И. С. Бах. ХТК, том 2, 13-18. Заметки А. С
И.С. БАХ. Хорошо темперированный клавир, том второй.
ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ:
Fis – dur, fis – mall, G – dur, g – mall, As – dur, gis – mall
С Праздником, дорогие слушатели!
Вчера был День рождения Иоганна Себастьяна Баха: родился он ровно 340 лет назад.
«Пришёл ко мне Корсинька, и мы играли с ним в 4 руки прелюдию и фугу соль диез минор», - пишет это А.П.Бородин, замечательный русский клмпозитор. Корсинька – не менее замечательный русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Это их совместное музицирование как раз напоминает то, что будет у нас сейчас.
Это – не концерт, я - не концертный исполнитель.
Я – слушатель и ценитель замечательных исполнителей. Для меня эти выступления, вернее, подготовка к ним – уроки восхищения, удивления, изумления, а иногда – неожиданных открытий, когда вдруг оказывается, что не только я так думаю, а кто-то уже так думал и об этом написал!
Тема сегодняшнего вечера – живописное, конкретно- изобразительное начало в музыке И.С.Баха.
Может быть, существует связь искусств в едином творческом процессе до воплощения в том или ином виде искусства. «Искусство в себе - не живопись, не поэзия, не музыка, но творчество, в котором они все объединены» (А.Швейцер)
Когда В.Маяковский гениально читал вслух свои стихи, и у него спрашивали, как он это делает, он отвечал: «Я вижу то, о чем читаю». Это было совершенно естественно для него, и поэта, и художника.
Музыкант и художник Чюрленис оставил нам и свои музыкальные произведения, и свои картины.
Поэтом и художником был Микеланджело.
Знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер писал: «Великие живописцы итальянского ренессанса почти все были музыкантами, - погружаясь в созерцание их святых и мучеников, мы забываем себя, так как дух музыки витает над ними».
И.С. Бах – музыкант и художник. Это было в роду: Самюэль Антон Бах, ученик, органист, писал портреты пастелью, внук, сын К.Ф.Э. Баха, к ужасу отца, бросил музыку ради живописи.
И.С.Бах живописал звуками. Сегодня будет звуковая живопись в разных жанрах. По поводу того или иного сюжета в музыке я буду называть имена художников, изображавших его.
Прелюдия и фуга Fis – dur.
Воскрешение Лазаря (Лазарь – друг Христа, брат Марфы и Марии, который умер и был воскрешен Христом).
Писали на этот сюжет: Джотто, Караваджо, Рембрандт, Ван Гог, Михаил Нестеров.
Чтобы приблизить этот сюжет к нашей современной реальности, давайте вспомним фильм «Киндзадза» и ту планету необыкновенной чистоты, где ее жители, в белых одеждах, наслаждаются ароматом цветов. Может быть, Лазарь после смерти оказался как раз в такой обстановке.
И еще одно литературное произведение можно вспомнить в этой связи: рассказ В.Пелевина «Бубен верхнего мира», в котором шаманка находила женихов для одиноких девушек, воскрешая убитых воинов.
Не найдя в нижнем мире разбившегося летчика, она стала вызывать его из верхнего мира. К ним, наконец, спустился русский летчик случайно подбитого немецкого трофейного самолета, и сказал: «Звала она, звала, надоела страшно!»
В прелюдии используются две многократно повторяющиеся риторические фигуры. Это Exclamatio и Zirculatio (призыв и реакция на него).
Евангельский сюжет в этой прелюдии и фуги как будто переносится в эпоху раннего классицизма с ее изяществом и галантностью.
Фуга – старинный танец Гавот, который, очевидно, танцует только что воскресший Лазарь.
«Бах озадачил человечество своим «Хорошо темперированным клавиром». Под названием «Прелюдии и фуги» он зашифровал имеющиеся там в изобилии аллеманды, гавоты, сарабанды и жиги, и теперь человечеству приходится угадывать «что есть что?». И оно изрядно путает».
(Н.Перельман. В классе рояля)
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА Fis – dur
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА fis – mall.
С танцевальным характером только что прозвучавшей фуги контрастирует песенный характер следующей прелюдии. Это песня, исполняемая человеческим голосом, или ария для духового инструмента. Бесконечная мелодия, необыкновенно красивая, и в то же время это - музыка, понятная всем (Бах - всеобщее достояние).
Фуга – Тайная вечеря.
Сюжет изображен в картинах таких мастеров, как: Леонардо да Винчи, Тинторетто, Рубенс, Веронезе, Дирк Баутс, Бассано, Фриц фон Уде, Эмиль Нольде, Альбрехт Дюрер (гравюра), Джеймс Энсор, Сальвадор Дали.
Из русских живописцев это: Николай Ге, И. Репин, И. Айвазовский, Иван Михайлов (стрелец) 17 в, Александр Иванов (акварель), и др.
И в 21 веке это сюжет продолжают изображать современные художники.
Очень зримая картина в музыке фуги. Три темы: первая - слова Христа(один из вас предаст меня), вторая – вопросы учеников (не я ли), третья – тема чаши.
Тема чаши проводится двенадцать раз, по числу учеников, девятый раз– в обращении (причащение Иуды).
В конце фуги несколько раз все три темы проходят вместе.
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА fis – mall
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА G – dur.
По мысли Б.Л. Яворского, это – ветхозаветный змей (Искушение Евы). Если змей, то такой забавный, такой… «прикольный», как говорит современная молодежь и те, кто себя к ней причисляет. Такой змей, с головой девушки и телом змеи, который изображен в Прекрасном часослове герцога Беррийского работы братьев Лимбург (Начало 15 в.)
В этой прелюдии и фуге - не сам ветхозаветный, библейский сюжет, а намек на него, веселый, легкий, даже легкомысленный.
О Д.Скарлатти, родившемся в один год с Бахом, напоминает это серебристое, явно клавесинное звучание: как будто рассыпающийся серебристый смех.
Воплощение в живописи: Братья Лимбург, Ван Эйк, Босх, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Лукас Кранах старший, Виктор Васнецов.
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА G – dur
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА g – mall.
Новый завет. Страсти Христовы. Прелюдия – бичевание Христа.
Фуга – воины бросают жребий о тканом хитоне (и об одежде моей меташа жребий). Музыка простая и грубоватая (воины- солдаты, исполняющие приказ, не задумываясь. Для них все происходящее – просто служба).
Движение параллельными интервалами: вместе, одновременно, как будто «в ногу». Тема фуги проходит терциями, секстами, децимами.
Само изложение фуги – шаг в следующий, Х1Х век. Фактура чисто фортепианная: двойные ноты - один из видов фортепианной техники (Ф.Лист. Упражнения).
И. Брамс, сочиняя свой Венгерский танец №1 соль минор, наверное, уже был знаком с этой фугой.
Живопись: Уильям Блейк, Эль Греко.
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА g – mall
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА As – dur
Прелюдия – Дары волхвов. Можно здесь вспомнить и рассказ О' Генри «Дары волхвов»
Фуга – дева Мария: скромность, чистота, спокойствие. Облик человека, в общении с которым становится ясно, спокойно и хорошо на душе.
Художники:Джотто, Боттичелли, Босх, Брейгель, Веласкес
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА As – dur
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА gis – mall
Та самая прелюдия и фуга, которую играли в четыре руки Бородин с Римским-Корсаковым.
Евангельский сюжет – Отречение Петра, когда сбывается предсказание Иисуса о том, что Петр отречется от него в эту ночь трижды, прежде чем дважды пропоет петух.
Можно увидеть в нотном тексте прелюдии и крик петуха, дважды. Образы: отблески костра, искры, зябкость какая-то, - все это, слушая музыку, легко себе представить.
Фуга:
Плач Петра по отречении. Душу заволакивает пелена слёз, как иногда весь мир заволакивает пелена дождя.
Кто-то говорил: «Такое тоскливое настроение, что хочется пить коньяк и играть gis – mall прелюдию и фугу Баха».
В конце фуги Бах пишет «fine», что является большой редкостью.
Самое известное живописное воплощение этого сюжета – картина Рембрандта «Отречение Петра».
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА gis – mall
Дорогие слушатели!
Для того, чтобы не оставлять вас в таком настроении, даже если после этого вечера вы решите пить коньяк, я прочитаю три небольших отрывка, очень напоминающих анекдоты (из книги А.Швейцера)
У Кирнбергера был портрет его учителя Себастьяна Баха…Один Лейпцигский торговец холстом, который видел Кирнбергера, когда он, будучи учеником школы Фомы, ходил по улицам Лейпцига, распевая с другими учениками, приехал в Берлин и решил своим посещением почтить знаменитого тогда Кирнбергера. Едва только сели, как торговец восклицает: «Господи Иисусе! Да у вас висит наш кантор Бах; и у нас в Лейпциге он есть в школе Фомы. Грубый был человек; не мог, тщеславный дурак, заказать себе портрет в роскошном бархатном камзоле!» Кирнбергер спокойно встает, подходит к гостю и, поднимая обе руки вверх, кричит сначала тихо, а потом все громче: «Убирайся вон, собака! Убирайся!». Торговец, перепуганный до смерти, стремительно хватает шляпу и палку, ищет руками дверь и быстро выбегает на улицу. Кирнбергер велит снять портрет, обтереть его, вымыть стул, на котором сидел филистер, и затем, прикрыв портрет платком, снова повесить его на старое место. Когда же его спрашивали, что означает этот платок на стене, он отвечал: «Оставьте! За ним что-то скрывается!» По этому поводу и возник слух, что Кирнбергер сошел с ума.
21 марта 1829 г. Первое исполнение Страстей по Матфею И.С.Баха под управлением Ф.Мендельсона. В тот же вечер на ужин было приглашено …избранное общество баховских почитателей. Жена Э.Дивриента, исполнителя партии Иисуса, сидела там с каким-то господином, показавшимся ей очень аффектированным, так как он все время беспокоился, чтобы ее рукав не попал в тарелку. «Скажите, кто этот дурак рядом со мною?» - тихо спросила она сидевшего рядом Мендельсона. Закрывши рот платком, тот прошептал: «Это дурак рядом с вами – знаменитый философ Гегель».
Двоюродный брат Баха Иоганн Элиас, в 1739 году долго гостивший у Иоганна Себастьяна в Лейпциге, в благодарность послал ему бочонок молодого вина. Когда это бочонок был получен, он оказался на 2/3 пустым и содержал не более шести кружек вина.
Из письма И.С.Баха И.Э.Баху: «Хотя господин кузен предлагает и впредь доставлять мне подобный ликер, я, тем не менее, вынужден, ввиду чрезмерных расходов, отказаться от этого, ибо пересылка стоила мне 16 грошей, доставка 2 гроша, досмотрщик 2 гроша, местный акциз 5 грошей 3 пфеннинга, генеральный акциз 3 гроша, господин кузен может сам сосчитать, что каждая кружка обошлась мне в 5 грошей, что для подарка слишком дорого».
https://disk.yandex/ru/i/zqnhvLCZ9XQwSg
Свидетельство о публикации №225032301744