточно точно каждую из них.

Философия изначально возникла как особая форма сознания, как переходная форма сознания.

Если вспомнить первоначальное пифагоровское терминологическое определение философии, то оно гласило, как известно, что философия есть любовь к мудрости, тогда как сама мудрость доступна лишь Богам.

Следовательно, мудрость как форма знания и форма сознания недоступна человечеству.

Человеческое знание это - не мудрость и даже не любовь к мудрости. Любовь к мудрости возможна как форма человеческого знания и форма человеческого сознания, но совсем не обязательна.

В этом проявляется один из субстанциональных парадоксов философского сознания - оно, собственно говоря, является ненужным и излишним для человечества, но, тем не менее, неустранимым и неуничтожимым.

В этом проявляется глубинная необходимость философского сознания как сверх-практического.

Место философского сознания среди других видов сознания весьма неоднозначное.


Есть родо-человеческое сознание и есть очень сложные индивидуальные формы логико-когнитвной организации сознания.

 Сапиентное сознание – рацио-подобное сознание, полностью определяемое существующей парадигмой мышления.

Могут быть высоко-организованные формы когнитивно-медитативной практики.


Духовный поиск

Свобода духовного поиска превратилась в свободу духовного экспериментирования

Медитация

Так как есть вопросы, на которые можно найти ответ только в глубинах своего медитативного опыта, человечество будет обращаться к различным практикам медитации ещё множество раз.

Поэтому, далее, необходимо на каждом новом уровне развития и понимания сущности медитации заново переосмысливать её методы и их целостную взаимосвязь в новой структуре смысла.

Формы духовного самопознания

Духовное самопознание может принимать различные формы, иметь разные темпы проявления своей активности.

Поиск духовной конструкции есть процесс осознания новых элементов, содержательно наполняющих духовную систему, осмысления их роли и значения.



Так как есть вопросы, на которые можно найти ответ только в глубинах своего медитативного опыта, человечество будет обращаться к различным практикам медитации ещё множество раз.

Поэтому, далее, необходимо на каждом новом уровне развития и понимания сущности медитации заново переосмысливать её методы и их целостную взаимосвязь в новой структуре смысла.


Рецензии