Об истории подводного флота России

Благодарю Александра Сергеевича Куляпина за информацию об истории подводного флоте России.

19 (6) марта 1906 г. по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок. Первая отечественная подлодка «Дельфин» была построена в 1904 году.

         Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. В октябре 1904 года четыре подводные лодки были доставлены по железной дороге во Владивосток, что позволило уже к концу лета 1905 года сформировать из них отряд численностью в 10 единиц под командованием лейтенанта А.В. Плотто.

         Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

         Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве и состояла из 11 подлодок, плавучих баз «Хабаровск» и «Европа».

         
В ходе Первой мировой войны использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род Флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.


         С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. В начале Великой Отечественной войны четыре флота включали 212 подводных лодок. Все подводные лодки были сведены в бригады, дивизионы и группы. Управление ими возлагалось на командующего флота, руководство же боевой и повседневной деятельностью осуществлялось подводным отделом флота. Военный совет флота определял задачи подводных лодок и районы их боевых действий.


         Процесс внедрения на подлодки в 50-е годы прошлого столетия ядерных энергетических установок стал важным переломным событием в истории советского ВМФ — была достигнута неограниченная автономность плавания.


         17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке К-3, а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками.

         В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в состав ВМФ в 1967 году.

         В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырех подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.


         Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подледные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.


         Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, в ходе учения «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.


         Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России.


         Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав.

Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня.


Кто победит в войне

Все войны, с начала и до конца истории, – библейские войны, т.е. все они находятся в зависимости от живой, активной и всемогущей воли Творца, Невидимого и Всерешающего.


Все они проистекают из греховности или обеих сторон, или только одной из них; все они действуют по библейскому закону причинности и оканчиваются так, как им присудит Вечное, Непогрешимое Правосудие.

Среди причин как прошедших, так и грядущих войн главной и основной причиной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 42:22).


Война была бичом Божьим, чтобы вразумить неразумных. Но неразумные не образумились. Они падают всё глубже и глубже, летят в пропасть… Те, кто избран Богом, чтобы быть «солью и светом», потеряли силу свою и померкли. Хотя они и хвалятся, что они соль земли и свет миру, никто им больше не верит.


Воля Божия дарует военную победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон. Богоотступнический и нечестивый народ будет побеждён, хотя бы его было много, как листьев в лесу.

Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут ум их, расчёт, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера. Народ же, который вместе с вождями своими остаётся верным Господу Иисусу Христу (мы всё ещё говорим о христианских народах), – будет или пощажён от войны, или же выйдет из неё победителем, независимо от своей численности и вооружения.

Победа в войне обусловлена покаянием. Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи…


Что бы произошло, если бы покаялись все христианские народы? Кто бы тогда победил?


Тогда бы победили все, и такая победа была бы самой блестящей, потому что тогда не было бы войны. Ибо, поскольку качество человеческого духа обусловливает победу, постольку же оно обусловливает и самую войну.


О, какое было бы счастье для человечества, если бы все покаялись и все бы победили! Но, хотя и нет ничего легче и спасительнее покаяния, теперешние люди избрали тягчайший и самый пагубный для них путь – бедствий и страданий…


Источник: Святитель Николай Сербский, «Война и Библия».


Почему подвижники видели грехи свои бесчисленные, как песок морской, а мы - нет?


Все просто: они приближались к источнику света – к Богу и начинали замечать такие тайные места своей души, которые мы просто не замечаем. Они наблюдали свою душу в ее истинном состоянии.

Довольно известный пример: допустим, в комнате грязно и не убрано, но сейчас ночь, и все скрыто полумраком. Кажется, что все более-менее нормально.

Но вот забрезжил в окошко рассвет, в комнату проник первый лучик солнца, осветил ее половину. И мы начинаем замечать беспорядок. Дальше – больше, и когда солнце освещает уже всю комнату, грязь и разбросанные вещи видны повсюду.

Чем ближе к Богу - тем виднее грехи.

Справочно:


19 марта 1906 года по указу императора России Николая II в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. В состав российского флота вошли подлодки "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". В том же году был учрежден праздник - День моряка-подводника. Впоследствии его отменили пришедшие к власти большевики, а в 1996 году этот праздник восстановили.


О событии 19 марта 1906 года свидетельствовал и приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, который подписал морской министр адмирал Алексей Бирилев. 9 апреля учредили Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве.


В 1907 году вышли руководящие документы по отбору личного состава, в том числе и по состоянию здоровья. Особые требования предъявлялись к офицерам. Они должны были полностью знать устройство лодки, уметь обслуживать все механизмы, управлять электрическими станциями гребных электродвигателей, двигателями внутреннего сгорания, рулями, клапанами балластных цистерн.


Предъявляли к офицерам и особые требования в части личных качеств. В "Положении о прохождении службы в подводном плавании" указывалось;

 "Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с нее".


Брали в подводники в основном добровольцев. Матросы шли из-за повышенного денежного содержания, специалисты кораблей 1 ранга хотели добиться повышения. А еще привлекало и качество питания. В паек входили: мясные и рыбные консервы, сгущённое молоко,  сухофрукты.

К тому же на подлодках поддерживались чистота, порядок, дисциплина. С особым отношением относился к подводникам и император. Так, в 1909 году при проведении смотра подводников-черноморцев Николай II объявил "высочайшее благоволение" офицерам и "царское спасибо" с денежным вознаграждением нижним чинам. Такие смотры проводились регулярно.

А в 1911 году сформировали первое соединение - бригаду подводных лодок. Она входила в состав Балтийского флота и базировалось в Либаве.

Здесь были 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".


Активно использовали субмарины в годы Первой мировой войны. А к ее окончанию они сформировались в отдельный род войск ВМФ. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе в четырех флотах насчитывалось более 200 подводных лодок.


Современный подводный флот России - это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты, знающие и гордящиеся своей профессией.


С 2003 по 2019 годы ВМФ России получил на вооружение 15 подводных лодок. На Черноморском и Северном флоте служат по шесть новых субмарин, на Тихоокеанском - три.


Рецензии