Командировки в Союз

Мои командировки

Знаете, что такое командировка? Нет, это не когда начальство отсылает вас подальше, чтобы отдохнуть от вас на пару недель. Это когда вы отправляетесь в далекие края, чтобы там, на другом конце света, с серьезным лицом делать вид, что выполняете важное поручение. В Советском Союзе, помните, какая у нас была страна? Огромная, без границ. И вот так вот, в один прекрасный день, ты понимаешь, что твоя жизнь теперь – это чемодан, дорога и новый город на карте, который надо обязательно покорить, как какой-нибудь Магеллан.

Моя первая командировка... Ох, не забыть её никогда. Завод, значит, посылает меня в Западную Украину, в Тернополь. Думаете, там я должен был какие-нибудь важные дела делать? А вот и нет! Послали меня картошку собирать. Вот такая "честь" выпала молодому специалисту. Дали мне командировочное удостоверение, суточные на месяц, и вперёд – к месту сбора на платформе в районе Сортировки. Утро, жара, техники всякой навалили, вагоны загружают, грузовики, автокраны… И мы, такие герои в последнем вагоне – шоферы и грузчики, собираемся в путь-дорогу.

Ехали мы трое суток, как в каком-то поезде-призраке, который медленно тащится по рельсам и кланяется каждому столбу на пути. Но, как говорится, всё имеет свой конец, и мы, наконец, прибыли. Меня прикрепили к водителю автокрана. Что мы делали?

Да грузили картошку в вагоны, отправляли её в Харьков. Всё вроде бы шло нормально, пока работы хватало. А как загрузили все вагоны, чтобы не сидеть без дела, начали разгружать и другие вагоны. И тут я быстро сообразил: если делать всё по-умному, можно ещё и заработать.

Тут у нас с местными ребятами такой бизнес пошел: берешь сетки с картошкой, выгружаешь, загружаешь – и, глядишь, тебе за это платят. Неофициально, конечно, так сказать, "в темную". Деньги из рук в руки, налом, без всяких налогов. Учет? Какой учет? Всё на глазок. Но ребята часто теряли свои кровные – бардак в учете был страшный.

Вот тут-то я и предложил: "Ребят, а давайте упрощать? Найдите где-нибудь весы нормальные!" Ну, пацаны, они ж у нас ушлые – весы нашли, девчонка-учетчица начала всё записывать по-новому. И что вы думаете? Доходы сразу удвоились! Прям революция, а не командировка.

Правда, не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. Я, видите ли, вернулся домой раньше срока. Взяли у меня командировочное удостоверение и сказали: "Э, друг, ты тут что-то недосидел!" Ну и всё, вычли из моего аванса за то, что вернулся раньше. Так я и остался почти месяц без копейки в кармане. Весело было, конечно.

Но зато опыт получил на всю жизнь, первый и незабываемый.
После той картофельной эпопеи я, наконец, дорос до настоящей командировки – уже в роли представителя завода. Как говорится, "повысили в звании", и отправили меня в саму Одессу. Звучит солидно, правда? Представитель завода, ничего себе! А задача у меня была простая: найти магазин, куда отправили наши магнитофоны, разобраться, что с ними не так, починить их или, в крайнем случае, оформить возврат. На заводе, конечно, возврат не любили, так что мой путь был предопределён.

А путь в Одессу начинался с Харьковского аэропорта. Тут мне подфартило: в аэропорту работала сестра моего одноклассника, Таня Червякова. С билетами проблем не было, всё порешала. Но вот сборы... Тут у меня начались настоящие муки выбора. Что брать с собой в командировку? Ведь брать надо с умом, потому что запчасти в Одессе взять негде, а чинить-то надо.
Я, значит, начал собирать свой ремонтный портфель.

Платы, двигатели, резисторы, транзисторы – всё туда накидал. А паяльников аж два взял – мало ли, один сломается! Пассатижи, кусачки, припой, канифоль, и – внимание! – молоток. "А вдруг пригодится," – подумал я. В общем, набрал всего так, что портфель стал неподъёмным. Тащил его, проклиная свою дальновидность. И как оказалось – зря. Потом я понял: не в запчастях сила, а в голове и руках.

Уже в следующих поездках брал с собой только паяльник, припой и пинцет. Но это был первый раз, а первый блин, как известно, комом.
Приехал я в Одессу, нашёл этот злополучный магазин, а там на меня смотрят, как на спасителя. Достал я свои инструменты, и начался ремонт  магнитофонов. Починил всё, что мог, но один аппарат всё-таки пришлось отправить назад на завод. Ну, что поделаешь – не волшебник, хотя все на заводе этого очень хотели, особенно начальство.

А вообще, командировки были весьма интересным делом. Выписывали их обычно на 10 дней, но бывало и по-другому. Всё зависело от количества городов, куда надо было съездить, и от того, сколько брака найдётся в торговых магазинах. Но знаете, у нас в каждой командировке включался так называемый "человеческий фактор". Мы, командировочные, народ ушлый, всегда старались найти, где можно выгоду извлечь.

Вот, например, с авансами – деньги на проезд, гостиницы и, конечно, суточные, от 2,60 до 3,40 рублей. И тут наши "химики" начинали творить чудеса. Учились быстро – что с билетами делать, как командировочные документы оформлять. Главная фишка – ставьте отметку на командировке где угодно, хоть в аптеке, лишь бы печать была видна и город читался. А с билетами вообще цирк был. Например, в авиационных билетах, где дата вручную заполнялась, можно было легко исправить 3 на 8 или 4 на 9.

Раз – и вот вам дополнительные дни в командировке!
Конечно, были случаи, когда нас ловили за руку. Но тут включался план "Б" – порвать бумаги и все дела. "Подсчет по жесткому тарифу," – говорили, и никаких бумаг уже не нужно. Правда, такие случаи были редкими и обсуждались скорее как забавные анекдоты из жизни командировочных.

Одесса стала началом моих путешествий по великой стране под названием Советский Союз. И что самое интересное, с каждым городом, с каждой поездкой были связаны свои воспоминания. Москва, Ленинград, Рига, Таллин, Новосибирск, Якутск… Где только не побывал, и каждый раз возвращался с новым багажом опыта и историй. Но это уже другая история…

Знаете, как говорится, одна командировка — это просто командировка, а когда их у тебя за плечами десяток, это уже целая жизнь. Вот и я начал по полной программе обкатывать нашу бескрайнюю страну. Одесса была лишь стартом, а дальше — как по накатанной: Николаев, Кишинёв, Рига, Таллин... Пошло-поехало, и не успел я оглянуться, как с завода меня то и дело по разным уголкам Советского Союза разбрасывало.

Помню одну из своих любимых командировок — это когда мне впервые довелось полетать на "аэробусе". Самолёты у нас тогда были разные, но Ил-86 — это вам не просто самолёт, а целая воздушная вагон с крыльями. Вот представьте себе, сижу я в кресле, вокруг всё такое новенькое, блестящее. Стюардессы улыбчивые, как с картинки. А я-то, хоть и городской, но до этого на таких только по телевизору смотрел. Но это был только старт, потому что в тот раз мне пришлось сменить несколько самолётов. От огромного Ил-86 до какого-то малюсенького Ан-2, где сидишь рядом с посылками, как в каком-то "кукурузнике" на колёсах.

И так заносило меня по всему Союзу, по воле начальства гарантийной мастерской. Один раз отправили в поселок Батагай, это за полярным кругом, где, как говорится, медведи на людей не бросаются, потому что людей-то там практически и нет. Полёт туда – это отдельный эпос. Сначала из Харькова до Москвы, потом автобусом в Домодедово, оттуда в Якутск с промежуточной остоновкой в Новосибирске.

А в Якутске пересел на местные авиалинии, и на АН-24 – вперёд, за полярный круг, там где  вечна мерзлота и воздух -50 ниже нуля. Помню, сидел я на тюках с посылками, и только и думал: "Вот так работёнка!" А ведь там ещё и разница с Москвой по времени — 8 часов. Прилетел в ночь, а там день белый. Сходишь с самолёта, вроде как день, а на самом деле у тебя уже глубокая ночь в голове.

Конечно, не все командировки были такими экстремальными. Часто отправляли в более привычные места – Москва, Ленинград, но и там было чем заняться. Всегда найдётся что-то, что не так работает, а люди ждут, чтобы кто-то, как я, всё починил и наладил.

Но самым трудным в командировках было не починить технику, а достать билеты. Летом это была просто катастрофа. Свободных билетов нет, и хоть ты тресни. Ну и начиналась тогда "народная дипломатия". Кто-то через знакомых проводников билеты доставал, кто-то через кассиров в аэропорту. А меня спасала та самая волшебная бумажка — приказ №58, которая давала право на приоритетное приобретение билетов. Правда, в очереди на кассу с этой бумажкой не особо разгонишься, и приходилось буквально локтями дорогу себе прокладывать.

Вот такие у нас командировочные будни были. Интересные, полные приключений, и порой совсем не такие, как в тех самых справочниках, где командировка – это просто рабочая поездка. Нет уж, у нас это была целая жизнь, полная своих хитростей, встреч с новыми людьми, и, конечно, бесконечных историй, которые потом рассказывали за рюмкой чая.

Каждая командировка — это как новая глава в книге жизни. Не знаешь, что тебя ждёт за поворотом, но всегда есть ощущение, что будет что-то интересное. Вот, например, однажды меня отправили в Иркутск. Думал, командировка как командировка: поехал, починил, вернулся. Но где там!

Прилетаю, значит, на место, и сразу вижу, что город совершенно другой, не похожий ни на что, что я видел раньше. Встречают меня в аэропорту коллеги из местного филиала. Гостеприимные ребята, с ходу предлагают «культурную программу» — мол, как человек из Харькова, ты обязан увидеть наше Байкальское чудо. А я что? Думаю: работы навалом, а ребята-то правы — такой шанс выпадет не скоро.
Вот и повезли меня на Байкал. Подъезжаем, а там красота такая, что дух захватывает! Лед на озере — как зеркало, леса вокруг — как на картинке.

Погуляли, надышались свежим воздухом, а вечером меня в баню пригласили. Ну, я, как настоящий харьковский парень, думаю: да что в бане сложного? Но когда они мне сказали, что это баня по-иркутски, я насторожился. Оказалось, не зря.
Захожу в баню, там уже жар — как в аду. Я привык к нашей, харьковской: парку поддашь, полежишь на полке, и норм.

А тут мне сразу веник в руки и говорят: «Давай, по-нашему!» Ну, я что, беру веник, начинаю работать, а потом чувствую, что не просто жарко, а как будто тебя кто-то сковородкой по голове ударил. Думаю: вот это да, настоящая иркутская баня!

В общем, выхожу я после этой процедуры на улицу, а там снег лежит. Ну и давай я, как они меня учили, — в снег, с головы до ног. Ощущение такое, что ты сейчас заново родился. И это только начало поездки!

На следующий день пошёл работать, и всё вроде как обычно — чиню технику, консультирую ребят. Но Иркутск так просто не отпускает. Там люди особенные, сразу чувствуешь, что не на севере ты, и не на востоке, а где-то между, где жизнь течёт по своим законам. По ходу работы даже успел заехать на местный рынок, посмотреть, чем там торгуют. Купил сувениров, попробовал местных деликатесов, и снова за дело.

Когда командировка закончилась, коллеги в Иркутске предложили ещё разок на Байкал сгонять, но я отказался. Как ни крути, а работа есть работа, и её надо делать. Собрал свои инструменты, попрощался с ребятами и отправился обратно в Харьков. А по пути ещё думал: «Вот бы все командировки такими были!»
Так и жил: от командировки к командировке, от одного приключения к другому. И пусть они были разные, каждое из них добавляло свою краску в мою жизнь. И сейчас, когда вспоминаю, как всё это было, понимаю, что именно такие моменты и делают жизнь интересной. Ведь, как говорят, главное не работа, а люди и места, которые встречаешь на этом пути.

Следующая командировка оказалась в Нарве. Город, конечно, интересный — такой ветреный, хоть и июль на дворе, суровый, с историей, но что-то не задалось с самого начала. Только я приехал, сразу понял: погода тут не шутит. Ветер такой, что аж уши закладывает, а я, как на грех, кепку дома забыл. Иду, значит, по улице, головой верчу — где бы чего тёпленькое на голову натянуть.

Захожу в первый попавшийся магазин, и тут же вижу кепку: простая такая, серенькая, без наворотов. Ну, думаю, мне как раз подойдёт — в командировке и так не до моды. Покупаю, надеваю и понимаю, что эта кепка, как ни странно, стала моим лучшим приобретением за всё время. Она, как оказалось, спасала меня от всех ветров Нарвы, а потом ещё и в других поездках пригождалась.

Работа в Нарве пошла как по маслу. Магазин, куда меня направили, оказался небольшой, всего несколько магнитофонов на диагностику. Починил всё быстро, так что оставалось ещё пару дней на то, чтобы город посмотреть.

А тут ребята из магазина, в котором я работал, предложили поехать на экскурсию в замок Нарвский. К тому же был праздник "Ивана-Купала", по улицам ходила молодежь через одного с венками на головах. Объяснили что венки одевают на тех, чью имя Ян или Иванко. Я-то человек простой замок, так замок. Да и  отказать было неудобно, и я согласился. Пришли мы к этому замку, а он на границе с Эстонией стоит, прямо напротив Ивангорода. Сначала вроде ничего, осматриваю крепостные стены, слушаю гида, как и положено. А потом нас ведут в подземелье — говорят, раньше здесь тайные ходы были, чуть ли не до самой Эстонии. Спускаемся туда, и вот тут начинается самое интересное.

Темень, сырость, и только фонарик у гида. Идём, я впереди, а за мной народ тянется. Вдруг чувствую, что под ногами что-то хрустнуло. Я остановился, фонарик опустил, а там… череп старинный! Ну, думаю, всё, приключение начинается. Но гид спокойно так говорит: "Да не переживайте, это здесь часто бывает. История, понимаете ли, богатая". Ну и правда, что тут переживать — пошли дальше, как ни в чём не бывало.

После замка ребята меня в финскую баню позвали, мол, у нас это тоже дело серьёзное. Я уж после Иркутска думал, что хуже не будет, но тут всё оказалось куда проще: нормальная, человеческая баня. Посидели, попарились, а потом к костру вышли — у них, оказывается, традиция такая, на Ивана-Купала костры жечь по улице, сидеть у костра, чай попить да байки травить. Вот и я, греясь у костра, рассказал им пару историй из своих командировок, посмеялись от души.

Покидал Нарву я с лёгким сердцем. Работу сделал, город посмотрел, даже новые друзья завел. И кепка эта, нарвская, так со мной потом ещё не одну командировку прошла.

Вот так и живёшь — из одного города в другой, из одного приключения в другое. А потом, сидишь дома, с друзьями, рассказываешь, как в Нарве в подземелье череп нашёл или как на Байкале снегом обтирался после бани. А они слушают и удивляются: «Как же тебе везёт на такие истории!». Да я и сам не понимаю, как
это всё получается, просто живу и делаю свою работу. А истории сами находят меня.

После Нарвы, думал, что меня уже ничем не удивишь. Но не тут-то было. Очередная командировка забросила меня в Ереван. Ну, Ереван так Ереван — а что, город славный, да и коньяк у них что надо. Вроде бы еду туда как всегда: ремонтировать, проверять, инструктаж проводить. Взял с собой всё по стандарту: паяльник, припой, пинцет, и, конечно, тестер — как же без него. Не заладилось, так это поездка с самого начала.

Приезжаю на вокзал, смотрю на свой поезд, а там — как в лучших традициях наших железных дорог — вагон не тот, что в билете указан. Ну, думаю, ладно, бывает. Захожу, нахожу своё место, а там уже парни сидят, весело так беседуют на своём, на армянском. Я поздоровался, они тут же радушно места подвинули, пригласили присесть. Так вот с ними и доехали — то анекдот расскажут, то про родные края поговорят. Короче, до Еревана доехал как будто с друзьями детства.

А в Ереване меня уже ждали. Зашёл в магазин, где оборудование ремонтировать надо, а там вместо приветствия — сразу за стол усадили. Хлеб, соль, и коньяк на столе. «Эх, думаю, рабочий день начинается!» Ну, как водится, сдержанно выпил за встречу, за сотрудничество, а потом к делу.

Работа пошла, что называется, по накатанной: несколько магнитофонов сразу удалось оживить. А потом подбросили аппарат не наш, не заводской, типа ты мастер ты сможешь. Но техника упёрлась — ни в какую не хотела включаться. Крутил я его и так и этак, а он, зараза, молчит. Ну, думаю, всё, не гоже так ославится в глазах продавцов, а это, сами понимаете, как нож по сердцу. А тут еще и местные стоят и смотря, что я делаю. И что мне осталось, как собраться - "Эх, Сергей, думаю тут главное не руками, а головой работать". Ну, кто бы спорил.

И пошло все как по маслу, поборол тот аппарат к все общему восторгу зрителей. После работы зав отделом радиотехники предложили поехать в к ниму в гости. Я, колебался, но когда он сказали , что  шашлычок захватим, не раздумывал ни секунды. Поехали, шашлыки жарили, коньячок пили, в горы любовались. А потом и в монастырь зашли — место, конечно, удивительное, прямо в скале высечено. История там чувствуется в каждой детали, каждая стена что-то помнит.

Вечером сидели у костра, и один из ребят говорит: "Знаешь, у нас тут есть традиция: когда друг приезжает издалека, ему дарят что-то на память. Вот тебе от нас — кинжал". Да-да, самый настоящий армянский кинжал! Такой красивый, с орнаментом, рукоять резная, блестит на солнце. Я его как взял в руки, так и почувствовал: вот это вещь, с такой в любой командировке не пропадёшь., Но я отказался — в самолет не пустят это же холодное оружие. Что бы не обидеть дарившего, я предложил заменить на хорошую бутылку коньяку, на том и порешили.
Уезжал из Еревана я, конечно, не налегке. Вместо привычного паяльника и припоя, в сумке лежал бутылка фирменного коньяку, а в голове — куча новых впечатлений.

Каждый раз, когда друзья спрашивают, как поездка, я, поднимая рюмку того же коньяка, отвечаю: "Ну, что сказать, ребята? Хорошо командировочные дни прошли, по-армянски!"

Вот так и живу: из одной истории в другую, из одного города в следующий. И в каждом месте что-то новое, удивительное, такое, о чём потом долго рассказывать можно. А друзья слушают, смеются и только разводят руками: "Да, везёт же тебе на приключения!". А я думаю — да не везёт, просто надо везде своим быть, тогда и жизнь вокруг тебя сама интересной станет.

Моя следующая командировка, как водится, тоже была не без приключений. На этот раз — в далекий Магнитогорск. Место суровое, но людей там живёт гостеприимных. А как иначе, если зима там по полгода, да такая, что только в валенках ходить и можно? Но обо всем по порядку.

Началось всё с того, что прилетаю я в Челябинск, а оттуда — поездом до Магнитогорска. Казалось бы, маршрут простой, но как только я на перрон вышел, понял, что снова приключения не за горами. Приехал, значит, в разгар метели, видимости ноль. Стою на платформе, кругом сугробы, и только ветер завывает.

Вокзал рядом, конечно, но как туда дойти — вопрос, потому что ноги утопают в снегу по колено.

Ну, думаю, делать нечего, надо двигаться. Иду себе, осторожно, чтоб не навернуться, и вдруг вижу: мужик мне навстречу, по виду местный. «Здорово!» — кричу ему, — «Куда здесь идти-то?» А он мне в ответ: «Куда надо, туда и иди!» Я стою, чешу затылок, а мужик ржёт, смотрит на меня и говорит: «Ты, парень, не суетись, здесь такие морозы, что если не с местными держаться, заблудишься к чёртовой бабушке. Давай, я тебе дорогу покажу». Вот так и познакомились.

Завёл он меня в местную столовку, сразу предложил чайку с баранками. Сидим, пьём, он рассказывает, как здесь живут, да как зима до полугода длится. Вижу — мужик простой, но дело своё знает. «Что ж ты, — спрашиваю, — не дома в такую погоду?» А он говорит: «Да какой там дома, на работу надо. Только вот техника вечно подводит, вот и ищем, кто починить может». Тут я понял, что приехал как раз кстати.

Пришёл на завод, где оргтехнику чинить надо было. Показали мне, что к чему, а там — токарные станки с ЧПУ.  Целый участок таких станкои и все мертвые. В общем, работы — не початый край. Для начало надо обучить станки и записать программу на карточный носитель. Встал за станок , сделал деталь, все свои действия со станка-лидера записал. Далее дело техники — записанную программу запустить на других станках. И дело пошло.

Первый день прошёл в суете. Сначала с одним станком разобрался, потом со вторым. Местные мужики смотрят, как я лихо управляюсь, и не верят: «Откуда ты такой взялся?» А я им улыбаюсь: «Да оттуда же, откуда и морозы ваши. В Харькове тоже не жарко бывает». Шутки шутками, а к вечеру удалось половину техники на ноги поставить. Мужики быстро подхватили методу и применили ко всем станкам. Участок заработал.

На следующий день приехали за мной с утра пораньше: в местный музей затащить решили. Мол, нечего тебе тут без дела маяться, всё равно ещё пару дней в запасе есть. Соглашаюсь, а сам думаю: «Ну, куда ещё вас судьба занесёт?» Приехали мы в этот музей, а там — история Магнитки с самого начала, с углём, сталью и прочими делами. Посмотрел, поразился, какой труд сюда вложен.
Вечером, когда работа закончена была, пригласили меня местные на «баньку».

Залезли в сруб, на полок сели, давай париться. И тут-то я понял, что это у них не просто баня — это целая философия жизни. Они парятся, шутят, вспоминают, как в армии служили, а потом один из мужиков говорит: «Ты, брат, не думай, что мы тут только паримся. У нас тут традиция есть — после бани прыгнуть в снег голышом!». Я, конечно, сначала оторопел, но куда деваться — пришлось прыгать.

Тут же вспоминал поездка в Иркутск.
На следующий день перед отъездом, как водится, собрались за столом. Хлеб, соль, да водочка на посошок . Подняли тост за мою работу, да за дружбу, и один из мужиков вдруг говорит: «Ну что, подарочек тебе, товарищ командировочный». И вручает мне кусок железа — по виду непримечательный, но как оказалось, это местный оберег. «Носи, говорит, с собой, от сглаза убережёт!» Ну, думаю, нельзя отказываться, взял, поблагодарил, в жизни все пригодится.

Вот так и закончилась моя командировка в Магнитогорск. С морозом, баней, да добрыми людьми. Уезжал с чувством выполненного долга, а в кармане — оберег, который потом не раз меня выручал. И снова в путь, на новые приключения, да с доброй памятью о людях, которые умеют жить, несмотря на морозы и метели.

Одним из самых запоминающихся аспектов моих командировок было умение адаптироваться и находить выход из любых ситуаций. Это ведь как: выезжаешь из дома с чемоданом, набитым всем, что, как тебе кажется, пригодится, а в итоге половина вещей оказывается бесполезной, зато нужное всегда забывается. Вот как, например, в одной из поездок я забыл дома все свои инструменты. Представляете?

Приехал в незнакомый город, а у меня нет ни паяльника, ни пассатижей. Сначала, конечно, паника, потом злость на себя, ну а затем уже включается смекалка и начинается импровизация.

И вот, вспомнив, как во дворе когда-то из подручных материалов делал "шедевры" радиотехники, я решил, что надо действовать по принципу: "Что не можешь изменить — используй". Пошел на местный рынок и нашел себе новый инструментальный арсенал, конечно, не такой, как на столе в моей гарантийке, но ведь главное — подход. На удивление, все нужное нашел в два счета, и на работу это никак не повлияло, а вот самоуважение только выросло. Скажем так, первая командировка научила меня, что в сумке может и не быть всего, а вот голова всегда должна быть на месте!

Кстати, с билетами в те времена были сплошные приключения. Представьте себе: лето, жара, народ рвется в отпуска, а ты с командировочным удостоверением и справкой о приоритете на покупку билета стоишь в очереди. Вроде и бумажка у тебя с номером приказа, а в кассе на тебя смотрят как на надоедливого кузнечика.

Начинаешь продираться сквозь очередь, объяснять, что дело важное, государственное, а тебе в ответ: "Все важные тут". Но как-то выкручивались, находили подходы, договаривались с кассиршами, с проводниками — жизнь ведь не стояла на месте, и рейсы ждать не могли.

А помните, как мы тогда "химичили" с командировочными документами? Знаю, не по уставу, но все же! Подделывали даты, чтобы добавить себе лишних пару дней к командировке и, соответственно, к зарплате. Особенно хорошо работало, если дата состояла из таких чисел, которые легко было "докрутить" — например, тройку на восьмерку или единичку на четверку. Ну, а что? Времена были такие — выкручивались как могли.

В общем, командировки стали для меня настоящей школой жизни. Они научили меня не только профессиональным навыкам, но и житейской мудрости, которой в учебниках не найдешь. Каждая поездка была своего рода испытанием, но всегда с ноткой юмора и креативности. Пожалуй, в этом и был весь вкус тех дней — в умении находить радость и выход даже из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

В командировках я побывал в самых разных уголках Советского Союза — от теплого юга до холодного севера. Список городов, которые я объездил, впечатляет: Одесса, Николаев, Кишинев, Рига, Таллин, Вильнюс, Ленинград, Нарва, Мурманск, Москва, Иваново, Томск, Омск, Новосибирск, Магнитогорск, Иркутск, Свердловск, Набережные Челны, Ижевск, Якутск, Ереван, Тбилиси, Баку, Степанакерт, поселок Батагай за полярным кругом — вот такие координаты я заполнил на своей командировочной карте.

Каждый город оставил свой след в памяти. Например, Нарва. Думал, будет тихий северный городок, а оказалось, что там жизнь кипит не хуже, чем в Харькове. Люди там оказались невероятно гостеприимными, особенно когда узнали, что я в первый раз в их краях. Провели мне экскурсию по городу, рассказали о местных достопримечательностях. А уж как они готовили! До сих пор помню, как меня угощали местными блюдами — таких вкусных блюд я и не знал раньше.

А Мурманск — это вообще другая планета! Там-то я впервые и увидел северное сияние. Знаете, есть вещи, которые можно увидеть тысячи раз на картинках, но пока не увидишь своими глазами, не поймешь. Глядя на это природное чудо, я чувствовал себя таким маленьким, почти как муравей. И мороз там был лютый, но меня это только закалило. В любом случае, командировка в Мурманск оказалась не просто рабочей поездкой, а настоящим приключением.

А как-то раз забросило меня в поселок Чокурдак за полярным кругом. Добирался туда целую вечность: сначала самолетом до Москвы, потом с пересадкой в Домодедово, оттуда до Якутска, и наконец, грузовой АН-24, местных авиа линий — он меня и донес до конечного пункта назначения. Сидел я, значит, на тюках с посылками, посреди которых сиротливо затерялся мой портфель с инструментами, и думал: «Вот оно, настоящее испытание на прочность». И знаете что? Выдержал! Ведь командировке — это не просто работа, это еще и проверка на стойкость и умение выживать в любых условиях.

Конечно, не все было так сурово. Были и поездки по более привычным и близким городам, таким как Одесса или Рига. Одесса, например, стала моим любимым местом, куда я возвращался снова и снова. Чудесный город с особым южным колоритом, всегда радушный и немного хулиганский. А Рига запомнилась своей европейской архитектурой и уютными улочками — гулять по ней было одно удовольствие, особенно в теплые летние вечера.

И, конечно, нельзя не упомянуть сумасшедшую Москву, с ее ритмом жизни. Столица, как всегда, встречала суетой и вечной спешкой. Там не было времени на раскачку — только прибываешь, сразу в другой аэропорт. В Москве у меня было многие интересные моменты, но, я все-таки старался проскочить этот огромный город, в котором кипела жизнь.

Каждый город — это своя история, своя маленькая глава в большой книге моих командировок. И знаете, что самое главное? Вспоминая об этих поездках, я понимаю, что каждая из них чему-то меня научила, что-то оставила в душе. Каждая командировка, несмотря на трудности, была шагом вперед, расширяла горизонты и добавляла новых красок в мою жизнь.

Проехав множество городов страны, побывал в разных селениях, я часто задавал себе вопрос в каком городе, я бы хотел жить? Отвечу — мне нравился Ленинград, с его интеллигентностью, монументальностью улиц и проспектов. Мне он показался тихим, величественным, спокойным, каменным. В нем, куда не пойдешь, чувствуется дух Петра Первого.

Ни Октябрьский переворот, ни блокада города — этого не ощущается, а вот Петров дух, в каждом здании, проспекта, в каждой набережной и конечно в мостах через Неву. Он силен. Прекрасный город, но жить в нем, я бы не хотел. Город Минск, столица Белоруссии, меня удивил спокойствием и тишиной. Города Прибалтики, поразили, своей европейством. Все остальные места в которых, я побывал, не оставили впечатляющих воспоминаний. И только один город, в который я возвращался из командировок, тянул и ждал — это мой любимый город Харьков.

Потратив все деньги на переезды, перелеты и проживания в командировках, имея в кармане четыре копейки, приехавший одну или две остановки на поезде ЗАЙЦЕМ (без билета), выходя из поезда с мыслью, как бы добраться до 522 микрорайона. Самый быстрый и простой проезд — метро, но загвоздка в кармане только четыре копейки, а для проезда метро надо пятак. Автобус, тоже пятак, троллейбус, как раз четырекопейки хватает, но туда троллейбусы не ходят от вокзала. И тут меня осеняет — ведь ко мне домой как раз едет трамвай и останавливается аккурат напротив дома где я живу.  Не возможно передать словами какая радость меня охватила. Я вернулся в Харьков и могу спокойно проехать домой не оглядываясь на ревизоров.

В командировки обычно ездил один, а тут как то летом взял, в не большую повремени и расстоянию командировку, сына. В школе каникулы и что бы не торчать ему дома возле телевизора, чя взял его с собой.

Мы с ним на автобусе отправились два города УКРАИНЫ, первый Днепродзержинск, а второй Кривой рог. Из всей командировки запомнилось, что у меня кончились деньги в Кривом Рогу и мне нечем было кормить Женьку. С собой я всегда брал различные запчасти для нашей заводской продукции, на случай ремонта.

Когда я увидел и понял, что с деньгами проблема, надо было принимать радикальные меры и исправлять ситуацию, за себя я не волновался, а вот Женька был голодный. В мало известном городе, надо было срочно найти радио мастерскую и там попытаться продать запчасти и не факт что они нужны.

Пройдя, с ребенком Жеке было лет одиннадцать-двенадцат ь , полгорода в поисках мастерской. Тот кто бывал в Кривом Рогу, меня поймет — город расположен вдоль жили с железной рудой и занимает третье место в мире по длине. Его протяженность составляет 126 километров. Он является самым узким из всех протяженных городов мира.

В итоге я нашел радио мастерскую и продал детали. Пока искали, я немного трухнул, денег нет, я далека от Харькова и голодный ребенок со мной. Когда все решилось настало облегчение, сразу в кофе накормить ребенка и на вокзал, домой. Больше с собой, в командировку, сына я не брал.

Командировки жили жизни не давали расслабятся и приносили кое какой доход. Продажа запчастей это на раз покушать, заработок от ремонт левой радио аппаратуры был тольков городах Кавказа, но туда ездили избранные из нашей мастерской. И я нашел выход поправить свое материальность положение. Через мастерскую проходили уцененные магнитофоны, для поощрения работников завода. Эти магнитофоны заводчанам продавались за пол цены. А наша, радиомастеров, задача состояла эти магнитофоны восстанавливать до рабочего состояния.

Конечно, мы как, работники мастерской, имели доступ к этим уцененным магнитофонам и я начал для себя выкупать такие магнитофоны. Восстанавливал до продажного состояния и начал реализовывать через магазины. К примеры в торговой сети магнитофон стоил 139 руб., я платил в кассу завода 69,50 руб.

Собрав пяток аппаратов и на машине отвез в магазин ближе к границе Донецкой области. Та сдал в магазин по цене на 25 процентов ниже от продажной и продавец магазина доволен и мне не плохо. Но в итоге начальник мастерской просек мою коммерцию и начал на меня давить и угрожать увольнением со скандалом. Не дожидаясь развитие событий не в мою пользу, да и откровенно говоря надоели частые командировки. И я ушел.

Ушел в магазин Универмаг Московский на Салтовке. Проработав в универмаге три месяца, отдел нарвался на проверку,  выявили недостачу. Меня это не коснулось, ведь я недавно стал работать в магазине, но это заставило меня сильно задуматься и снова уволился. В поисках работы по специальности связанной с радиоэлектроникой.

Поиск меня привел на завод "Торгового оборудования" на участок электроники по обслуживанию ЭФМ (Электроно-Фактурная Машина). Но это отдельная тема.


Рецензии