Пусть неудачник плачет

   
      Станьте себе лучшим другом и помощником, а не надсмотрщиком и начальником.
      Измените себя через радость.
                Гейл Двоскин


       Человек живет той жизнью, на которую ему хватает сил и воли.
       Приобретение жизненного опыта приходит через преодоление трудностей, испытаний, неудач и даже трагедий.
       Адаптивным опытом считается приобретенная способность делать выводы из произошедших событий, находить выход из затруднительных ситуаций, философски переживать неудачи.
       Дезадаптивный опыт провоцирует отказ от изменений в своей жизни, уклонение от риска, избегание ситуаций, в которых можно потерпеть неудачу, повышенную тревожность.
       Четко сформулированного определения, что же такое неудача, в психологии нет. В зависимости от национального менталитета она выглядит как неприятное переживание, характеризующееся как:
       - негативная эмоция, чувство безысходности;
       - антипод удаче;
       - возможность изменить себя на основе нового опыта.

       Иногда человек говорит: - «Я страдаю, меня постигла неудача». Но под классификацию причин страданий просто жизненные неудачи не подпадают. Причинами страданий считаются: серьезные/смертельные болезни, катаклизмы, войны, беды, скорби.
       Важно помнить, что неудачи – это ВРЕМЕННЫЕ трудности, неблагоприятный результат какого-либо дела.

       Как дни зимы, дни неудач недолго тут: придут – уйдут.
                Дживани

       Это субъективная отрицательная или реалистичная оценка стечения обстоятельств, НЕУСПЕХА.
       Избыточные эмоциональные проявления, переживания при жизненных неудачах говорят о пессимизме, слабой силе воли, искаженном представлении о жизненных ценностях.
       Наше ДНК оказывает влияние на наши эмоциональные особенности, и это врожденные качества нашей психики. Но после рождения и в течение всей нашей жизни при воздействии внешних факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных, у человека формируются шаблоны активности головного мозга. Это наши эмоциональные особенности, они состоят из, так называемых, спектров эмоциональных типов. Их шесть, они представляют совокупность эмоциональных реакций на все события нашей жизни.
       В контексте этой статьи интерес представляют четыре из них.

       1.Аспект устойчивости.
         От упорства до беспомощности.
         От быстрой нормализации до депрессии.
       2.Аспект прогнозирования будущего.
         От оптимизма до пессимизма.
       3.Аспект самоосознания.
         От осознания своих мыслей и чувств до игнорирования себя.
       4.Аспект внимательности.
         От сосредоточенности до хаоса в мыслях.

       Если неудача была вызвана внешними обстоятельствами непреодолимой силы, это облегчает переживания и не снижает самооценку, но угроза потери социального статуса или материального благополучия все равно переживается как жизненная катастрофа.
       В любом случае ресурсом для человека в данных обстоятельствах является понятие: «САМОСОСТРАДАНИЕ».
       Под это довольно расплывчатое определение попадает принятие человеком самого себя как безусловной ценности, теплое к себе расположение независимо от его состояния, чувств и внешних обстоятельств его жизни. Это безусловное уважение к своей личности создает чувство безопасности и любви.
       У человека есть побуждение двигаться вперед по жизни к зрелости, самоактуализации (см. мою статью «Характерные черты самоактуализирующихся людей»).
       Более зрелый человек адаптирован к событиям, способен творчески подойти к ситуации, у него меньше защитных реакций, агрессии по отношению к окружающему миру.
       Поэтому не будем спешить соглашаться с утверждением Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама» о том, что неудачник должен плакать, рассмотрим проблему повнимательнее..
       В С-Петербургском государственном университете было проведено исследование на тему: как проявляется взаимосвязь между уровнем самосострадания у человека и отношением к неудаче. Опрос был проведен среди 121 человека в возрасте от 18 до 25 лет.
       Было выявлено три отличающихся по показателям группы в отношении неудачи.

       1.Выраженное негативное (41,3%).
       2.Нормальное (адаптивное) (34,7%).
       3.С положительной переоценкой (24,0%).

       Уровень самосострадания был зафиксирован резко ниже в первой группе по сравнению со второй и третьей. Самый высокий уровень самосострадания был у второй группы (адаптивное отношение) и несколько ниже в третьей группе по сравнению со второй.
       Какие показатели повлияли на низкий уровень самосострадания у людей первой группы?
       а) чрезмерная идентификация с негативными чувствами;
       б) самоизоляция при переживании;
       в) низкая внимательность и осознанность своим чувствам.

       Чрезмерная идентификация с негативными чувствами характеризуется низким показателем чувства: «доброта к себе», завышенной самокритикой, приписывание неуспеха своим недостаткам, общее к себе неуважение как к личности. Этот показатель у людей из группы 1 был в три раза выше, чем в группе 2.
       Самоизоляция при переживании предполагает «уход в себя», переживание в одиночестве, отказ от обсуждения, поддержки, восприятие неудачи как уникальной (не свойственной всем людям), т.е. – «такое могло случиться только со мной».
       Низкая осознанность в отношении своих негативных эмоций и порожденных ими мыслей провоцирует нежелание или неумение их анализировать, преобразовывать в положительные.
       Люди с негативным эмоциональным отношением к неудачам в наибольшей степени страдают от одиночества, отсутствия поддержки и непредвзятости к своим чувствам. У них появляется убеждение в собственной слабости, нежелание бороться, отказ от деятельности на исправление событий в положительную сторону.
 
       Самый большой уровень самосострадания был выявлен у участников в группе 2. Он характеризовался принятием неприятного события без очень выраженной эмоциональной окраски: неизбежность, со всяким может случиться, это не повлияет на мою самооценку, нечего и переживать.
       В процентном отношении общий уровень самосострадания у участников группы 2 был вдвое больше, чем в группе 1 (на 50%); у участников группы 3 он ненамного меньше (80%) по сравнению с группой 2.
       Может возникнуть вопрос: а почему участники группы 3 отстали в этом от участников группы 2, ведь у них такой хороший показатель – они положительно переработали свой опыт неудачи по сравнению с «пофигистским» отношением к нему у группы 2?
       По-видимому, здесь присутствует фактор более эмоционального отношения к неудаче, что связано с самолюбием, склонностью к самокритике, стремлением к лидерству, хотя положительная переоценка говорит о большом потенциале к достижениям во всех сферах деятельности.
       В межличностном/социальном взаимодействии самосострадание при снижении самокритики помогает снизить уровень страха неудачи в профессии/бизнесе, выработать реалистичное отношение к риску, проявлять настойчивость в исправлении негативной ситуации.
       Большое расхождение в показателях самосострадания в разных группах может быть объяснено тем, что исследование проводилось в студенческой среде, а молодежи свойственна высокая эмоциональность, отсутствие жизненного опыта, стремление к самоутверждению.
       Таким образом, можно сделать вывод, что самосострадание является важным фактором обретения спокойствия, способствует принятию правильных решений по жизни, помогает обрести эмоциональное здоровье и душевный комфорт. А это в наше время бесценное приобретение. Исследователь Грег Брендон утверждает, что внутреннее состояние мира и покоя в душе небольшого количества людей благотворно отражается на окружающих. Их число, по его мнению, равно квадратному корню от одного процента населения, т.е. для города с населением один миллион жителей нужно таких людей в количестве около ста человек. Спорное утверждение, но оптимистичное.
       Как говорится, Бог не пошлет испытания не по силам, но нужно осознавать, что не все в нашей власти и не все можно изменить. Это поможет сосредоточиться на усилиях по изменению того, что изменить можно, если оно нас не устраивает.

       Так, мудрея понемножку,
       Легче, радостней живешь.
       Это ты мостишь дорожку,
       По которой сам идешь.
                Валентина Лескова




             Литература
       1.Ричард Дэвидсон   Шерон Бегли  Эмоциональная жизнь мозга    Питер  2017
       2.Андрей Максимов   Практическая психофилософия     Питер   2017
       3.Роджерс К.    Взгляд на психотерапию    Прогресс   1994
       4.Петербургский психологический журнал №43  2023


Рецензии