Персона Маска, Скрывающая Ваше Истинное Я

«Тот, кто посмотрит в зеркало воды, увидит прежде всего своё собственное лицо. Тот, кто обратится к себе, рискует столкнуться с самим собой. Зеркало не льстит, оно правдиво показывает то, что в него смотрит, а именно лицо, которое мы никогда не показываем миру, потому что прикрываем его маской, личиной актёра. Но зеркало находится за маской и показывает истинное лицо».
Карл Юнг, К.В. Том 9. Часть I: Архетипы и коллективное бессознательное

Слово «персона» изначально относится к театральной маске, которую носят актёры, изображая роли, которые они играют. В модели психики Карла Юнга персона находится между нашим эго и обществом.

Эго - это наш центр сознания, который отвечает за наше постоянное ощущение идентичности на протяжении всей жизни, а персона - это социальная маска, которую мы надеваем. Мы все надеваем разные маски в разных ситуациях, так как это наш способ адаптироваться к требованиям общества, и это играет важную роль в формировании нашей социальной роли и в том, как мы общаемся с другими людьми. Но это также может быть опасно.

«Персона - это сложная система отношений между индивидуальным сознанием и обществом, своего рода маска, предназначенная, с одной стороны, для того, чтобы произвести определённое впечатление на окружающих, а с другой - чтобы скрыть истинную сущность человека».
Карл Юнг, К.В. Том. 7: Два эссе по аналитической психологии


Этапы становления Личности

Юнг выделяет две стадии личности. Первая стадия - это стадия идентификации. Представление личности вполне нормально до тех пор, пока человек знает, что он не идентичен тому, как он выглядит, это становится опасным только в том случае, если он не осознает этого или чрезмерно отождествляет себя с этим. В этом случае человек должен перейти ко второй стадии, к дезинтеграции, когда его личность намеренно или непреднамеренно разрушается, создавая состояние хаоса и дезориентации.

В очень редких случаях у человека может быть две или более личностей, у которых есть собственное мнение и которые могут противоречить друг другу. Это называется диссоциативным расстройством идентичности - психическим расстройством, которое обычно является результатом травмы.

В процессе дезинтеграции можно выбрать один из трёх подходов: негативное восстановление (когда человек притворяется, что он такой же, каким был до решающего события, чтобы приспособиться к статусу-кво), отсутствие (когда человек живёт без личности и не может взаимодействовать с миром) и восстановление (когда человек создаёт личность, о которой он знает и которая не скрывает его истинное «я»).

Если человек находится в бессознательном состоянии или чрезмерно отождествляет себя со своей личностью, оптимальным выбором будет восстановление. Негативное восстановление скрывает истинное «я», а отсутствие личности может быть не только невозможным, но и нежелательным, поскольку человек должен приспосабливаться как к внешнему, так и к внутреннему миру.

Тема, которую мы будем обсуждать, - это опасность сокрытия нашей истинной сущности. Мы можем использовать образ, чтобы скрыть свою уязвимость и другие стороны, которые мы не хотим раскрывать, или чрезмерно отождествлять себя с образом.


Быть Неосознаваемым по отношению к Своей Персоне

Когда мы не хотим раскрывать правду о себе, мы ведём себя как кто-то другой.

«В образе всегда есть элемент притворства, потому что это своего рода витрина, в которой мы любим выставлять свои лучшие товары».
Энтони Стивенс, Юнг: Очень краткое введение

Личность начинает формироваться в раннем детстве из-за необходимости соответствовать желаниям и ожиданиям родителей, сверстников и учителей. Дети быстро понимают, что определённые взгляды и поведение приемлемы и могут быть вознаграждены одобрением, в то время как другие неприемлемы и могут повлечь за собой наказание.

Тенденция заключается в том, чтобы развивать в себе приемлемые черты характера и скрывать или подавлять неприемлемые. Возможно, напористость считается грубой и социально неприемлемой, и человек становится пассивным, что сказывается на его отношениях и карьере, или он может быть слишком уступчивым, потому что не любит конфликты, но этим пользуются. Эти нежелательные черты в конечном счёте сказываются на нас по мере взросления, формируя нашу тень, тёмную сторону нашей личности, которая может овладеть нами в любой момент в виде внезапных эмоциональных всплесков.

По мнению Юнга, диалог с собственной тенью - это процесс, который длится всю жизнь и является частью нашего самообразования. Он позволяет нам пробудить хорошие качества, которые дремлют в нашей психике, и быть честными с собой, а также понимать, сколько добра мы можем сделать и на какие преступления мы способны. Тень, которую обычно воспринимают негативно, имеет и положительную сторону. Она становится враждебной, только если её игнорируют или неправильно понимают.


Чрезмерное Отождествление себя с Личностью

Другая опасность персоны заключается в чрезмерной идентификации с ней. Это указывает на то, что наша индивидуальность - не что иное, как чистая выдумка. В редких случаях, если эго полностью идентично персоне, индивидуальность полностью подавляется, представляя собой максимальную адаптацию к обществу и минимальную адаптацию к своей индивидуальности, что препятствует психологическому развитию. Юнг пишет:

«У каждого призвания или профессии есть свой характерный образ… Мир навязывает им определённый тип поведения, и люди, занимающиеся профессиональной деятельностью, стараются соответствовать этим ожиданиям. Только опасность заключается в том, что они становятся идентичны своим образам - профессор со своим учебником, тенор со своим голосом. Тогда ущерб уже нанесён; отныне он живёт исключительно на фоне собственной биографии… Можно с небольшим преувеличением сказать, что персона - это то, чем человек на самом деле не является, но чем он считает себя и чем его считают другие.
Карл Юнг, К.В. Том 9. Часть I: Архетипы и коллективное бессознательное


Личность и Самость (Индивидуация)

Персона мешает нам выполнять то, что Юнг считал самой важной задачей в нашей жизни, - процесс индивидуации, приближающий нас к Я посредством осознания бессознательного. Содержимое бессознательного можно исследовать с помощью сновидений, размышлений и активного воображения. Невозможно достичь индивидуации только с помощью сознательного намерения.

«Я» - это совокупность личности, которая выходит за пределы эго. Цель «Я» - целостность, а индивидуализация - его смысл существования. Персона препятствует этому процессу.

«Человек не может индивидуализироваться до тех пор, пока он играет роль перед самим собой; убеждения, которые он имеет о себе, являются самой тонкой формой личности и самым тонким препятствием на пути к истинной индивидуализации. Можно признать практически всё, но где-то в глубине души сохраняется мысль о том, что ты всё равно такой-то и такой-то, и это всегда своего рода последний аргумент, который, по-видимому, считается плюсом; но он действует как препятствие на пути к истинной индивидуализации».
Карл Юнг, «Видения: заметки о семинаре, проведённом в 1930–1934 годах»


Личность и недобросовестность

В качестве примера можно противопоставить концепцию недобросовестности французского философа Жан-Поля Сартра концепции персоны. Он пишет:

«Давайте рассмотрим этого официанта в кафе. Он двигается быстро и уверенно, слишком точно, слишком быстро. Он наклоняется вперёд, его голос и взгляд выражают интерес, слишком заботливый по отношению к заказу клиента. Наконец он возвращается, пытаясь подражать своей походкой негибкой скованности какого-нибудь автомата, неся свой поднос с безрассудством канатоходца, поддерживая его в постоянно неустойчивом, постоянно нарушаемом равновесии, которое он постоянно восстанавливает лёгким движением руки. Всё его поведение кажется нам игрой… Он играет, он развлекается. Но во что он играет? Нам не нужно долго смотреть, чтобы понять: он притворяется официантом в кафе. Здесь нет ничего удивительного.
Жан Поль Сартр, Бытие и Ничто

Сартр говорит нам, что официант обманывает себя относительно своей человеческой реальности. Персонаж или социальная роль становится эквивалентом его человеческого существования, его индивидуальность становится объективированной, становясь эквивалентом его работы. Если однажды он потеряет интерес к своей работе или его уволят, его персона разрушится (стадия распада), и он заглянет в бездну, столкнувшись лицом к лицу с пустотой своего истинного «я», которое он ещё не развил, и это может привести к экзистенциальному кризису.

С другой стороны, Юнг считает, что человек попадает во власть первобытных образов и без опоры на реальность может потерять рассудок. Он пишет:

«Цель индивидуации - не что иное, как избавление от ложных оболочек личности, с одной стороны, и от внушающей силы изначальных образов - с другой».
Карл Юнг, К.В. Том. 7: Два эссе по аналитической психологии


Личность и коллективное Бессознательное

Первоначальные образы, или архетипы, - это коллективно унаследованные формы. Чтобы лучше понять это, нужно ознакомиться с моделью психики Юнга. «Я» делится на сознание и бессознательное, а бессознательное, в свою очередь, делится на личное бессознательное (содержимое, которое было приобретено индивидуально, но забыто или подавлено) и коллективное бессознательное (содержимое, которое было унаследовано, то есть архетипы).

Помимо персоны, которую мы обсуждали, посредника между эго и обществом, относящегося к сознанию, персона также является частью коллективного бессознательного и иногда называется социальным архетипом или архетипом конформизма.

«Только потому, что персона представляет собой более или менее произвольный и случайный сегмент коллективной психики, мы можем совершить ошибку, рассматривая её в целом как нечто индивидуальное. Как следует из названия, это всего лишь маска коллективной психики, маска, которая имитирует индивидуальность, заставляя других и самого себя верить, что человек индивидуален, в то время как он просто играет роль, через которую говорит коллективная психика».
Карл Юнг, К.В. Том. 7: Два эссе по аналитической психологии
Анализируя личность, мы снимаем маску и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на самом деле является коллективным; другими словами, личность - это всего лишь маска коллективного бессознательного.

У всех нас есть имя, мы стремимся заслужить титул, выполнять функции и быть теми или иными. Всё это реально, но по отношению к истинной индивидуальности человека это лишь вторичная реальность. По сути, личность - это не что иное, как компромисс между человеком и обществом в том, каким должен быть человек, и это не стоит недооценивать. Однако развитие индивидуальности никогда не может происходить только за счёт личных отношений, поскольку оно требует психической связи с коллективным бессознательным.

Настоящая индивидуальность продолжает выходить на первый план и вмешиваться в работу сознательного разума, поскольку бессознательное ведёт нас к индивидуализации. Изучая бессознательное, мы можем усвоить архетипы, которые влияют на нашу сознательную жизнь как автономные личности в коллективном бессознательном. Они воплощаются в жизнь благодаря индивидуальному выражению людей и их культур по всему миру. У людей нет идей, у идей есть люди.

По сути, человеческая психика является одновременно индивидуальной и коллективной, поэтому баланс и сотрудничество между двумя, казалось бы, противоположными сторонами - это именно то, что даёт нам психическое равновесие.

#философия #психология #аналитическая_психология #преодоление_кризисов #самосовершенствование


Рецензии