Мысли на заметку. 9 октября 2022 года

       [...].

       Позавтракал яичницей и сразу выполз на участок. И стал думать о понятии «существовать». Человек меряет всё по себе: существует всё, что я вижу, слышу, чувствую, ощущаю. У меня есть тело, значит, существуют другие тела, существует «тело», «вещь», «предмет». Хотя потом человек узнаёт, что это не так уж однозначно, всё эти «тела» и «предметы» только для нас что-то, а для нейтрино, например, они такая же пустота.

       Так что же тогда это значит — существовать? Если по себе мерят, то существует только то, что сознаёт, как и я, своё существование. Тело это или не тело, душа или не душа, мысль это или не мысль. (Хотя Декарт считал, что именно мысль определяет существование.)
       _________________

       [...] день замечательный. Берёза буреет и желтеет на глазах. Идёт осень.
       _________________

       [...].

       Всё думалось о существовании Бога. Что означает «существование» Бога? Ведь не то же, что у него есть тело, не то, что он мыслит, не то, что он чувствует, даже не то, что он себя сознаёт. А что же? Что позволяет человеку утверждать, что Бог «существует»? И у меня другого ответа нет, как только тот, что у него есть волеизъявление, которое человек чувствует повсюду, даже в себе.
Человек знает своё волеизъявление, свою волю, а видит «волю» довлеющую, всепоглощающую. «Это ты, Господи, наполняющий собою весь мир». Существование мира как волеизъявление Бога.

       Примечательно, что Иисус ознаменовал своим появлением новое отношение к Богу. До него «Бог» это была воля, воле человека противостоящая, а он открыл, что это не так, что это так воспринимается человеком, а на самом деле человек тоже проявление той же «божьей воли». Иисус передал это метафорично притчей о сыновности человека Богу.

       Иисус осознал, что внутри Бога больше, чем снаружи, и изнутри Бог «ближе». Что означает осознание человеком своей «сыновности» Богу? «Бог не на небе, Бог во мне. Не Бог мне враждебен и чужд, а мир, в котором я живу.»

       А Олимпийские боги были именно враждебны и чужды, их надо было постоянно задабривать, приносить им жертву.

       Это кажется странным, но и до сегодняшнего дня такое отношение к Богу распространено среди людей, хотя Иисус жил 2 000 лет назад.

       Пришвин приходит к Богу, судя по его дневникам, но это Бог для него внешний, чужой. Пришвин чужд Иисусу, хотя и молится Иисусу Христу. Моё понимание Бога противоречит пришвинскому, а толстовскому не противоречит.


Рецензии