Обрывки памяти
В детстве я просил отца рассказать о войне. Отец принимал участие в военных действиях, на Дальнем востоке, против Японии в 1945 году. Он все время рассказывал одну и ту же историю. Им надо было пройти по горной дороге, по ущелью. Но Советским войскам никак не удавалось, как только они появлялись в ущелье, с другой стороны ущелья, прямо из пещеры посреди скалы по ним начинало бить японское орудие. И Советские подразделения никак не могли пройти дальше. Тогда советские разведчики по скалам спустились и взорвали это японское орудие. Всего несколько предложений, а сколько горя и смертей в них.
Моя бабушка неграмотная из глухой деревни, но очень сильная, волевая женщина. Получила похоронку на мужа в конце 1934 года. Муж погиб на Халхин-Голе, во время военных столкновений с Японией. И она осталась одна с шестью детьми, старшему мальчишке 11 лет. К ней пришли местные активисты и сказали, что надо вступать в колхоз. И единственную корову они заберут. Корову забрали, кормилицу. А без коровы как прожить с шестью детьми? Она села на лавку, подняла руки к лицу и горько заплакала. Мальчишки не поняли, почему плачет мама, они подошли к маме, стояли рядом и тоже плакали. Есть нечего было совсем. Вскоре двое младших детей умерло.
В колхоз они не пошли, а стали жить в другой деревеньке на краю леса, возле речки. Теперь их было пятеро. На всех мальчишек была одна холщовая рубашка, они ее одевали по очереди. Жили очень бедно, всей семье всегда хотелось кушать. На улицу четверо братья вместе не выходили, у них на всех была одна холщовая рубашка, и они одевали ее по очереди.
А сейчас мы понимаем, как это все время хотеть кушать? И как это когда совсем нет одежды.
Сейчас мы требуем жалости к себе, когда не можем купить новый телефон или авто.
Потом соседи отдали старые вещи. Из них она сшила кое-какую одежду для мальчишек. Ходила на речку стирала одежду. На огороде сажали пшеницу, жили очень бедно, но выжили, и это было самое главное. Такая жизнь.
Старший мальчишка, это мой отец. Он брал у соседей ружье, один патрон с пулей на случай встречи с медведем и несколько патронов с дробью, и уходил в тайгу на охоту, иногда на несколько дней. Он не мог прийти обратно с пустыми руками, его ждали дома три младших брата и мама. И он добывал то глухарей, то куропаток. Он любил тайгу, шум деревьев, запахи ягод, крики птиц в небе. И нет людей, ни злых, ни хитрых, ни жадных, ни каких.
Однажды, ушел очень далеко, рядом никаких деревень и поселений нет, кругом сибирская тайга на много километров вокруг. И тут вдруг на лесной опушке увидел взрослого бородатого мужика, как-то странно одетого. Он тоже увидел, мальчишку, и пошел на него. Мой отец выставил вперед ружье и передернул затвор. Мужчина остановился и быстрым шагом ушел в лес. Мой отец развернулся и пошел назад, все время оглядываясь. Больше он никого не видел. Потом уже в деревне у него спрашивали, про этого бородатого мужчину в тайге, что у него было в руках? Может ружье, корзина, палка? Да, нет, ничего у него не было в руках. Странный случай. Бывалые деревенские охотники подтвердили, что в том районе тайги вообще нет поселений, и людей там не должно быть. Может староверы поселились? А может, остались белогвардейцы, не все убежали в Китай. Так это и осталось тайной, кто же это был за человек в тайге.
Моя бабушка говорила, не слушай маму, не читай много книжек в своей школе. А то у нас в деревне был только один человек, который умел читать. И тот сошел с ума, ходил как неприкаянный по деревне. Это наверно, оттого что много читал. Так что, не читай книжки, внучок. Говорила мне бабушка. Она сама дожила до 80 лет, не умела ни читать, ни писать. А чтобы получать пенсию надо расписываться в ведомости, почтальоны очень сильно возмущались, когда бабушка ставила крестик, вместо подписи. И я ее учил читать и писать. Буквы она выучила, научилась расписываться, а дальше никак. Но, бабушка и этим была очень довольна.
Последнее время все чаще вижу бородатых мужчин, Петр Первый брил бороды насильно, толкал народ в Европу. А при нынешнем президенте, Европа отдаляется, бороды возвращаются. И с бородами возвращается глубинная народная мечта, жить по правде. Жить ради своих детей, поддерживать своих родителей. И разговор здесь не про деньги или хорошую жизнь. А разговор про то, чтобы жить по совести. И чтобы не было стыдно не перед детьми, не перед родителями. Мне кажется, наш президент за Древнюю Русь, которая в каждом из нас, в каждом кто считает себя русским, независимо от национальности. А бороды скоро будет носить большая часть мужского населения России. Уверен.
Улыбаемся и платим, улыбаемся и платим. За это, за жизнь по правде.
Моя мама жила в глухой деревне в Тюменской области. В школу она с другими девчонками ходила в соседнюю деревню, за несколько километров по проселочной дороге в лесу, даже зимой по сугробам. По лесу, в котором водились волки. А во время Великой Отечественной войны ей было десять лет, есть совсем ничего не было. Рвали крапиву возле забора и варили из нее суп, добавляли очисток от картошки. Хлеба не было вообще. Поэтому, я не удивлялся тому, что мама никогда не выкидывала хлеб, даже все крошки со стола собирала и складывала на бумажку и убирала в кухонный комод подальше в угол.
Так жило большинство наших отцов и дедов. В основном очень тяжело. А все наши невзгоды, по сравнении с их, кажутся мелкими и надуманными.
Мы прекрасно живем, только нам надо научиться, еще это ценить.
После смерти ничего не меняется. Души не пускают за ограду кладбища.
Надо причинять добро и наносить непоправимую пользу сейчас.
Свидетельство о публикации №225032301708