Новая Басманная
В 1831 году дворяне Левашовы, супруги Николай Васильевич и Екатерина Гавриловна с четырьмя сыновьями: Анатолием, Валерием, Вячеславом, Николаем и двумя дочерями: Лидией и Эмилией, приобрели усадьбу на улице Новая Басманная у графини Е.И. Шуваловой.
Новые хозяева владение Шуваловой перестроили и превратили в большой усадебный дом с многочисленными хозяйственными постройками и двумя длинными флигелями. Относилась усадьба к приходу церкви Петра и Павла, построенной ещё по эскизам Петра Первого и соседствовала с садом М.П. Голицына (1), который тот передал городу для прогулок местных жителей.
За домом Левашовых тоже начинался великолепный парк с дорожками для прогулок и цветущими растениями. На скотном дворе был коровник на несколько дойных коров, конюшня на 20 лошадей, птичник. За всем этим богатством ухаживала многочисленная прислуга, которая жила на усадьбе со своими хозяевами. Порядка полсотни работников: садовников, скотников, конюхов, поваров, камергеров, нянек для детей, дворников, уборщиц, подавальщиц были родом из крепостных крестьян деревень Нижегородской губернии, где были имения Левашовых. Любимая няня маленькой дочки Эмилии Е.Е. Радзиевская станет незаменимой её помощницей и во взрослой жизни, а после смерти Екатерины Гавриловны, как пишет А.И. Дельвиг, «до самой своей смерти была второю матерью моей жены».
Перебравшись из Петербурга, Екатерине Гавриловне первое время пришлось привыкать к московским порядкам. Московское общество было в то время разнообразнее, но, в то же время, спокойнее и медлительнее петербургского. Зажиточные, независимые московские дворяне, которые жили вдали от столичного Двора, не искали здесь служебной карьеры, и не конкурировали за положение в свете.
Хозяйка усадьбы на Новой Басманной, закончив с обустройством, могла теперь осуществлять свою давнюю мечту: собирать у себя своих многочисленных друзей – литераторов и философов. Литературное творчество 19 века было неотделимо от домашних салонов, быта, дружеской аудитории, и поэтому вскоре после переезда, дом стал заполняться творческой публикой, гостями и многочисленными родственниками. Появилась возможность нанимать хороших учителей для подрастающих детишек, устраивать танцевальные и музыкальные вечера.
Будущий зять Левашовых А.И. Дельвиг так описывал хозяйку усадьбы на Новой Басманной: Екатерина Гавриловна Левашова «была очень образованная и умная женщина. Несмотря на женскую болезнь, которая заставляла её каждый месяц дней по десять лежать в постели, она всегда была ровного характера, умела занимать всех посещавших её и вести свою многочисленную прислугу в порядке, не употребляя ни крика, ни телесных наказаний, бывших тогда в общем употреблении».
О своём тесте Николае Васильевиче Левашове А. Дельвиг писал так:
«Муж ее, Николай Васильевич, был добрый человек, читал постоянно французские газеты или играл в шахматы, более молчал, и жена его умела делать так, что и он казался человеком образованным».
Однако, это далеко не исчерпывающая его характеристика. Герой войны 1812 года с Наполеоном, московский дворянин Н.В. Левашов уволился из армии в чине поручика. Не желая делать дальше военную карьеру, он поселился с супругой сначала в своём имении Богородское, где были свечной и водочный заводы, занимался лесосплавом и растениеводством. А потом стал осваивать и другие имения - деревни в Арзамасском, Ардатовском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии, став, таким образом, одним из крупнейших землевладельцев Марийского края. Зимой же Левашов с женой и детьми проводил время в Санкт-Петербурге, и вот теперь семья перебралась в Москву.
В то время, когда, городская душой, Екатерина Гавриловна уже царила в своём «новобасманном салоне», Николай Васильевич, просто, скучал в этой городской суете. С весны и до поздней осени он безвыездно проводил в своих помещичьих угодьях, а зимой семья и гости городской усадьбы обедали собранным крестьянами урожаем и природными дарами, привезёнными в Москву по первому санному пути. Волжскую стерлядь, икру и дичь крестьяне умели там так замораживать, что приготовленные из них блюда ничем не отличались от свежих.
НОВАЯ БАСМАННАЯ
Название московских улиц Старая и Новая Басманные происходят от района дворцовой Басманной слободы, где, по одной из версий, в старину селились царские пекари («басман» - дворцовый или казенный хлеб).
Существует также версия происхождения названия улицы, связанная с именем Фёдора Басманова – опричника и фаворита Ивана Грозного, который держал на этой улице свой двор. Он был одним из руководителей опричного войска вплоть до опалы и последующей гибели в 1571 году. По преданию, Фёдор Басманов был одиозной фигурой, который, чтобы показать свою преданность царю, убил родного отца Алексея Басманова. Историк Николай Карамзин так охарактеризовал эту личность: «Первый любимец Иоаннов кравчий Фёдор, прекрасный лицом, гнусный душою, без коего Иоанн не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в убийствах».
В XVII веке через Басманную слободу, что за Земляным валом, пролегала дорога из Кремля в сёла Преображенское и Измайлово, где находились царские загородные резиденции.
В период царствования Петра I появилась ещё одна параллельная дорога в село Преображенское, вдоль которой царь поселил иноземных офицеров своих полков. К 1730 году, во избежание путаницы, за дорогами – улицами, образовавшими в плане треугольник, закрепились названия Старая Басманная и Новая Басманная.
Новая Басманная улица начиналась у Земляного города (вала) и заканчивалась в селе Елохово, примыкавшего к Немецкой слободе, где со времён царя Алексея Михайловича было место для проживания всех иностранцев из Германии, Великобритании, Голландии, Дании, Франции, Швеции и других государств, называемых раньше немцами (т.е. немыми, не говорящими по-русски).
Царь и его приемники, тяготевшие к Немецкой слободе, начали часто бывать в этой части Москвы и возводить здесь свои дворцы. В течение XVIII века на Басманных улицах возникло множество усадеб вельмож и купцов. Между Старой и Новой Басманными был построен квартал, поделённый на 26 участков. По обе стороны улицы сносились прежние строения и возводились сомкнутые ряды домов «в линею».
В 1820-1830-е годы после пожара и разграбления наполеоновскими войсками Москва перестраивалась. Сгоревшая стихийная застройка с роскошными дворцами в стиле классицизм и близко расположенными друг к другу строениями уступала место плановой - с особняками в стиле «московский ампир». Этот архитектурный стиль нёс в себе образы военного триумфа и победы Российской империи в Отечественной войне 1812-го года, что выразилось в широком применении колонн, декоративных элементов с милитаристской античной тематикой: грифонами, конными скульптурными группами, массивными портиками и триумфальными арками.
КРАСНЫЕ ВОРОТА
На Земляном валу, там, где Новая Басманная улица брала своё начало, во времена Петра Первого возникла площадь, и в честь победы русских войск в Полтавской битве была возведена деревянная триумфальная арка.
По сохранившимся воспоминаниям, во время триумфального шествия на параде победителей в 1710 году, сквозь арку, тогда ещё выполненную из дерева, вдоль дороги собралась, казалось, вся Москва, съехались тысячи и тысячи гостей. Шествие под марш конного духового оркестра, колокольный церковный перезвон и пушечные залпы, возглавлял царь Пётр Первый в гвардейском мундире, с обнаженным палашом и шляпе, простреленной в Полтавском сражении. Рядом с ним ехали генерал-фельдмаршал князь А.Д. Меншиков и командир Преображенского полка князь В.В. Долгоруков. Народ ликовал, представители подносили Петру и его сподвижникам хлеб-соль, угощали воинов чарками, дарили подарки. Завершилось московское торжество в честь победы над шведами под Полтавой грандиозным застольем и великолепным фейерверком.
К приезду дворян Левашовых в Москву, триумфальные ворота несколько раз горели и перестраивались. Они уже застали их каменными, декорированные под красный мрамор, с лепниной, золотыми капителями, с портретом Елизаветы Петровны, бронзовыми гербами губерний Российской империи и восьмью статуями, олицетворяющими собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Венчала арку (ворота) бронзовая статуя трубящего ангела.
На площади Красных Ворот триумфальная арка стояла между домом генерала Ф.Н. Толля, в котором в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года родился МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ, и церковью Трех Святителей, где великого поэта крестили (2).
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.РОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ
"Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно..."
(М. Лермонтов. Из поэмы Сашка)
Слабую здоровьем восемнадцатилетнюю дочь Марью Михайловну Лермонтову в Москву загодя привезла мать Елизавета Арсеньева (Столыпина), чтобы при родах присутствовали лучшие доктора. Из своего пензенского имения Тарханы бабушка будущего известного поэта приехала в Первопрестольную с двумя девками, ключницей и кормилицей для будущего ребёнка. Родился мальчик, которого, вопреки традициям семьи отца Юрия Петровича Лермонтова, получил при крещении имя деда по матери, покойного мужа Елизаветы Арсеньевой - Михаил. И вообще, богатая и властная бабушка будет теперь всецело распоряжаться судьбой дочери, зятя и внука. А после смерти дочери, будет сама растить будущего поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, снова вернувшись в Тарханы.
В Москву М.Ю. Лермонтов вернётся лишь осенью 1830 года, чтобы поступить в Императорский Московский университет на отделение нравственных и политических наук. Но потом, окончательно найдя своё призвание в литературе, выберет для себя отделение словесное:
Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры:
О боге, о вселенной и о том,
Как пить: ром с чаем или голый ром…
( из поэмы «Сашка»)
Со своей бабушкой Елизаветой Арсеньевой Михаил Лермонтов поселится в одноэтажном особняке на Малой Молчановке. В это время родятся его шедевры: поэма «Исмаил-бей», драма «Странный человек», около двухсот лирических стихотворений, будет положено начало «Демона», «Черкесам» и др.
Рядом с ним в университете будут в те годы учиться посетители литературного салона Е.Г. Левашовой и «басманного философа» Чаадаева: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.В. Станкевич. Но их пути не пересекутся. Уже в 1832 году свободолюбивый и дерзкий юноша после ряда конфликтов с профессорами, покинет alma mater, став корнетом лейб-гвардии гусарского полка.
Однако, на Кавказе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и его другом Львом Сергеевичем Пушкиным встретится и будет приятельствовать житель усадьбы Левашовых и супруг дочери её хозяев Андрей Дельвиг. В то время, инженер А.И. Дельвиг будет на Кавказе в командировке, целью которой будет обследование местности для устройства переправы на р. Кубань для сообщения области Черноморских казаков с укреплениями на восточном берегу Чёрного моря. А Михаил Лермонтов и Лев Пушкин будут проходить там воинскую службу.
После гибели Александра Пушкина на дуэли в начале февраля 1837 года Лермонтов, знавший Дантеса, будет абсолютно уверен в намеренном убийстве ставшего неугодным властям поэта, и напишет знаменитое обличительное стихотворение «Смерть поэта».
В Москву он будет ещё приезжать в 1840 году, где на праздновании дня рождения Николая Гоголя у профессора и известного издателя Погодина состоится первое чтение «Мцыри»; в 1841 году, когда, остановившись в Петровском путевом дворце, будет мечтать посвятить себя литературному творчеству: «Ах, если б мне позволено было оставить службу, с каким бы удовольствием поселился бы я здесь навсегда». Но уже 27 июля 1841 года 26-летний гениальный поэт Михаил Лермонтов погибнет на дуэли от выстрела Николая Мартынова.
ЕЛОХОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР
На другом конце Новой Басманной улицы стоит красивейший Елоховский Богоявленский собор.
По преданию, на этом месте, в церкви Богоявления Господня, ещё крестили юродивого, московского чудотворца Василия Блаженного. Известно, что деревянную церковь подмосковного села Елохова заменили впервые на каменную в XVII веке при Петре Первом, который лично пожаловал кирпич на её строительство. А 8 июня 1799 г. здесь уже крестили будущего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Елоховский Богоявленский собор уникален ещё и тем, что несмотря на послереволюционные гонения на церковь, как чуждую коммунистической идеологии, здесь, благодаря активности прихожан, никогда не прерывалась служба, а колокола никогда не прекращали звонить. Даже когда большой колокол треснул, его заменили на колокол из Большого театра, отлитый в 1900 году.
После революции, в ноябре 1918 года собор был передан общине из 40 человек, а в 1927 году собору присвоили статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год в храме провели реставрационные работы живописи главного купола.
Но в 1929-м уже остро стал вопрос о передаче церковных помещений казарме на 350 военнослужащих; в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики; затем его неоднократно пытались то переоборудовать под кинотеатр, то - под музей редких книг, то закрыть из-за строительства метро…Но всё же, благодаря прихожанам и клирику, которые собрали в защиту собора около пяти тысяч подписей, почти разграбленный уже храм отстояли. Более того, с 1933 года здесь стали совершаться службы с участием высшего духовенства Русской Православной Церкви, а с 1938 года Елоховский храм стал патриаршим. На колокольне даже оставили один колокол, который, как и в прежние времена созывал москвичей на службы.
22 июня 1941 года после проведения литургии, правительство снова планировало закрыть храм, но решение не было исполнено, в связи с начавшейся в тот день войной с Германией.
Именно в эти тяжёлые для страны дни Елоховский Богоявленский собор станет неприкасаемой святыней даже для советских атеистов. Отсюда прозвучит проповедь - послание митрополита Сергия (Страгородского) «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором он будет призывать верующих встать на защиту Отечества, На протяжении всего хода Великой Отечественной войны в Богоявленском соборе будет идти сбор средств на нужды обороны.
Опасаясь, что Богоявленский собор и церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице фашисты в случае захвата Москвы, могут символично использовать для торжественного богослужения, их заминировали по распоряжению Государственного комитета обороны. Когда же врага отогнали от столицы, взрывчатые вещества и запалы изъяли и на колокольне храма установили пост Московской противовоздушной обороны.
С 1945 года Богоявленский собор в Елохове служил Патриаршей Всероссийской кафедрой. А после возрождения храма Христа Спасителя и перемещения главной кафедры туда, в Елоховском соборе находится Патриаршая кафедра Московская.
Стойкий и прекрасный Елоховский Богоявленский собор нашей столицы... Меняются поколения, идеология, нравы, власть, но по-прежнему, неизменными в русских людях остаются их духовные силы, символом которых служит этот храм.
А.С. ПУШКИН. РОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ
"Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!"
(А. Пушкин. Из романа
в стихах «Евгений Онегин»)
Пятнадцатью годами раньше рождения Михаила Лермонтова, 8 июня (по старому стилю) 1799 года в районе Немецкой слободы родился другой великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин . Родители новорожденного и все домашние были прихожанами Елоховского Богоявленского собора, поэтому, своего сына они тоже крестили здесь же.
Отставной майор Сергей Львович Пушкин и Надежда Осиповна ( урождённая Ганибал) являлись людьми образованными, очень интересовались литературой и искусством, их дом посещал цвет московской интеллигенции начала XIX века. Они всячески поощряли участие детей в домашних вечерах, брали их в гости к своим друзьям, обсуждавшим литературу и искусство, а позднее ходили в московские театры и на гуляния. Шести - семилетний любознательный Саша Пушкин уже делал попытки писать собственные стихи, а также разыгрывал пьесы перед старшей сестрой. В воспитании детей Пушкиных принимали участие бабушка, няни и гувернёры. Правда, его первые литературные опыты писаны были по-французски, к пониманию русской культуры он приходил во многом благодаря своей няне Арине Родионовне. Позднее русской грамоте и Закону Божьему детей Пушкиных учил хороший проповедник, законоучитель Мариинского института отец А. И. Беликов.
И всё же, самые тёплые отношения у Александра сложились с родным братом отца - дядей Василием Львовичем Пушкиным, остроумием, деликатностью, общительностью которого он особенно гордился. Василий Львович тоже питал к племяннику самые нежные чувства, рассказывал ему весёлые байки, читал свои стихи, сценарии к водевилям, делился философскими мыслями, знакомил с талантливыми людьми. Именно Василия Львовича А.С. Пушкин назовёт своим первым литературным наставником.
Позднее, П.А. Вяземский в своём очерке 1866 года «Допотопная или до пожарная Москва» так напишет об этом периоде жизни юного поэта: «Пушкин был также родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего, кроме благодати свыше, обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнью. Отец его Сергей Львович был в приятельских сношениях с Карамзиным и Дмитриевым и сам, по тогдашнему обычаю, получил если не ученое, то, по крайней мере, литературное образование. Дядя Александра, Василий Львович, сам был поэт или, пожалуй, любезный стихотворец… Вся эта обстановка должна была благотворно действовать на отрока».
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)В конце 18 века князь Михаил Голицын передал в общественное пользование часть своей усадьбы под городской парк. С годами парк расширялся за счёт других приусадебных участков и за ним закрепилось название «Публичный городской сад на Басманной». После революции он был переименован сначала в «Сад культуры и отдыха им. 1 мая», а в 1922 году - в «Сад культуры и отдыха им. Баумана». Под таким названием мы знаем его до сих пор.
(2)В 1927 году при перепланировки Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади, да станции метро(1935г.).
Сейчас на месте Красных ворот проезжая часть Садового кольца, на месте церкви Трёх Святителей – сквер напротив старого входа в метро «Красные ворота», а фундамент дома Ф.Н. Толя скрылся в подножье сталинской высотки (1952г.). О факте рождения великого русского поэта теперь здесь напоминает только 138-метровый памятник да памятная табличка на одном из фасадов расположенных рядом домов.
*
ДАЛЕЕ: гл.2 ПУШКИНЫ http://proza.ru/2025/09/28/952
ВЫ ЧИТАЕТЕ "СВЕТ И ТЕНИ МОСКОВСКОГО ФЛИГЕЛЯ" http://proza.ru/avtor/79379102895&book=24#24
Свидетельство о публикации №225032300949