Путешествие героя Переживание смерти и Возрождения
Джозеф Кэмпбелл, Сила мифа
На Джозефа Кэмпбелла повлияла аналитическая психология Карла Юнга, и его обширная работа по сравнительной мифологии и религии охватывает многие аспекты человеческого опыта. В своей самой известной работе «Тысячеликий герой», опубликованной в 1949 году, Кэмпбелл описывает путешествие архетипичного героя или мономиф, распространённый во всём мире, где герой служит и жертвует собой. Он пишет:
«Герой отправляется из мира обычных людей в страну сверхъестественных чудес: там он сталкивается со сказочными силами и одерживает решающую победу: герой возвращается из этого таинственного приключения, обладая способностью даровать блага своим собратьям».
Джозеф Кэмпбелл, Герой с тысячей лиц
«Путешествие героя» - это не просто мифологическая история, оно глубоко укоренено в человеческой природе. В нём рассказывается о человеке, столкнувшемся с трудной жизненной проблемой, и о его пути к её решению посредством личностной трансформации. Иногда изменения происходят намеренно (новые отношения, брак, новая работа и т. д.), и герой мотивирован на то, чтобы попытаться и пережить процесс изменений. В других случаях изменения происходят непреднамеренно (травма, ранение, разрыв отношений и т. д.), и герой потрясён.
«Путь героя» - это шаблон для любых изменений, как намеренных, так и ненамеренных. Пациенты, которых познакомили с «Путем героя» как с методом переосмысления своего расстройства как героического квеста, а не как внешней стрессовой задачи, сменили пассивное отношение на активное, что помогло им стать «авторами собственной жизни». Это было клинически проверено на различных проблемах, таких как: тревожность, депрессия, травмы, зависимость, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.
Роль психотерапевта заключается в том, чтобы направлять и поддерживать личные изменения, выступая в роли наставника. Это позволяет клиентам стать героями-клиентами, помогая им осознать, на каком этапе изменений они находятся, как продвигаться по пути лечения и создавать свою собственную историю изменений.
Во многих мифах о героях слабость героя уравновешивается появлением сильных «покровителей». Главным героем греческой мифологии является Ахиллес, величайший из всех греческих воинов. В детстве его воспитанием занимался мудрый кентавр Хирон, наставник богов и героев, который обучал его медицине, музыке, верховой езде и охоте.
«Эти богоподобные фигуры на самом деле являются символическими представителями всей психики, более крупной и всеобъемлющей личности, которая даёт силу, которой не хватает личному эго. Их особая роль предполагает, что основная функция героического мифа заключается в развитии эго-сознания индивида - его осознания собственных сильных и слабых сторон - таким образом, чтобы подготовить его к трудным задачам, с которыми сталкивает его жизнь».
Человек и его символы. Часть II: Древние мифы и современный человек - Джозеф Л. Хендерсон
Важная жизненная проблема - это ситуация, в которой имеющиеся у Героя знания и навыки перестают быть эффективными. Чтобы найти решение, Герою необходимо покинуть знакомый, привычный мир и отправиться в неизведанное.
Серьезные жизненные проблемы вынуждают нас меняться, однако многие из нас не хотят этого делать, так как не хотят жертвовать своим комфортом. Игнорирование этих проблем приводит к неосознанным препятствиям, которые обедняют нашу личность и препятствуют развитию хороших качеств, дремлющих в нашей душе, делая нашу тень еще темнее и гуще. Мы теряем контроль над своей жизнью и становимся марионетками бытия. Как писал философ-стоик Сенека:
“Судьба ведет желающих и тащит за собой сопротивляющихся”.
Сенека, Письма стоика, CVII
Это похоже на то, как если бы человек продолжал жить, но был прикован цепями или плыл против течения. Это характерная позиция невротика, искусственный барьер, придуманный им самим, который заставляет его страдать от внутреннего конфликта, чтобы избежать сложного жизненного выбора.
Кэмпбелл говорит нам, что героические мифы дают человеку «вдохновение для стремлений». Мифы способны связывать повседневное с вечным, придавать смысл обыденному.
Введение в этапы путешествия Героя
В книге «Герой с тысячью лиц» Кэмпбелл определил, что путешествие героя состоит из трёх последовательных этапов: отделение, инициация и возвращение. Каждый из них, в свою очередь, делится на 17 подэтапов. Однако мы будем использовать более популярную и современную адаптацию Кристофера Воглера, подробно описанную в его работе «Путешествие писателя», которая основана на идеях Кэмпбелла. Он предлагает двенадцать этапов путешествия героя.
Самый первый этап «Пути героя» - это обычный мир, то есть привычная жизнь: повседневные дела, стрессы и радости, связанные с работой, семьёй и социальными связями. Общей чертой является растущее осознание того, что что-то не так, что-то в жизни не хватает. Например, сотрудник может понимать, что удовольствие от работы в последнее время уменьшается, но повседневные дела или беспокойство о поиске альтернативной работы приводят к тому, что ситуация становится всё более напряжённой, и он цепляется за свой обычный мир.
Первый этап путешествия Героя: Разлука
Фаза разделения в путешествии героя начинается со второго этапа, Призыва к приключениям, который нарушает привычный мир героя и предлагает ему задание, которое он должен выполнить.
Непреднамеренные вызовы могут включать в себя обнаружение измены, смерть близкого человека, диагностирование болезни и т. д., в то время как преднамеренные вызовы включают в себя поиск новой работы, переезд в другой город, рождение первого ребёнка и т. д. Призыв к приключениям отделяет человека от аспектов его прежней жизни и вызывает тревогу. Многие чувствуют себя подавленными и считают, что их проблема выходит за рамки их возможностей, что приводит к третьей стадии - отказу. Это очень распространённая и важная стадия, которая сигнализирует о рисках, связанных с предстоящим путешествием.
Однако если человек останется на стадии «Отказа», это приведёт к ухудшению его жизни и отношений с окружающими. У него практически не будет мотивации, что подчеркнёт неэффективность его стратегий преодоления трудностей. Эта незнакомая ситуация вызывает стресс, поскольку человек не может справиться с жизненной проблемой. В этот критический момент герой отчаянно нуждается в руководстве, что приводит к четвёртой стадии: встрече с наставником.
Наставник - это архетипический мудрый старик. Его роль заключается в том, чтобы помочь герою осознать, что для решения его проблемы необходимы личные изменения, дать ему практические наставления, мудрые советы или уверенность в себе, чтобы преодолеть первоначальные страхи и перейти от бездействия к действию.
Эти фигуры-покровители не обязательно должны быть физическими, это может быть ваш любимый философ, общественный деятель, член семьи или любой другой человек, на которого вы равняетесь как на своё идеальное «я».
Вторая фаза путешествия Героя: Посвящение
Когда Герой готов измениться, мы вступаем во вторую фазу Пути Героя: Посвящение и пятый этап: Пересечение первого порога.
Теперь Герой покидает безопасную гавань «Обычного мира» и попадает в «Особый мир», незнакомое место, где он сталкивается со своим «драконом», своим самым страшным страхом, событием, человеком, ситуацией или воспоминанием, которых он давно избегал. По мере того, как испытания становятся всё сложнее, Герой оттачивает свои навыки и набирается опыта. Однако по мере усложнения испытаний требования, предъявляемые к Герою, приводят к повышению уровня тревожности, и его первая встреча с драконом, скорее всего, закончится неудачей. Без помощи он может решить сдаться.
На шестом этапе: Испытания, союзники и враги - Герой исследует Особый мир и сталкивается с испытаниями и врагами. Здесь он должен искать союзников - дружественные силы, которые поддерживают попытки перемен и уменьшают изоляцию Героя. Распространённым препятствием здесь является страх обратиться за помощью, показаться недостаточно способным или быть отвергнутым. Как ни странно, уязвимость становится ключевым навыком жизнестойкости, а не признаком слабости. Седьмой этап - это подход к Внутренней пещере, где нужно завершить последние приготовления перед спуском в неизвестность.
Когда Герой будет готов, он столкнётся с восьмым этапом: Высшим испытанием. Это величайшее испытание. В тот момент, когда кажется, что для Героя всё потеряно, многие чувствуют, что они «возвращаются к началу». К счастью, союзники стали свидетелями этой серьёзной неудачи и готовы помочь Герою.
Со временем неоднократные столкновения с драконом приводят к осознанию того, что то, что когда-то считалось невозможным, теперь стало возможным. Столкнувшись с неизвестностью и победив дракона, герой переживает психологическую смерть и возрождение. Смерть старого аспекта своего «я» и рождение нового и более способного «я». Герой обретает понимание, получая это в качестве награды (девятая стадия). Но путешествие ещё не окончено.
Третья фаза путешествия Героя: Возвращение
Теперь начинается третья фаза: Возвращение. На десятом этапе: Дорога назад Герой должен сохранить свою награду и вернуться в Обычный мир, но по пути он столкнётся с новыми врагами и драконами. Однако Герой знает, что пути назад нет, и это мотивирует его продолжать путь.
На одиннадцатом этапе: «Воскрешение» уставший Герой должен пережить вторую психологическую смерть, а затем воскреснуть, обретя качества своего обычного «я» в дополнение к новым знаниям, полученным в путешествии, и персонажам, которых он встретил на жизненном пути. Он переходит от зависимости к ответственности, от молчания к обретению своего голоса. Герой становится более стойким и учится контролировать страх, печаль и другие эмоции, которые возникают при принятии решений.
Теперь он очистился в стране мёртвых и может вернуться домой, что приведёт к двенадцатому и последнему этапу: Возвращение с эликсиром. Эликсир - это последняя награда, полученная в путешествии Героя. Это то, чем Герой может поделиться с другими, или то, что обладает силой исцелять: мудрость, любовь или просто опыт выживания в Особом мире. Герой возвращается в свой Обычный мир обновлённым, пережившим ужасные опасности и, возможно, смерть, но теперь он с нетерпением ждёт начала новой жизни.
Это не просто одноразовый линейный путь, а на самом деле пожизненный циклический процесс.
«Снова и снова вас призывают в мир приключений, вас призывают к новым горизонтам. Каждый раз возникает одна и та же проблема: осмелюсь ли я? А если осмелишься, то столкнёшься с опасностями, а также с помощью, достижением цели или провалом».
Джозеф Кэмпбелл, "Пути к блаженству: мифология и личностная трансформация"
Осознание того, что жизнь - это путешествие героя, позволяет хаосу и трудностям жизни обрести последовательность и цель. Это даёт нам прекрасную основу для решения жизненных проблем. Нежелательное событие можно рассматривать как призыв к приключениям, а сложные жизненные события - как борьбу со своим драконом. Когда человек проходит через это, он получает награду, превращаясь в новую личность, и эликсир, чтобы поделиться опытом своего особого мира с другими.
Путешествие Героя - это:
“Стремление найти то внутреннее, чем ты по сути являешься”.
Джозеф Кэмпбелл, Сила мифа
Следуй За Своим Счастьем
Одна из самых часто повторяемых Кэмпбеллом фраз - «Следуй за своим счастьем»:
«Если вы следуете за своим счастьем, вы встаёте на своего рода тропу, которая всё это время была там, ожидая вас, и жизнь, которой вы должны жить, - это та жизнь, которой вы живёте. Когда вы это понимаете, вы начинаете встречать людей, которые находятся в вашем поле счастья, и они открывают перед вами двери. Я говорю: следуйте за своим счастьем и не бойтесь, и двери откроются там, где вы и не думали, что они будут».
Джозеф Кэмпбелл, Сила мифа
Следовать за своим счастьем - это не просто делать то, что нравится, и уж точно не то, что тебе просто говорят. Это значит глубоко заглянуть в себя и найти то стремление или жгучую потребность, к которым ты по-настоящему неравнодушен, полностью отдаться им, а остальное приложится.
«Люди говорят, что мы все ищем смысл жизни. Я не думаю, что это то, что мы на самом деле ищем. Я думаю, что мы ищем опыт жизни, чтобы наши жизненные переживания на чисто физическом уровне резонировали с нашим внутренним «я» и реальностью, чтобы мы действительно чувствовали восторг от того, что живём».
Джозеф Кэмпбелл, "Пути к блаженству: мифология и личностная трансформация"
Это чувство восторга или блаженства связано с путешествием героя, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, пишет он:
«Переживание вечности прямо здесь и сейчас - это функция жизни. Вечность - это не какое-то отдалённое будущее. Вечность - это даже не долгое время. Вечность не имеет ничего общего со временем. Вечность - это то измерение «здесь и сейчас», которое отсекает любое мышление во временных категориях… переживание вечности прямо здесь и сейчас, во всём, будь то добро или зло. Рай - это не место для переживания; здесь и сейчас - это место для переживания. Когда вы осознаете, что вечность находится прямо здесь и сейчас, что вы можете испытать вечность своей собственной истины и бытия, тогда вы поймёте следующее: то, чем вы являетесь, никогда не рождалось и никогда не умрёт.
Джозеф Кэмпбелл, "Пути к блаженству: мифология и личностная трансформация"
#философия #психология #аналитическая_психология #преодоление_кризисов #самосовершенствование
Свидетельство о публикации №225032301853