Марионетка
Летним предзакатным московским вечером на Тверском бульваре было спокойно в отсутствии спешащих деловых людей. Ева присела на скамейку в ожидании захода солнца. В моменты душевной тревоги она приходила сюда за особой энергией от вечерней небесной мистерии. Солнце и небо удивляли и наполняли душу иногда возвышенным восторгом, а иногда тихим миром. Это её любимый час.
Поодаль струи фонтана искрились, играя свою тихую мелодию, тогда как маленькая группа зрителей окружила высокого актёра, который устроил представление под величайшую и самую пронзительную в мире музыку Моцарта (Ева именно так её воспринимала). Звучала «Лакримоза». Само действо, кроме мелькавших чёрных одежд марионетки, Еве не было видно. Но она поняла, что там, конечно же, разыгрывается трагедия. Люди аплодировали и, наклоняясь над чем-то, возможно, опускали деньги. Иначе можно подумать, что кланялись, что в наше время явно исключалось. Дальше следовала часть спектакля без музыки. Сам кукловод, управляя марионетками, торжественно и театрально громко возглашал:
«Тогда ко мне являйся без стесненья.
Таким, как ты, я никогда не враг.
Из духов отрицанья ты всех мене
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой,
Вертись пред ним, томи и беспокой,
И раздражай его своей горячкой».
Ева улыбнулась всплывшему в памяти диалогу Мефистофеля с Богом, и мысли её потекли в том направлении. И всё же, вернувшись в реальность, она продолжала быть наполнена скепсисом: цитирование самых значительных произведений искусства было неуместным здесь, среди случайных прохожих, и сам кукловод с куклами – это же балаган. Или она сноб?
Актёр, завершив выступление, подошёл к скамейке, на которой сидела Ева, и спросил, не помешает ли, если присядет передохнуть рядом. Она довольно неохотно, но молча позволила. Поинтересовалась, что за спектакль он разыгрывал под «Реквием». Он ответил, что «Этот слёзный день настанет» служил фоном сюжета «Танец Смерти», а затем была сценка из «Фауста» Гёте, когда Бог отправлял на Землю Мефистофеля.
- Помните их диалог? Я очень люблю ставить что-то из классики, но иногда импровизирую, своими словами говорю. У меня много марионеток, это моя жизнь. Наверное, и Вам известно расхожее мнение, что кукловоды вкладывают частичку своей души в кукол. Вот и я из них. Вы любили в детстве играть с куклами?
- Нет, я терпеть их не могла. Когда дарили очередную, я благодарила и через два-три дня отправляла красавицу в шкаф, говоря, что она желает побыть в тишине. Иногда играла с игрушками-зверями, но чаще просто обнимала их и жалела. Я предпочитала играть не в кукол, а во дворе в ножички, вышибалы, чижика, казаков-разбойников. И мечтала иметь свою настоящую собаку. Так что я не ваш единомышленник, извините.
Слово за слово, разговорились о его коллекции марионеток. Он был настолько некрасив, насколько можно себе представить. Высоченный, худой, узкий, сутулый и серый, как фонарь на городском проспекте. Руки и ноги тоже очень длинные и подвижные. Весь не спокойный, взбудораженный. И как-то нарочито неряшлив: длинные вьющиеся волосы забраны в хвост, серьга в ухе, ворот завернулся, нет пуговицы на удлинённой свободной куртке. Может, подражал образу средневекового кукловода? К тому же, курил, что было Еве неприятно. С таким на скамейке отдыхать не хочется. Лицо покрыто множеством глубоких морщин, хотя на вид около сорока, не старый. А когда, наконец, встретилась с ним взглядом, то поняла: всё, что подумала о нём, неправда. Он особенный! Синие глаза горели огнём любви (к миру?) и знания чего-то глубинного, важного. Они затягивали в бездну и при этом добро посмеивались над произведённым впечатлением. Вот и раскрылся! Так он же прекрасен как никто! Она словно влюблённая, засмотрелась, а он не отводил смеющихся глаз и молчал, склонив голову набок и улыбался.
Потом прервал затянувшийся момент и попросил разрешения представить ей короткую постановку с недавно созданной марионеткой. На вопрос, знает ли девушка, что значит символ, или театральный образ Отшельника, Ева ответила отрицательно. Он вкратце обрисовал своё видение. Отшельник идёт своим путём, бескомпромиссен в выборе цели и свободен, несмотря на кажущуюся ограниченность в действиях. Он изучает себя и самосовершенствуется. Он серьёзный, надёжный, мудрый, на него можно положиться. Наш новорождённый артист ещё не выступал на публике. А у кукловода есть примета: если представить новую куклу незнакомцу с глазу на глаз, без иных свидетелей, то кукла оживёт для выступлений и станет счастливой. Ева кивнула. Он что-то поискал и достал из рюкзака, установил на «сцене» то ли хижину, то ли пещеру. Затем отошёл и поклонился зрительнице. Из-за его спины вышла та самая, новенькая марионетка. Вся закутанная в широкий, со множеством складок серый плащ. Фигура смотрела на своего создателя, подняв голову, будто слушая наставления, а потом повернулась к Еве. И тут Ева узнала старца из давнего и почти забытого сна её детства. Это точь-в-точь тот самый старец, который дважды являлся Еве. Для неё это вовсе не бездушная кукла. Она узнала того, кто озадачил её на всю жизнь. И тут же быстрым облачком всплыло ощущение, связанное с куклами: живые они, или игрушки? Однажды, когда ей наконец подарили на день рождения невероятно красивую книгу, где было много чудесных картинок, в ту же ночь ей приснился сон, который она на всю жизнь запомнила. К ней подошёл старец-отшельник в серых одеждах, в его руках был длинный сучковатый посох, а рядом стояла собака. Старец посмотрел внимательно на девочку, читавшую книгу о чудесах, и строго произнёс:
- Мы многое тебе дарим. А ты что с собой принесла сюда, в эту жизнь, какой дар Земле приготовила? Сюда не приходят с пустыми руками.
Ева так и осталась в задумчивости. У неё не было даров Земле, и она проснулась заплаканной.
Мама как могла объясняла суть сна, уверяя, что все приносят дары в эту жизнь, что Ева тоже их принесла и может показать какие-то и сейчас, и в будущем: это любовь, дружба, умение лечить, учить, рисовать, изобретать… Говорила, что дары настолько обычны, что люди могут их не замечать. Вот для того и приходит Отшельник, чтобы напомнить о служении Земле. Сейчас, будучи уже взрослой, Ева почему-то побаивалась, что старец-марионетка задаст такой же вопрос, как в детском сне, а она опять разочарует его отсутствием ответа.
Выступление Отшельника было коротким и сводилось к тому, что он то был в пути и отвечал вопрошавшим его людям, то погружался в молитву и смотрел в небеса, затем в пещере скрывался от людей. А потом Отшельник вышел с просветлённым ликом (этого выражения лица куклы мог добиться только настоящий мастер) и по-доброму пристально посмотрел на Еву.
Так закончилось представление. Ева похлопала в ладоши. Она была задумчива и хотела разобраться в происшедшем. Солнце приближало день к завершению и оранжевыми бликами отражалось в окнах домов. Сейчас оно скроется и станет быстро темнеть. А на душе, возможно, посветлеет. Вдруг её дары всё же засчитаются?
Артист, почувствовав, что Ева далеко, стал смущённо собирать реквизит и уже готов был попрощаться, но Ева попросила его задержаться всего на несколько минут и посидеть рядом с ней молча:
- Помолчим немного. Я так хочу вас услышать…
Ей безмерно хотелось ещё окунуться в его ироничные глаза-звёзды. Она стеснялась и думала, что вот ещё две-три минуты молчания, сердце успокоит бег, и она будет готова заглянуть ещё раз в синюю бездну его глаз, чтобы запечатлеть ощущение какого-то древнего воспоминания, ушедшего чувства… Высокий сидел рядом, вытянув вперёд длинные ноги, не курил, молча прикрыл глаза и выглядел теперь уставшим, серьёзным и постаревшим. А может, ему не сорок, а шестьдесят? И что она с ним сидит, грустит и думает о вечном? Минут через десять он позволил себе прервать их молчание, и представился:
- Меня зовут Адам.
Тут же спросил, как зовут девушку.
- Вы будете смеяться, - смутилась она, - но меня зовут Ева.
Им стало весело, и оба рассмеялись. Наконец-то она заглянула и утонула в его умных, но почему-то уже не таких весёлых, глазах.
- Вот так мистерия! Адам наконец встретил Еву. Чего только не бывает, правда, Ева? А мы с Вами ещё увидимся. Я точно знаю. Сейчас же я спешу. Очень с Вами было тепло. Мы с моим новым актёром Вам признательны и теперь надеемся, что судьба Отшельника сложится хорошо. Вы стали ему крёстной. Я Вас обязательно найду!
И ушёл. Ева была раздосадована: ведь всё красиво начиналось, и вот её новый знакомый так просто убежал, улетел в никуда, прихватив с собою загадочного старца из прошлой жизни и его вопрос… Даже телефонами не обменялись. Она знала, что они ещё встретятся, и телефон тут ни при чём.
Автор не уверена, продлит ли Судьба развитие сюжета.
Москва.2020 г.
Прошло года четыре.
Вы не забыли встречу Адама и Евы на Тверском бульваре в Москве? Тогда читайте продолжение.
Ева гуляла по бульварному кольцу и обдумывала рассказ. В Москве тем летом стояла жара. Ей захотелось мороженого «Солёная карамель», а ещё и разноцветных вкусных шариков, политых вишнёвым кисловатым сиропом, и с шоколадной крошкой, и с орешками, и с хрустящим печеньем – словом, буйство вкусов, ассорти! Зашла в беленькое и с виду весёлое кафе-мороженое, украшенное изнутри стеклянными с искрящимися гранями гирляндами. Тончайшими узорами филигранной работы застыл «иней» на высоких окнах совсем, как настоящий зимний рисунок, всегда вызывающий удивление. Этот прохладный оазис в жару был жизненно необходим.
Ева сегодня утром получила звонок от приятеля, которого уже успела забыть. Они мило поговорили, и она вежливо дала понять собеседнику, что очень занята и ей совсем некогда продолжать общение. Он понял и не обиделся. Она решительно исключила из своей жизни то маленькое взаимное телефонное увлечение, случившееся во время ковида. Оно напоминало весёлую игру, было забавным и, кстати, для обоих своевременным в тот тяжёлый для всех период пандемии. Теперь этот эпизод казался незначительным, смешным. Хотя, почему бы не использовать невинный и живописный телефонный роман в качестве очередного сюжета.
Ева ела волшебное мороженое, одновременно обдумывала некоторые детали и что-то записывала в телефон. В прошлом году она помогала выпускникам ВГИК-а в работе над сценарием для дипломного короткометражного фильма. Студенты и сейчас попросили её дать новый рассказ непременно с сюжетом о любви. Ну куда деваться от этой вечной темы! А ей не очень хотелось использовать материал из своего прошлого, хотя и было что вспомнить. Игриво подумалось: вот, если бы произошло что-то новое… Понятно, почему такие глупости приходят в голову: это влияние мороженого под дивным названием «Солёная карамель». Оксюморон. Вот и результат! Ну ладно, придумается ещё что-то (или произойдёт), деталей недостаточно, а поспешить с текстом уже надо.
Сосредоточилась и сочиняет. Герои обозначились не ярко, словно в тумане. Зато увиделись очень красивые морские пейзажи и прогулки в горах, что всегда затягивало и давало разгуляться её воображению для новой темы.
Но стоп! Слышится прекрасная мелодия, и в кафе входит кукловод с несколькими марионетками. Его фигура в тени, поэтому всё внимание на марионетках. Он на удивление ловко, даже виртуозно, с порога кафе начинает управлять своими куклами, а те в воодушевлении танцуют, очевидно, что влюблены. И вот уже из поля зрения исчезает кукловод, остаётся крошечный мирок влюблённой пары. Они то обнимаются и нежно целуются, то кружатся в танце. Вдруг замечают улыбающуюся Еву и вальсируют в её направлении. Все трое переглядываются и понимают, что им предстоит игра. Приглашают её в круг света. Она шагает и становится совсем маленькой, как они, её новые приятели-марионетки. Тогда из тени в кругу света появляется (тоже один из их компании) высокий синеглазый ковбой, немного похожий на Адама. Сам кукловод невидим для зрителей. Он как бог для героев представления. Ева смеётся, обрадованно и смело идёт навстречу ковбою-Адаму. Он, крепко обняв и прижав к себе, кружит её в вальсе под чарующую, искрящуюся музыку сэра Энтони Хопкинса. И это восторг, оказывается, давно ожидаемый ею!
Ева, закончив вальсировать, садится за столик, мороженое уже растаяло – это оно от удивления. Широко улыбающийся артист-кукольник подходит к её столику, предоставив куклам передохнуть в антракте. Да, это тот самый Адам, только уже элегантный и в хорошем настроении. Очень высокий и стройный, в белом летнем костюме (как идёт ему!), волнистые светлые волосы немного длинноваты, но уже красиво причёсаны и никакого хвостика, затянутого резинкой, и в помине нет. Он уже не тот, погружённый в себя печальный артист, который ей встретился на Тверском бульваре года три-четыре назад с его «Отшельником» (а это одно из её фантастических воспоминаний). Но это определённо он, Адам. Не новым ли сюжетом повеяло в её сторону?! Сценарий уже пишется.
Адам галантно раскланялся, вежливо повторил своё имя (словно она могла такое забыть!) и спросил позволения присесть за столик к Еве. Будто повторяется их знакомство на бульваре. Эти голубые, несколько озорные, глаза заставили Еву улыбнуться и пригласить Адама присоединиться к чудесной прохладной трапезе. Он заказал ещё мороженое (тоже любил «Солёную карамель») и сухое белое вино. Вопрос за вопросом наперебой, слово за слово, оба безостановочно говорили и рады были встрече. Подумать только, нежданно-негаданно, или они это предвидели?
Адам предложил Еве вытянуть одну карту из колоды Таро Алистера Кроули. Заметил, что это экспресс-гадание на ближайшее время, и протянул ей колоду с удивительно красивыми картами. Ева разложила их перед собой веером рубашкой вверх и, сосредоточившись на своём вопросе, вытянула старший девятнадцатый аркан «Солнце». Это означало, что все её сомнения и заблуждения останутся позади. Аркан говорил: вы словно родились заново, пришла пора жить плодотворной и радостной жизнью, ставить высокие цели и действовать. Кстати, между партнёрами карта сулит полное взаимопонимание.
Картинка карты: на фоне огромного диска солнца и зелёной невысокой горы, идут двое, взявшись за руки, улыбаясь и весело пританцовывая, а солнце освещает их путь.
Москва. 2025г.
Свидетельство о публикации №225032301696
С уважением,
Влад Медоборник 23.04.2025 13:56 Заявить о нарушении
Всех Вам благ!
Наталья
Наталья Мезенцева Тайна 24.04.2025 20:25 Заявить о нарушении