Отрыв. IV. Автоном

                Отрывок 04. Автоном.

Мозг приматов до появления австралопитеков был центром согласованного управления телом и  основой формирования инстинктивного поведения по приспособлению к изменениям условий существования. С точки зрения эволюции всё было уравновешено, как у современных млекопитающих. Этот баланс поддерживался и в райский период эволюции, когда единственной заботой наших предков стала половая конкуренция. Длительный период избытка пищи заложил основы многообразия вариантов строения головного мозга. В раю выживали потомки приматов с любыми отклонениями в развитии, которые не мешали есть и размножаться. 

Весьма вероятно, изобретательная половая конкуренция было первым направленным отбором по поведению, что стимулировало процветание наиболее оригинальных особенностей поведения и поддерживало разнообразие мозговых конструкций. В свою очередь, это подстегнуло ценность творчества и новаторства в области размножения. Следы этих событий можно наблюдать и сегодня, когда любая необычность и оригинальность неизбежно увеличивает вероятность плодотворных контактов с противоположным полом.

К моменту окончания райской эпохи будущие люди оставались животными, но предпосылки для независимого развития мозга и тела уже возникли. Реконструкция событий произошедших миллионы лет назад затруднено тем, что мозг древних существ давно растворился в пространстве, для анализа остались лишь внутренние поверхности черепов наших далёких предков и анализируется не сам момозг не способен сохраняться столь долго и анализу подвергаются внутренние поверхности черепов далёких предков и признаки прошлых структурных приспособлений мозга современного человека.

Все необходимые условия для начала отбора по наиболее востребованным свойствам сложились в эпоху поздних австралопитеков, скорее всего это произошло в период окончания райского периода становления человечества и перехода к борьбе за существование в группе, сообществе. Эволюционная независимость отбора мозга от совершенствования тела началась с повышения значимости социальных отношений. Для выживания неродственных групп стали важны единогласные взаимодействия между отдельными особями, а не животная конкуренция. Многообразие головного мозга уже была сформирована конкуренцией за размножения в эпоху райского изобилия. Изменения внешней среды быстро компенсировались находкой подходящим поведением соответствующей нервной системы.

Для коллективного выживания требовалось согласованные действия по снижению внутривидовой агрессии. Это удалось реализовать благодаря сформированным и развитым тормозным лобным областям, позволявшим неродственным особям обмениваться пищей. Следствием этого события стало появление социальных инстинктов, то есть через запечатление, подражание, имитацию передачу особенностей, навыков сложного поведения – внегеномного наследования и передачи знаний и умений предыдущих поколений. При этом такой способностью обладали только особи с выраженной структурной предрасположенностью мозга.

До появления у лобных областей функции по сдерживанию инстинктивно-гормонального поведения, естественный отбор всегда был направлено на весь организм животного. Если для выживания решающим становилось зрение, то для достижения его новых аналитических свойств были необходимы быстрые лапы, острые когти и т.д. Возникновение тормозных лобных областей и общественной жизни австралопитеков привело к тому, что отбору подвергался только мозг и, как следствие, поведение человека. То есть для существования в сообществе, надо было изменять только поведение, а не кости и мускулатуру. Мозг стал меняться как центр управления поведением относительно постоянного по строению тела.

Существенное изменения условий жизни и новые требования отбора ускорили процесс развития, все не проходившие естественный отбора в сочетании с социальным погибали в одиночестве или уничтожались сородичами. Объём и масса мозга очень быстро (по эволюционным меркам) увеличилась на треть. Австралопитек мог быть с каким угодно телом, но главной гарантией его выживания и существования стало соблюдение социальных правил и отношений. Только обладатели больших тормозных центров могли проявлять достаточные для выживания в сообществе особенности поведения. Так по окончании райского периода сложились условия для искусственного отбора австралопитеков по способности вести общественный образ жизни.

С началом жёсткого самоотбора особей, способных сдерживать свои инстинктивные формы поведения, началась независимая эволюция мозга. Впервые в истории развития живых организмов мозг стал не просто органом для управления телом и местом хранения инстинктивно-гормональных программ поведения, а самостоятельным объектом эволюции. Это стало началом искусственного развития мозга.

Таким образом, причиной быстрого прогресса предчеловеков стала самостоятельность отбора головного мозга. Раздельные эволюции мозга и тела повлекла за собой длинную цепочку событий, закончившуюся появлением человека. Результатом независимой эволюции мозга стали первые изобретения будущих людей: речь, навыки добывания огня, оседлый образ жизни, орудийную деятельность, абстрактное мышление.

С момента начала автономной эволюции мозга, то есть независимо от естественных эволюционных процессов, к Случаю, Времени, Гравитации и Эволюции добавился ещё один обязательный элемент который может быть причиной любого явления или события в мире – Биоразум, человеческий мозг, способный создавать, то чего ранее не существовало в природе и обществе.


Рецензии