Необыкновенное в обыкновенной жизни
«Давно замечено, что мы не обращаем внимания
на самые замечательные факты только потому,
что они слишком обыкновенны»
К. А. Тимирязев
Один известный теолог сказал: «Вы не выбираете свою семью. Её члены – подарок Бога вам, как и вы им». Поймал себя на мысли, это надо же было всё так разложить на карте судьбы, чтобы получился такой уникальный пасьянс, словно кто - то вёл невидимой рукой. Беседуя с членами этой семьи, я услышал от них такие слова: « …ничего особенного, мы просто так живём, так мыслим и так действуем». То, что для них обыденно и просто, недостижимо для миллионов людей на земле, потому что многие представители сообщества людей на земле не знают и не понимают смысла сакрального предназначения человека, его пришествия на этот свет и его ответственности перед будущими поколениями. А они, возможно, осознанно, может не осознано с гениальной простотой делают это. Почему? Да потому что это было в них заложено, их родителями, их бабушкой и дедушкой и их второй…, можно сказат, мамой, тётей, апулей, няней, воплотившей в себе все эти ипостаси, а лучше Клавунчи, как её как-то особенно, с необычайной любовью и нежностью называет одна из членов этой семьи Нургуль. Клавунча (Клавдия Панкова из Воронежа), простая русская девочка, волею судеб в трёхлетнем возрасте, попавшая в Казахстан, спасаясь от предстоящего нашествия фашисткой нечисти, вместе с шестилетней сестрой Нюрой в 1942 году. Но не будем торопить события, ибо трёхлетняя девочка, испытавшая все «прелести» сиротской доли, оторванная от родных сестры и брата, находясь в Чернорецком и Качирском детских домах, должна была попасть именно в эту семью, чтобы стать тем, кем она стала. Казахи, оценивая людей, говорят – тегіне кара, смотри вглубь, в корень, в истоки. Слово «текті» в глубоком смысле означает благородный. Именно в такую семью попали Нюра и Клава – дочери русского народа, ставшие дочерями казахского народа. По большому счёту они олицетворение и истинное лицо душ наших народов, сохранившие генетическую память своего и впитавшие лучшие качества нашего. Это жизнь, которую стоило прожить, это путь, который стоило пройти, несмотря на все испытания.
Так кто же они? Простая семья, которая своим примером должна учить всех нас быть лучше, чище, честнее и обыкновенно человечнее, для них обыкновенно и просто, а для большинства из нас недостижимо. Они уроженцы Баянаульского района Павлодарской области, дедушка- Смаилов Сапар 1897 года рождения, из рода кожа, упоминаю род, поскольку он имел определённое значение в смысле влияния на судьбу моих героев. Он участник Второй мировой войны, ушёл на фронт добровольцем, награждён медалями: «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга» (ныне Калининград), «За взятие Варшавы», коммунист с 1926 года. В этой связи небольшое отступление от логики моего повествования. Сейчас в современном Казахстане, мы за тридцать лет независимости, пытаемся в оправдание своих ошибок, найти крайнего в лице «проклятых коммунистов», Советского Союза и имперской России. Так вот миллионы таких коммунистов, как Смаилов Сапар, отдавали свои жизни за наше с тобой будущее, за то, чтобы мы смогли созидать на своей земле и создавать своё государство. И именно наши предки, сыны и дочери казахских родов и всех трёх Жузов, поддержав хана Абулхаира на заключение союза с Россией, спасли наш народ от печальной участи Джунгарского государства, уничтоженного и физически, и юридически Китаем. Не нужно питать иллюзий и витать в облаках идеологических простраций о верховенстве Международного гуманитарного права, а также в плену догм религиозных воззрений. Современная история в полной мере даёт ответы на все вопросы. А если вы верующий человек, то понимаете, что всё сущее предопределено Всевышним, следовательно, путь наших предков был предопределён Богом, что же вы не считаете Его крайним? Историю нужно знать и нужно извлекать уроки, а не перекладывать ответственность с себя, именно мы ответственны за свою Родину, уже более тридцати лет «мы сами с усами», а воз и ныне там! Поиски крайнего приведут нас только на окраину цивилизации, поймите же, наконец, господа воинствующие лжепатриоты и любители национальных и расовых фобий. Лучше обратите внимание на таких, как эта семья, о которой я хочу вам рассказать, может быть, что-то ёкнет в душе.
Вернусь к необыкновенной семье в обыкновенной нашей жизни, сколько уроков, сколько добра и вековой, и непреходящей мудрости. Смаилов Сапар работал заготовителем, а затем председателем колхоза Баянаульского, женился на Данкиной Рахиле 1909 года рождения, рассказ о ней непременно вас ждёт в моём повествовании. У них родились двое сыновей Женис и Турсынбай. Женис умер в младенчестве, и они удочерили ребёнка с Баянаульского детского дома, им стала Панкова Нюра, шести лет от роду, русская девочка из Воронежа. Дедушка Сапар часто привозил продукты в детский дом, подкармливал сирот, жили тяжело, голодно и Нюра обратилась сама к нему с просьбой забрать её. Воистину, пути господни неисповедимы, но видимо ребёнок, а они, как известно, подобны ангелам, чувствовал душу и сердце Смаилова Сапара, коль решился на такой шаг по отношению незнакомому человеку. Не откладывая дело в долгий ящик, Сапар и Рахиля удочерили Нюру. Были сомнения, сможет ли Нюра прижиться, усвоить язык, как говорится влиться в семью, но она быстро развеяла сомнения, своей детской непосредственностью и уже через две недели говорила приёмному отцу: «Ай, Сапар, ж ур шай ішейік» (Эй, Сапар, идём пить чай). В начале повествования я уже упоминал, какого рода был Сапар, как известно, род Kожа, род который ведёт свою родословную к потомкам Пророка Мухаммеда и четверым праведным халифам Абу Бакру, Омару, Осману и Али двоюродному брату и зятю Пророка Мухаммеда. Они подразделяются на девять подродов, в зависимости от того, к кому ведут их корни: Аккорган, Корасан, Дуана, Карахан, Сайид (Сеит), Кылауыд, Кереит, Сунак. В казахской степной иерархии их относили к белой кости. И естественно, что в стране победившей Великой Октябрьской революции и отношение к представителям этого рода было отнюдь не доброжелательным. На Сапара и его семью, родственников поступали многочисленные анонимные жалобы и доносы, как говорится, среди людей водятся представители различной «фауны», как же без них. Кстати сказать, десятки тысяч репрессированных наших соотечественников, это тоже результат работы, отнюдь не только центральной власти. Мы сами своими руками и умами «делали эту работу», нужно признавать истину, как бы она не была горька. Но мы сильный народ, мы наследники Великих империй и героических батыров и благородных номадов. Мы наследники тех, для кого не бывает чужого горя, чужого ребёнка, тех, кто в лихую годину спасал сотни тысяч представителей народов СССР от холодной и голодной смерти, делясь последним куском хлеба, мы их наследники.
Мы наследники, таких, как семья Смаилова Сапара, Данкиной Рахили и Клавунчи (Панковой Клавдии). И поэтому будущее было, есть и будет за такими как они и их разноликая, но дружная семья! Спасая свою семью и родственников, мои герои переехали в город Павлодар. Дедушка Сапар реально спас не только свою семью, но и детей своих братьев, Арынова Сагидоллу (Сакана) и Арынова Рахметоллу, которых взял себе на воспитание после смерти братьев. (Когда умрёт бабушка Рахиля, достигнув возраста 104 года, Сакан будет навзрыд рыдать, казалось бы, какие слёзы, человек достиг преклонного возраста, дай Бог каждому, но это плач не от неимоверного горя, это плач как дань уважения и восхищения, это по казахски - жоктау, плач по целой эпохе в жизни, который с собой уносила Человек, Женщина, Мать, Бабушка, после смерти супруга Сапара, ставшая ангелом хранителем не только всей своей семьи, но и двух кланов кожа и козган, и удочерённых ею Нюры и Клавы, и ингушской семьи Беслана). Он перевёз их из Баянаула в Сарышыганак (с\х Калинина) и устроил на работу на жидковскую мельницу к своему русскому другу. Настоящие люди в независимости от национальности протягивали друг другу руку помощи, а некоторые «кровные» единоверцы строчили доносы. Так кто же ближе и роднее? Вопрос вовсе не риторический. Сейчас в современном Казахстане сотни тысяч «наших кровных единоверцев» в угоду так называемого «арабского» понимания ислама готовы и отказываются от своей национальной самоединтичности, другие, войдя в раж от национальной самоисключительности, готовы обвинить во всех своих бедах соседний народ. Так вот, история этой уникальной семьи прямое доказательство того, что они, и те, и другие ошибаются и отрицают во – первых, своего же Бога, во – вторых, высшие гуманистические принципы человечества и идут дорогой в тупик.
Но вернёмся к семье Смаиловых. Нюра подросла, стала искать свою родную сестрёнку Клаву, её нашли и она стала частым гостем в их доме. Чтобы дети были рядом, семья удочерила и Клаву, правда был и сложный период, когда после смерти отца Сапара Смаилова, Нюра посчитав, что матери Рахиле будет тяжело всех тянуть, хотела, чтобы Клава пошла своим путём, на что Рахиля сказала: «Жок, екі казак, екі орыс болып отырамыз» (Так и будем жить, два казаха и двое русских). Сколько душевной силы и мужества в этих словах, это можно было почувствовать, слушая их внука, внучек и правнучек. В атмосфере витала некая неосязаемая сила, и доброта, и простота, я чувствую такие вещи на уровне подсознания, на кончиках своих пальцев, это атмосфера истоков этой семьи, это аура благородства и духа. Так кто же это Данкина Рахиля? Простая женщина из рода козган, уроженка Баянаульского района. Баянаульский район дал миру тысячи славных имён, которыми мы по достоинству гордимся, и одно только их перечисление займёт сотни страниц, о многих из них я написал, о многих запланировал написать, если Всевышний отпустит мне время и вдохновенье, назову лишь несколько имён: Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Султанмахмут Торайгыров, Олжабай и Жасыбай батыры, Шакен Айманов, Машхур Жусип, Жусипбек Аймаутов. И вот вам ещё один бриллиант в этой череде, настоящая бабушка всей Павлодарской области, дожившая до 104 лет, человек несгибаемой воли и духа с нашего «казачьего края». Не могу, не похвалиться, разрешите, пожалуйста. Мои корни из Баянаульского района, я не только вырос в «казачьем краю», мой род Каржас, как и Козган относятся к племени Аргын, моя супруга Ляйля Сагандыковна из рода бабушки Рахили, и я ещё прихожусь ей сватом через их невестку, жену её единственного сына Турсынбая, Гульжаухар , которая, к сожалению, рано ушла из жизни, когда дети Бахытгуль, Нургуль и Багустар были маленькими. Они 1973, 1975 и 1977 года рождения соответственно. Небольшие штрихи, наброски, которые если не отражают сущность вещей, но несут в себе столько, что начинаешь верить в предопределённость происходящих событий. Ведь я, практически находясь рядом с ними, не знал по настоящему эту семью, не имел чести общаться и соприкасаться, приобщиться и испить из их родника. Но такова жизнь и вот, когда я получил по ватсапу сообщение от внука покойной бабушки Рахили и сына моей покойной троюродной тёти о предстоящих похоронах Клавы апай, меня словно пронзило током, я захотел узнать о них, о их семье и меня поразила их история. Я словно живой воды напился, слушая их рассказ в доме, где все они жили, где всё ещё витает дух деда Сапара, бабушки Рахили, Гульжаухар и Турсынбая Сапарова, и бабушки Клавуси, и Нюры. Кстати, Нюра выросла и создала свою семью с Еренгайыпом из Баянаульского района. Сколько судеб и переплетений, которые незримой нитью связывают людей, не взирая на национальную принадлежность, разрез глаз и цвет кожи. В казачьем краю дом большой семьи Зыкрияновых, их глава дедушка Быкия прожил долгую жизнь, был уважаемым человеком, Еренгайып муж Нюры, сын его сестры, здесь же живёт известный бизнесмен Казбек, переехавший из Баянаульского района, его отец Ашкен родной брат Еренгайыпа, он в свою очередь сват моего покойного друга Байсуфинова Кайрата. А сын деда Акпана, друга деда Сапара Валерий Акпанович, с которым я знаком - Валерий Акпанович, как я его называл статный джентльмен, некоторое время работал со мной в сфере бизнеса. Он был действительно джентльмен и в словах, и поступках. А как он пел на казахском, итальянском, французском, русском языках, это незабываемо. Мы часто собирались у меня дома и устаивали прекрасные вечера. Девчата Бахытгуль и Нургуль, вспоминая его, рассказывают, как он заказал Багустару отличный костюм на школьный выпускной из шикарного импортного материала. По тем временам это дорогого стоит, ну чем вам ни джентльмен. Если продолжать, может выйти так, что мы найдём среди нас родственников Панковых из Воронежа, шучу конечно, но если серьёзно, если есть какие-то родственники Нюры и Клавы они уже точно родственники всех казахов, потому что приёмная мама их девочек, бабушка целого казахского, русского и ингушского народа, и это без всякой иронии, она доказала это всей своей долгой жизнью. Но вернёмся к бабушке Рахиле, которая стала матерью не только Нюре и Клаве. Смелая, отчаянно дерзкая Клавуся боялась только одного, расставания с теми, кто стал ей дороже жизни, с теми, кто вернул ей веру, надежду и подарил любовь. У меня навернулись слёзы, повидавший многое в жизни, потерявший в детстве отца, в молодости маму и всех семерых братьев и сестёр, я словно почувствовал то, что чувствовала Клава, всю невыносимую боль и горечь, только от одной мысли, что ей придётся расстаться с самыми дорогими людьми на свете. Но её тревоги были напрасными, ведь она была для Сапаровых родным, близким человеком, и они любили её всем сердцем, по другому эти люди не умели. Впрочем, в семье бабушки не только казахи и русские, она в те непростые времена помогла семье Хашагульгова Дудара, и его сын Беслан стал настоящим другом-братом Турсынбаю. А потом после смерти Турсынбая стал опорой его детям. И уже его дочь Фатима стала родной для семьи Сапаровых, а Клава выкармливала Фатиму с бутылочки. Беслан Дударович умер, а Фатима живёт в Щвейцарии и не прерывает связей со своими родными, которые и ей вернули веру в высшую силу гуманизма, после всех испытаний, выпавших на долю ингушского народа. Беслана Дударовича хоронила ингушская диаспора, а сорок дней и годовщину проводили дети его друга Турсынбая. На похоронах вспоминали бабушку Рахилю, сосед Идрис Мусаевич говорил: «Бабушка Рахиля не только их бабушка, она бабушка всех казахов, русских и ингушей». Разве можно такое забывать, разве не это и есть живительный родник, который питает человеческую душу, будит в ней все наилучшие качества заложенные природой, Всевышним. Почему мы не говорим об этом, почему наши учителя и преподаватели не учат на этих примерах в школах и ВУЗах, почему наши служители культа различных конфессий не говорят об этом в мечетях и храмах? Почему они вместо того, чтобы объединять людей и пропагандировать гуманизм и человеколюбие, неизменно пугают их наказанием Божьим за грехи. Да вот вам семья, они не ангелы, они люди, как сами они говорят, мы простые, обыкновенные люди и они не безгрешны, но да услышит меня Всевышний в них намного больше Бога, чем в тех, кто выставляет напоказ свою приверженность и преданность к Богу. Вы просто оглянитесь вокруг и откройте глаза! Не хочу, чтобы у моего читателя возник образ бабушки Рахили, как образ такого «божьего одуванчика», который только и знает, что жалеть всех окружающих. Нет, это волевая, властная и сильная женщина, а доброта её искренняя, сильная, и идущая из глубины, её благородство настоящее, рыцарское, не слёзно-плаксивое, а решительное. Небольшой пример из жизни её сына Турсынбая, которого в пятнадцатилетнем возрасте бабушка Рахиля отправляет за лошадью, которая нужна была на поминки Сапара Смаилова её мужа. Отправляет в дальнюю дорогу в Алтайский край мальчишку, «кровинушку», в котором она души не чаяла. Потому что она воспитывает мужчину, растит человека достойного своего отца – героя войны. И этот мальчишка на попутных машинах, зимой в мороз, это не нынешняя езда в комфорте и тепле, едет в незнакомый ему край в кузове грузовика. Он приезжает в Каменский район Алтайского края, колхоз «Россия», стучится в первый попавшийся дом на краю села и попадает прямо к председателю колхоза Симонову Семёну Павловичу, к герою Второй мировой войны, разведчику полковой разведки и прямо ему в лоб, мне нужна лошадь на поминки отца. Не знаю, о чём они говорили, потом, возможно, об отце Турсынбая, о войне. Война коснулась и Рахили апы. Во время войны Рахиля апа из матрасов шила стеганые фуфайки и относила на пункт сдачи для отправки на фронт. И когда уже в 2000-х годах ей вручили юбилейную медаль к 9 мая, как труженику тыла, удивленно вопрошала «Откуда они знают что я как могла помогала фронту?» Но самое ценное в ее памяти – не награды, а образы двух младших братьев. Они ушли на войну совсем молодыми и не вернулись. Их портреты в военной форме всегда висели у изголовья ее постели – как напоминание, как боль, что не стирается временем. Продолжим о большой дружбе. Именно с этой встречи начинается великая дружба, между мальчишкой казахом и взрослым русским мужчиной Семёном Павловичем. Турсынбай получит две лошади и сам своим ходом верхом вернётся к родному очагу. И вплоть до самой смерти, они будут как брат и братишка. После смерти Турсынбая в 1989 году связи прервутся, но в 2008 году детей Турсынбая начнут разыскивать через передачу «Жди меня» российского телевидения и состоится неожиданная встреча. В Павлодар приедет Симонов Вечеслав Семёнович с семьёй, полковник ФСБ России, воин – интернационалист (афганец), сын Семёна Павловича, который оставил им завет разыскать детей своего друга Турсынбая Смаилова. Он погостит в Павлодаре неделю, радушно принятый детьми Турсынбая и, выполнив свой долг, восхищённый увиденным и отношением, уедет в Россию. Унося с собой тепло и радушие казахских степей, исполнив завет отца и познавший и повидавший многое в этой жизни, он всё же вновь откроет в людях то, чего часто не хватает нам всем в повседневной суете и бесконечной череде дел - главное, откроет силу добра и дружбы, а память о ней, которая делает всех чище, благороднее и светлее, и всё это останется в его душе.
Но вернёмся вновь к нашей легендарной бабушке Рахиле, потеряв невестку и сына, бабушка Рахиля словно чувствовала смерть сына, ходила сама не своя, это было в 1989 году, Турсынбай уехал по делам в Алтайский край. Ей не решались сообщить чёрную весть, но потом родственники собрались, обратились к соседу мулле Ертаю, и все пришли домой. Она встретила их и сказала: «Ничего не говорите, я всё знаю». И она вновь, как это было после смерти мужа, взвалит на себя груз ответственности за подрастающих внучек и внука и не сломается от непомерного горя и обрушившихся испытаний. Но рядом будет Клава, потому что Нюра, создав свою семью, начнёт свой новый жизненный путь. А Клава откажется выходить замуж и на вопросы, почему не вышла замуж, будет твердить: «Как я оставлю мать, Турсынбай был маленьким, потом вы родились». «Вся её жизнь будет посвящена бабушке и нам» - так говорят девчонки. Действительно, удивительное рядом, а мы порой не замечаем, не обращаем внимание. У меня есть стихотворение и в нём есть такие строки: /Протяни руки к солнцу/ Ладони согреешь/ Тепло передашь/ Человеку другому/. Так вот дедушка Сапар, бабушка Рахиля и Клавунча всю свою жизнь передавали тепло другим людям, которые становились им родными. Соседка Гаухар, которая приехала из Астаны на похороны рассказывает о той душевной теплоте и заботе, которую дарили бабушка Рахиля и Тётя Клава всем окружающим. Клава всегда возле ворот ждала возвращения Гаухар с работы, чтобы накормить её и напоить чаем с баурсаками. Дастархан уже к тому времени был накрыт и он вообще всегда моментально накрывался для всех, кто заходил в этот дом. Да что там соседи, в Павлодар торговать фруктами и овощами приезжали узбеки и неизменно искали дом бабушки Рахили. Приезжали грузины, друзья Турсынбая, привозили в бочках грузинское вино. В те лихие девяностые годы, в годы первичного капитализма, во всех странах постсоветского пространства набирал силу рэкет, это объективная реальность того времени. Но этот рэкет обходил стороной тех, кого принимала у себя дома бабушка Рахиля. Спросите, почему, отвечу: потому что её невозможно было не уважать, но не только поэтому, она бы ответила на любой вызов и дала бы отпор в любой ситуации. Я уже говорил, что бабушка Рахиля, это настоящий рыцарь, только не в доспехах, а в юбке. Настоящее добро всегда имеет кулаки и на него способны только настоящие люди. И большинство людей не забывают добро.
Вот что пишет в социальных сетях под ником Аlegria boss: « Я родилась и выросла на казкрае (это такой район в Павлодаре) Разумеется, мои друзья детства, с которыми мы по сей день ржём, вспоминая всё – казахи. Первые детские влюблённости тоже. Эх, я даже сейчас пишу и улыбаюсь, вспоминая все приколы. С двух лет меня оставляли у нянек соседок, где я гоняла баранов, а потом жевала божественные баурсаки, испечённые тётей Клавой, русской женщиной, которую ещё до войны удочерила казахская семья, так она и живёт с ними до сих пор. Тёте Клава много курила и смешно разговаривала, соединяя русские и казахские слова наполовину, например не «забрал», а «забралды. Печь баурсаки её научила приёмная мать, Рахиля апа. Вкуснее этих баурсаков я никогда нигде не встречала». Простые, обычные идущие от сердца строки, а сколько в них тепла и любви, она словно передаёт это тепло всем тем, кто прочтёт её строки. А вы почувствовали тепло? Это тепло передали руки и сердца бабушки Рахили и Клавы Панковой и оно распространяется благодаря «боссу». Не знаю тебя, но благодарю, всё, что мы отдаём с благодарностью и возвращается дающему.
А Клава умела готовить не только изумительные баурсаки, но и пекла вкуснейший хлеб, варила отменный бешбармак – тоже казахское национальное блюдо и ингушское национальное блюдо – дулхалтум( варёное мясо говядины, галушки, специальный соус и картофель). Она прекрасно разбиралась в казахских национальных традициях, что нужно ложить в подарочный коржын в зависимости от того по какому случаю той, знала какое блюдо, к какому событию готовить, прекрасно разбиралась, когда и как солить мясо, вообще когда, допустим, нужно резать согым, ей достаточно было посмотреть и прощупать руками лошадь и сказать готово ли животное к забою. Соблюдала национальные традиции и первый день айта (казахского национального праздника) после посещения кладбища с нетерпением ждала пока зарежут барана, чтобы всё приготовить и накрыть праздничный дастархан. По хозяйству она была незаменимый помощник бабушки Рахили. Наверное, поэтому все видели её трудолюбие и восхищались ею.
Примеров в жизни этой отдельно взятой семьи было множество. Например, приезжает скорая помощь по вызову и видит русскую женщину в казахской семье и сразу вопрос: кто эта женщина, а не обижают ли её, не эксплуатируют ли и т. д. и тому подобное. Человек начинает видеть не то, что есть на самом деле, а то, что хочет видеть его «возмущённая совесть» и жаждет восстановление справедливости и наказания виновных его «внутренним прокурором». Сколько же было этого в истории человечества, когда в угоду личному эго уязвлённого праведника, людей тысячами отправляли на плаху. Эта семья видела и ещё более страшную вещь, когда благодаря «заботе чиновников» от милосердия, маленьких ещё Бахытгуль, Нургуль и Багустара в целях защиты прав ребёнка хотели отобрать (да, да именно отобрать, словно провести искусственный отбор) и отправить в различные детские дома. Когда буква бюрократической инструкции занесла топор над их судьбой, но слава Всевышнему и Человеку, рядом оказалась совсем ещё молодая Роза, племянница бабушки Рахили, которая оформила и подала документы на опекунство (поскольку бабушке в связи с возрастом не давали право опеки). Тут надо рассказать и еще одном человеке ставшим по настоящему родным человеком в этой большой семье – Куат. Это муж Розы (жезде по-казахски, муж старшей сестры). Когда ему сообщили что детей забирают в детдома, вскрикнул «Как так можно с моими родными?». Тотчас прибежав с работы во всем поддержал свою жену Розу и, они стали опекунами. С тех пор прошел не один десяток лет, и он до сих пор бережно, завернув в газету тех времен, хранит документы об опекунстве. Однажды, в семейном разговоре, Куат вспомнил что уже десять лет как скончалась бабушка. На вопрос «Какая бабушка?» Куат ответил «У меня с этими детьми одна бабушка Рахиля и агатай Турсынбай». Вот еще один яркий пример человеческого сострадания, милицейский чин, кстати, русский по национальности, друг покойного Турсынбая, который председательствовал в комиссии по этим делам. Узнав, что речь идёт о детях Турсынбая, личным авторитетом решил вопрос положительно, не факт, что троих несовершеннолетних детей отдали бы под опекунство 23-х летней девушки. Думаю, это случай, когда помыслы Бога и некоторых людей совпали и время доказало их правоту, семья Смаиловых и Клавунчи имеет достойное продолжение, приятно, не правда ли? Когда торжествует справедливость как высшая ценность и когда это вознаграждается, как-то всем легче дышать. А Клава Панкова будет продолжать свой человеческий и нравственный подвиг, занимаясь со своими внучками, став своего рода триединой, совмещая в себе деда Сапара, бабушку Рахилю. Она была рождена родителями православными христианами, а их Бог, как известно, любит троицу и создал людей по своему образу и подобию. Не знаю, как тебе, уважаемый читатель, но мне думается, в этом есть что-то неуловимое и ускользающее от нашего самосознания, то чего мы ещё не достигли и то, что некоторые в среде людей, возможно, и неосознанно достигают это. Клава Панкова была в определённом смысле таким человеком, помимо всего прочего, она обладала высоким уровнем интеллекта, очень много читала, её отличал математический ум (она в уме умножала трехзначные цифры, по любой календарной дате любого месяца определяла какой это день недели). Как известно из науки о человеке, такие люди обладают отличными аналитическими способностями, особенным сладом ума и возможностями видеть глубже, чем остальные. И мои предположения оправдались, поскольку по рассказам детей тётя Клава исключительно распознавала людей, как говорится, чувствовала их за версту. О людях, которые хотели казаться хорошими и пытались скрыть своё истинное лицо, она говорила словами двух своих народов: «Бунын тегі хреноватый», что в переводе означает, «У него корни гнилые». И видимо, это видение и понимание привели её к тому, что она ещё в советское время приняла ислам. Чтобы совершить такой шаг, нужно настолько глубоко осознавать свою собственную душу и быть до конца откровенным и честным перед собой, что не под силу многим миллионам людей. Уже в наше время обряд принятия Панковой Клавдией ислама повторили. Благодаря помощи муллы Сарсена, тоже нашего парня с казачьего края. (Пишу «парня», а сам думаю, старый ты, дурень, Сарсену за шестьдесят, мне скоро шестьдесят шесть. А душа молода, не хочет признавать года. Как в написанных мною стихах: /Года, года./ Причал, пороги, берега,/Цветение, буйство, холода./ Года, года./ В них новые нюансы бытия/И старой дружбы крепкая рука,/Негромкий смех в размеренной беседе,/Огонь в груди от ощущения родства/ И светлой грусти тихая слеза./ Года, года./). Но вернусь к повествованию о душе. Её состояние легко проверить каждому, просто в совершенном одиночестве и тишине подойдите к большому зеркалу, во весь рост и расскажите самому себе всю правду о себе и оцените это с точки зрения холодного прагматизма, без восторгов и без жалости. И вы тогда поймёте многое, особенно про Бога, есть ли Он вообще в вашей душе и можете ли вы прийти к Нему, другому? Для этого нужно жизнь прожить и пройти определённые испытания, чтобы через такое пройти внутри себя. Это вам ни с детства «обречь детей на поклонение и искупление несовершённых грехов», лишая их настоящего детства, вопреки их внутреннему желанию, в противовес биологического инстинкта и сущностного неприятия оков, каких-то ни было, ни нравственных (которые они могут обрести только в реальной практике жизни), ни естественно прагматических, приобретаемых в повседневной жизни (опыта) и ни божественных, связанных прежде всего с обретением светских знаний, чтобы обретать и терять Бога, прежде всего, в своей душе и прийти к нему осознанно. Не мною сказано, великими мыслителями всех веков и тысячелетий без имана в душе не бывает Бога, а есть иллюзия Всевышнего и личное лицемерие каждого, кто твердит об этом. А это величайший грех в любом вероисповедании, начиная с верования наших предков в Тенгри, идущих из глубины тысячелетий и до самой молодой религии - Ислама. Думайте об этом, мои дорогие читатели.
Я несколько отвлёкся, чуть не перешёл на менторский тон, прошу извинения, но слишком злободневная тема, ненавижу, когда помимо воли у детей забирают детство, якобы прикрываясь Всевышним и Его предопределением. Русская девочка Клава, пройдя нелёгкий жизненный путь, была и есть, и остаётся православной христианкой по крови и достойной дочерью своего народа. Но она смогла достигнуть такой нравственной высоты и стала настоящей казашкой, даже большей, чем многие из нас, она смогла принять жизнь, язык, историю, традиции и обычаи народа своей обретённой семьи - отца Сапара и матери Рахили, она стала матерью и бабушкой их детям и внукам. Более того, она приняла их душевные качества и нравственные ориентиры и совместила их с собственной душой и вышла на уровень, когда мусульманский Бог принял её. Мусульмане, да и христиане поймут, о чём я говорю, если бы Всевышний этого не хотел бы, этого не было бы, но путь должен проделать человек, как известно, дорогу осилит идущий. Казахи говорят, необходимо совершать поступки (амал, арекет), чтобы постигать смыслы и достигать цели, жить жизнью дарованной нам и творить собственную судьбу не ради небесной жизни в раю, а ради людей на Земле. И последние годы своей жизни, часто болея уже, бабушка Клава делала то, чему её научили приёмные родители, то, что вложили ей в душу. С улыбкой и, светлея ликом от своих слов, её родные рассказывали, как однажды, попав в больницу, Клавунча требовала всё время, чтобы приносили побольше еды: фруктов, овощей, сладкого. Дети удивлялись, куда ей столько, но строго выполняли её капризы. И только вовремя выписки из больницы узнали от медсестры, что она подкармливала тех, кому не носили передачи и персонал отделения в том числе. Она ребёнок войны и человек, реально испытавший жизнь, когда каждый кусок хлеба был на счету, словно боялась, что кто-то недоедает и как всегда спешила на помощь. Она и дома не любила, когда ей казалось, что продукты заканчиваются. Она нервничала, суетилась и просила детей непременно заполнить домашние закрома. Я тоже вспомнил свою маму, которая непременно покупала продукты с запасом, хоть и необходимости в этом уже не было. Их научила тяжелая довоенная и послевоенная жизнь, но они запасались продуктами не для того, чтобы прятать их, а чтобы кормить людей, которые приходили к их очагу. В нашем доме тоже не переводились люди, приезжали родственники с аулов, жили дети родственников, учились, работали. Дом всегда гудел, как улей, но всем хватало и еды, и тепла, и места для отдыха. Наши дома дышали, жили, в них была огромная, сердобольная и гостеприимная душа. А сейчас во многих огромных сверкающих хоромах холодно и искусственно, нет атмосферы человечности, всё чисто и великолепно, но оттуда хочется сбежать и более не возвращаться. Я сидел в доме дедушки Сапара и бабушки Рахили, как у себя, и не замечал времени и мне не хотелось уходить. Дети сохранили дух этого уникального и благородного клана, за это им низкий поклон. Последние годы, начиная с 2021 года, бабушка Клава всё чаще болела, время безжалостно и неотвратимо. Она потеряла из-за катаракты один глаз, практически не видела и провела последние годы в окружении и заботе своих родных, самых близких людей. Но и тут бывали курьёзные случаи, часто приходилось вызывать скорую и медики, приезжая, не понимали, кто это бабушка, почему её окружают одни казахи, не обижают ли её, видимо, в их мозгах крутились версии одна страшнее другой. Это злило её, и она отвечала грубо и резко: «Менін уйім, менін балаларым, кет на хрен, кто меня обидит» и отворачивалась к стене, обидевшись на врачей. Бахытгуль (Багустар и Нургуль переехали в Астану) со своими детьми Дариной и Зейне (она называла их, прибавляя букву А, Адарина, Азейне, Абахытгуль) обеспечили ей полный уход и внимание, к ней приезжала, в качестве личного парикмахера, подруга Бахытгуль, Валентина и стригла её, её красиво одевали, в чистые белые колготки, красивые платья различных оттенков и под них платки по цвету. В чистой белоснежной постели, сама с рождения маленькая, а после болезни и в связи с возрастом бабушка Клава была как кукла Барби. В этой связи ещё одна немаловажная деталь, естественно Нургуль приглашала её погостить, пожить в Астане, но она отказывалась под различными предлогами, в частности, давая чисто национальный казахский ответ: «Не собираюсь у куйеу бала(у зятя) дома ночевать, кудай сактасын (спаси бог)». У неё много чисто казахских принципов и поступков, например, она считала свой дом крепостью и часто говорила: «кара шаныракка кара (Думай, где находишься, в главном очаге клана) или Багустара дети - это наши дети, а дети девочек - другие и, как в детстве, она прятала от глаз других всё вкусное для Багустара, теперь его дети были для неё особенными. Она, скорее всего, понимала и принимала то, что так бы поступала её мама Рахиля. Так и есть у казахов, продолжатели рода, это дети сыновей и у них другой статус, естественно, она любила всех, но за этих она несла ответственность как старшая, оставшаяся после смерти бабушки Рахили. Она, как наши бабушки, выходя замуж они становились главными защитниками и хранителями очага рода своего мужа, будучи даже представителями другого рода. Это чисто национальные, идущие из глубин веков традиции нашего народа, впитанные и принятые всей душой маленькой русской девочкой Клавой Панковой. Каково?! Не могу не обратиться к любителям исключительности национальной принадлежности, которые пытаются посеять вражду между двумя, не побоюсь этого слова, великими народами казахским и русским: «Шаныракка кара, ата-бабамыз мындаган жылдар ултшыл болсада, адамды адам деп сыйлады, наданды надан деп багалады. оз ултына кір келтірген жок, баска ултын а;ысын жеп» (Взгляни на родной очаг (Родину), наши предки тысячелетия, будучи патриотами своего народа, оценивали людей по поступкам и не марали честь своего народа, унижая достоинство другого народа). Откройте шире глаза, примеры прямо перед вами, далеко ходить не надо.
Мои штрихи к портрету этой семьи ещё не закончились, думал, завершаю, но вдруг всплыли небольшие детали, показывающие связь поколений и силу их воздействия на окружающих. Дочь Нургуль, Зере пошла в первый класс, и психолог задала ей вопрос о том, какой бы образ пожилого человека она описала. Ответ Зере ошарашил и поставил в тупик психолога, её возможный вывод, был бы неоднозначным и, скорее всего, скомпрометировал бы её познания в области психологии человека, если бы Нургуль не пояснила о чём речь. Ответ был таков: «Одна половина трясётся, но помнит всё, вторая половина ничего не помнит, и у него нет одного глаза». Как оказалось, это весьма краткое иносказательное описание бабушки Клавы и дедушки Беслана, двух близких ей родных человека. Эмоциональное восприятие ребёнка показывает, силу воздействия этих людей на её мышление, она подметила детали, которыми она коротко передала образ. При этом, в этом коротком образе кроется не боль и переживание, а ирония и любовь. Так иронизировать можно по отношению к тем, кого ты искренне любишь и знаешь, что они тебя любят и не обидятся. Она пронесёт их образ по своей жизни, сохранив теплые воспоминания и, не забывая то, чему они её учили. Это уроки, которые ей жизненно необходимы. Последние два года бабушка Клава не вставала без посторонней помощи, но рядом всегда Бахытгуль и её дочери, кормили её с ложечки, позже, как ребёнка, с бутылочки. Она любила, когда Бахытгуль сама готовила завтрак и всегда что-нибудь вкусненькое, была сладкоежкой. Думаю, не стоит говорить о том, какое воспитание и пример для девочек, обыкновенного самопожертвования и простого человеческого подвига, обыкновенных людей, которые обыкновенно соблюдают высшие принципы гуманизма. Акцентирую ваше внимание на слове «обыкновенные», чтобы вы поняли их необыкновенность. А сколько у нас пожилых родителей при живых детях сданы в дома престарелых? Я впервые, когда завозил помощь в один из таких домов, собственными глазами увидел, что там много казахов, это было для нас когда-то неприемлемо, это когда-то был нонсенс, это вызывало бурю гнева в обществе по отношению к таким детям. А сейчас мы слышим в открытую, как дети якобы верующие в Бога, называют жизнь своих дедушек и бабушек, отцов и матерей харамом и таких немало. Разве я говорю неправду? Поразмышляйте, разве жизнь семьи дедушки Сапара коммуниста и героя и бабушки Рахили есть харам? Если вы так считаете, то тогда сами вы - харам, неправильно понимающий Бога и, не имея знаний, толкующие святую Книгу Коран. Я пишу это, чтобы слышали и знали, мы казахи не сдадим вам память и наследие наших предков, не сдадим жизнь и память о таких, как семья из Павлодара. Вот в них и есть настоящий Бог! Да, жизнь человеческая не вечна, она конечна и в этом её прелесть и вкус, ибо то, что постоянно и неизменно, это как болото со временем становится зловонно и мерзко. Конечность жизни ни основание для того, чтобы отказываться от красок жизни этого мира, который нам подарил Всевышний. Он его подарил нам не для того, чтобы мы отказались от его вкусов и цветов и обрекли себя на вечные мольбы и стенания и ожидания жизни в загробном мире. Да, наши близкие и родные будут уходить и порой раньше срока, но они продолжают жить в нас, в нашей памяти, так будем же достойны их. В завершении своего несколько эмоционального повествования, а впрочем, почему бы и нет. Ведь эмоции от общения с частичкой жизни этих людей, реальный катализатор прекрасных порывов души, которые есть у любого человека. Чаще смотрите на звёзды и вспоминайте своих ушедших родных и друзей, на небе не звёзды, на небе светятся их души, освещая наш земной путь, и когда мы вершим хорошие дела, они начинают светит ярче. Не верите? Проверьте, я проверял и это действительно так, когда твоя душа загорается от хороших дел, звёзды светят ярче, в унисон тебе. Завершая свой разговор с уникальной, душевной семьёй, живущей обычной жизнью и просто и обыденно творящей необыкновенное добро, хочется быть похожими на них. А в память о дедушке Сапаре, бабушке Рахиле, о Нюре и Беслане, о Клаве, нет лучше Клавунче хочу привести свои стихи – «Звёзды»: /Когда родители уходят, взлетают светлячки,/ Они мерцают и уносят огонь твоей души,/ На небесах они зажгут с любовью огоньки,/ Сердца детей согреют, осветят их в пути./ Когда родные вдруг уходят, взлетают мотыльки,/ Они порхают и уносят все детские мечты,/ Они к тебе вернуться как ангелы любви/ И мило улыбнуться, живи за всех живи./ Когда друзья уходят взлетают соловьи,/ Они взмывают и уносят беспечные деньки,/ А утром ты проснёшься, от трели соловья,/Души твоей коснётся, друзей твоих душа./ Когда то все уходят,| Взгляни на небеса,/ Ведь звёзды в небе светят,/ Для нас, не для себя./
Постскриптум. Для бабушки Рахили важно было не только прокормить и вырастить детей, ей важно было дать им образование. Почему-то тогда наши родители, не имея высшего образования, стремились дать образование нам, потому что понимали, что за образованными потомками будущее. Я вспоминаю маму, которая после смерти отца одна поднимала семью и стремилась дать всем хорошее образование. Звучавший когда-то лозунг: Знание – сила, отражает истину. Важен не диплом, важны знания, которые мы получаем, начиная со школьной скамьи и до высшего образования и в реальной жизни применяем. Знания дают нравственные основы, которые укореняются в нас, благодаря примерам наших отцов и матерей, наших родных и близких.
Итак, Бахытгуль – экономист бухгалтер, магистр экономических наук и её семья: супруг Даулет, и дочери Дарина и Зейне.
Нургуль – психолог, магистр психологических наук, предприниматель, и её семья: супруг Амангельды, предприниматель и дочери Мерейли и Зере.
Багустар - кандидат исторических наук, доцент и его семья супруга Асель и дочери Дамет, Жания и Сания. Думаю, дальнейшие комментарии излишни, неизменно то, что они передадут своим детям и внукам не только знания и опыт, но и то, что им передал интернациональный клан Смаилова Сапара и Данкиной Рахили – благородность духа и доброту. Багустар был в командировке, но успел приехать и попрощаться, утешив любящую его душу. Она умирала с именем Аллаха на устах. На вопрос: «Клавунча, что для тебя счастье, ни ходишь, плохо слышишь, не видишь? Она отвечала: Я очень счастливый человек, вы у меня есть, я слышу ваши голоса!». Возможно, моё повествование откроет глаза некоторым людям, и они поймут своё предназначение в этой жизни. Ведь пример действительно уникальный, как бриллиант высшей огранки со своими уникальными вкраплениями. А так это просто обыкновенные люди, как говорят они сами, нужно только увидеть необыкновенное в обыденном. За сим прощаюсь с тобой, мой дорогой читатель, пытался передать тебе то тепло и доброту, которую получил от общения с этой семьёй, надеюсь, получилось.
Свидетельство о публикации №225032300367
Совсем недавно узнала, что в Казахстане один бизнесмен купил и подарил 100 квартир своим сотрудникам, которые не имели жилья, и именно тем, кто действительно нуждался. Он вообще никому не хотел об этом говорить, но его жена настояла и распространила в интернете этот факт, - чтобы другие бизнесмены взяли это в пример. Я поразилась! Ведь обычно богатые люди, становясь ещё богаче, тратят свои деньги на ещё бОльшую роскошь (как Пугачёва и подобные ей!), - хотя могли бы осчастливить столько людей!..
Инна Люлько 03.06.2025 14:47 Заявить о нарушении