Рецензия на книгу Н. Карамзина Остров Борнгольм
А ведь не случайно акцент сделан именно на этих уголках природы. Глубокая мысль, ведущая через всю повесть, словно знаками показывает на что обратить внимание. Писатель задает нам сложные вопросы, на которое общество за тысячелетие не дало ответ. И это мы видим от лица путешественника, который удивлен отношением человечества к своим поступкам. Мы изучаем планету, пытаемся понять систему, но не хотим понять себя — своё движение, а ведь будущее во многом зависит от того шага, который сделал человек. Где ответы на вопросы — какие чувства испытывает человек, находясь в определенной среде, именно наши эмоции и чувства являются тем двигателем и рулём, которые определяют в каком темпе личность идёт, в какую сторону повернёт. Что это за чувства и эмоции — любовь, страх, ненависть, воодушевление, симпатия, апатия... Лишь ответив на вопросы о себе, о своих поступках, мы сможем понять нечто большее о планете, о Вселенной, о мироздании. Ведь суть изучения заключается в понимании — что в системе является настоящим (то, что создается живой сущностью Вселенной), а что является искусственным (действия и ситуации, созданные ошибочным поведением человека, не объясняющие эволюционный процесс).
В первую очередь необходимо увидеть на чём основана повесть, какой фундамент у этого по истине великолепного здания:
• Притча из Евангелие от Марка, глава 4, стихи 35-41 «Усмирение бури»
• Евангелие от Матфея, глава 27.
Именно пейзажные картины помогли привести к библейским сказаниям, какое понимание этой повести будет.
Страх человеческий, испуг — чувства, ведущие человека к опрометчивым поступкам, к ответам, которые приняты в состоянии аффекта — чаще такие поступки оказываются неверны. Спокойствие, немного времени для себя и своих мыслей, понимание ситуации — это вера. Бывают моменты, которые требуют решение экстремальных задач в короткие сроки. Для нашего времени — это события-исключения («так бывает, всего не предугадать»), для будущего — это мозг и душа «запрограммированы» на нахождение правильных ответов и в ограниченное время. Для книги 18 века довольно таки новаторски звучат психологические установки, но именно с этого начинается книга:
Друзья! прошло красное лето, златая осень побледнела, зелень увяла, дерева стоят без плодов и без листьев, туманное небо волнуется, как мрачное море, зимний пух сыплется на хладную землю – простимся с природою до радостного весеннего свидания, укроемся от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем! Время не должно тяготить нас: мы знаем лекарство от скуки. Друзья! Дуб и береза пылают в камине нашем – пусть свирепствует ветер и засыпает окна белым снегом! Сядем вокруг алого огня и будем рассказывать друг другу сказки и повести, и всякие были.
В лирике описание природы можно прочувствовать, и человек не отказывается от негативных эмоцией — это часть жизни. Но умение наладить душевное равновесие — важное качество, помогающее «усмирить бурю».
...благоприятный ветер развевает наши паруса и что нам
не должно терять времени. — Мы поплыли.
Если вдумчиво читать книгу Николая Михайловича Карамзина с пониманием, что это психологический приём, направленный на человека: научить его отрицательные эмоции успокаивать, научить верить — это, то о чём нам говорят в притче из Евангелие от Марка, глава 4 «Усмирение бури»:
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она
уже наполнялась водою. А он спал на корме на возглавии.
Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань.
И ветер утих, и сделалась великая тишина.
И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?
Очень чувствуется «морская погода» абзацев: красота природы, умиротворение, тишина, благодать и в противоположность этому — мрачность картин, хладность, грубость.
С этой стороны повесть стала более открыта!
Теперь вспомните произведение «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и представьте себе путешественника по планетам, который всматривается в новую для него обстановку. Посмотрите на повесть глазами главного героя, который ведёт рассказ — путешественника на планете Земля.
Хотя вечная горесть обитает в стенах здешнего замка, но странник,
требующий гостеприимства, всегда найдёт в нём мирное пристанище.
Чужеземец! Я не знаю тебя, но ты человек — в умирающем сердце моём жива
ещё любовь к людям — мой дом, мои объятия тебе отверсты.
Читая повесть, можно увидеть, что каждой строчкой приветствуется гость описанием действительности, которая царит в обществе, историческими знаниями, мечтами о будущем, интересом мнения о Земле. «Почтенный седовласый старец» дал прочувствовать то информационное пространство, в котором живут населявшие его дом.
...сон мой не был покоен...Мне казалось, что страшный гром
раздавался в замке, железные двери стучали,
окна тряслися, пол колебался, и ужасное крылатое чудовище,
которое описать не умею, с ревом и свистом летело к моей постели…
Сновидение исчезло,..маленькую дверь, отворил её и по крутой лестнице сошёл в сад.
Будто Евангелием от Матфея, глава 7, стихи 1-2 «Не суди;те, да не судимы будете...» предостерегает он пришельца прежде чем рассказать ему о важном историческом, горестном событии.
Последние страницы повести посвящены именно этому событию — Евангелие от Матфея, глава 27(кратко процитирую):
Ииисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель:
Ты царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь…
Но первосвященники и старейшины возбудили народ простить Варавву,
а Иисуса погубить...Правитель сказал: какое зло сделал он?
Но они ещё сильнее кричали: да будет распят.
Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями,
насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти…
пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему.
Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
Наш путешественник отправляется изучить исторический момент нашей жизни, но кроме горести, непонимания и жалости — он не испытывает других чувств.
…вид слабейшего и любезнейшего из всех существ,
угнетенного судьбою, - мог влить чувство в самый камень.
Чужеземец доверяет своим ощущениям: то, что видит - «Но сердце твоё невинно?...оно, конечно, не заслуживает такого жестокого наказания?». В сомнениях разговаривает со старцем, который поведал ему ужаснейшую историю за что. Но для читателя эта страница осталась пуста — «которой вы теперь не услышите, друзья мои; она остается для другого времени.»
Какой вывод напрашивается когда дочитаешь книгу «Остров Борнгольм»? Большое желание философствовать о человечности или наоборот со слезами на глазах, с непониманием поставить точку.
Я хотел идти, сказав ей несколько слов, излившихся
прямо из души моей, но взор мой ещё раз встретился с её взором —
и мне показалось, что она хочет узнать от меня нечто важное для своего сердца.
В чём вина человека, родившегося не в то время? Какие требования он своими возможностями может выполнить, а какие нет? В чём суть поступков человека и испытываемых чувств?
Именно с этого книга и начиналась. Ни один человек не родился не во время — он живёт в жизни, в своей жизни! Эмоции, которые его сопровождают — это его реакции на окружающую обстановку. Научить себя доверять своим ощущениям, которые присуще человеку. Научиться слушать мудрость, которая поможет найти правильный ответ. И хотя бы иногда оглядываться — человечество растёт, умнеет, становится цивилизованней, учится понимать свою душу. А для этого необходимо время, а не молот и гвозди.
Поступок человека — это его ответственность. Когда речь идёт о нашем времени, длящееся по крайней мере два тысячелетия, о негативных событиях-исключениях («так бывает, всего не предугадать») мы говорим прежде всего — что сделал другой человек, мы начинаем «копаться» в чужом сознании — которое не можем исправить, только потому что оно чужое. Человек может сказать своё мнение на окружающую обстановку, которая на него повлияла, но он не несёт ответственность за деяние другого человека. Бог создал человека, не чтобы им управлять словно марионеткой, здесь как раз и можно упомянуть о строках «Не суди;те, да не судимы будете». Это не просто моральная этика, речь идёт о понимании себя и невозможности исправлять чужое сознание в угоду себе.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему.
Когда мирный житель оказался на поле боя, каждый солдат может стать генералом, который примет решение о спасении жизни. В этом суть понимания книги Николая Карамзина «Остров Борнгольм» - психологический прием, направленный на самого человека, в этом суть сотворения человек — стремится быть лучше! Лишь о прошлом можно только поведать.
Послушайте прекрасные слова о Земле, насколько писатель восхищается жизнью, мне кажется, лучше этих строк сложно найти:
Заря алела на небе, птички пробудились, ветерок свевал росу с кустов и цветочков, которые росли вокруг песчаного холма. – “Боже мой!– думал я.– Боже мой! Как горестно быть исключенным из общества живых, вольных, радостных тварей, которыми везде населены необозримые пространства натуры! В самом севере, среди высоких мшистых скал, ужасных для взора, творение руки твоей прекрасно – творение руки твоей восхищает дух и сердце. И здесь, где пенистые волны от начала мира сражаются с гранитными утесами, – и здесь десница твоя напечатлела живые знаки творческой любви и благости, и здесь в час утра розы цветут на лазоревом небе, и здесь нежные зефиры дышат ароматами, и здесь зеленые ковры расстилаются, как мягкий бархат, под ногами человека, и здесь поют птички – поют весело для веселого, печально для печального, приятно для всякого, и здесь скорбящее сердце в объятиях чувствительной природы может облегчиться от бремени своих горестей!
Свидетельство о публикации №225032301794