Бандит
русского
языка и литературы.
Машу поразила новость, услышанная от подруги, о судьбе их одноклассника Коли.
- " Как? Стал бандитом?...Быть не может! Поверить не могу.."
- " Да! - рассказывала подруга Ирина. " И не просто бандитом, а каким-то начальником над ними, не знаю как у них эти должности называются."
Этот разговор между подругами произошёл тогда, когда Коли уже не стало. Он не дожил до пятидесяти лет. Машина подруга рассказала о том, как помогала Коле оформлять визу в Германию, куда он вёз на лечение свою больную жену. А через пару лет сам скончался от инсульта - сердце не выдержало.
Новость была горькой и погрузила Машу в печаль и воспоминания о школьных временах.
Познакомилась она с Колей в пятом классе, куда была переведена из другой школы и , в связи с переездом из другого города в северный городок "Мирный" Якутской АССР ( так тогда называлась республика в составе Советского Союза).
Весёлый, улыбчивый, кареглазый мальчишка, он сидел у окна за партой, стоящей за Машиной партой. Болтливостью не отличался, девочек не обижал, у мальчишек пользовался каким-то негласным авторитетом, но лидерство своё никому не демонстрировал, в чужие драки не лез, поскольку и надобности не было - сразу вмешивались учителя и усмиряли дерущихся.
Горечь этой новости о Коле не давала Маше покоя. Они не дружили в школе, не часто разговаривали, не докучали друг другу. Но чувствовалась между ними какая-то тихая симпатия, дружелюбие, основанное скорее на природной чувствительности обоих и глубочайшем уважении Маши к Коле возникшем в Машином сердце после одного события.
Любимая всем классом учительница русского языка и литературы - Александра Гавриловна, на уроке литературы, зачитывала вслух классу лучшие сочинения учеников на свободную тему ( какую - Маша сейчас уже и не помнила).
Лучшим Алексадра Гавриловна сочла сочинение Коли. И прочитала его вслух.
Маша отчётливо помнила этот случай, когда весь класс в полной тишине, слушал затаив дыхание удивительный рассказ, в котором даже не важно каким был сюжет, но была магия. Магия верного слова, точно передающего смысл написанного, магия удивительного открытия в себе и другом, когда ты с удивлением открываешь для себя правду о том, что человек, находящийся рядом с тобой вовсе не знаком тебе. Правду о том, что твои собственные определения и характеристики о нём ошибочны, и человек, находящийся рядом с тобой вдруг неожиданно открывается тебе с самой светлой, самой волшебной своей стороны.
Это была настоящая, подлинная литература, с большой буквы "Л"!
Коля оказался удивительно талантливым человеком.
Александра Гавриловна закончила читать сочинение, а в классе продолжала стоять тишина.
" Здорово!" - сказал кто-то негромко и класс зашумел, зашуршал, поддерживая высокую оценку.
Коля сидел, смущённо втянув голову в плечи и благодарно и стеснительно улыбался. Не привык к вниманию.
Александра Гавриловна установила тишину в классе и настойчиво произнесла:
" Николай, я очень рекомендую вам поступать в литературный институт по окончании учёбы в школе".
После восьмого класса Машу перевели в другой класс. И пришлось попрощаться с Александрой Гавриловной и учиться у другой учительницы русского языка и литературы - Зинаиды Ивановны. По человечески эти две женщины были абсолютно не похожи, но абсолютно походили друг на друга в любви к предмету который они преподавали. Зинаида Ивановна нравилась Маше своим восторженным отношением к классикам русской литературы, слушать её было интересно, она затевала дискуссии- обсуждения того или иного произведения и класс включался с энтузиазмом, думал, размышлял, спорил. Дети любили её не меньше чем любили Александру Гавриловну и с удовольствием ходили на её уроки.
Перевели же Машу после большого конфликта со своим классным руководителем по фамилии Ханжа.
Крепкая кряжистая брюнетка с копной густых медно-каштановых волос, уложенных в тугой узел на голове, что впрочем не спасало её образ от мужеподобия, поскольку Ханжа имела противный резкий голос, которым раздавала команды всем без разбора, походя скорее на ротного старшину в армии, нежели на учителя "женского полу", и имела крепкую "квадратную" фигуру без талии, крепкие ноги с накачанными икрами, силу которых она периодически показывала, демонстративно пиная какие-нибудь предметы. И у Ханжи была навязчивая идея. Она всех считала врагами Советской власти. Надо заметить, что Ханжу весь класс дружно ненавидел.
" Враги Советской власти! Американские наблюдатели! Я научу вас родину любить!" -орала Ханжа, собирая класс после уроков на " классный час" в своём кабинете.
"Классный час" мог продолжаться 2-3 часа и проголодавшиеся после пяти-шести уроков дети, по полтора-два часа выслушивали пустопорожние нотации и оскорбления от своей классной руководительницы.
Обычно перед "классным часом" она отправляла в буфет за пирожками самую тихую и послушную девочку, ставила на свой стол тарелку с пятью-шестью пирожками с печенью и смачно лопала их в паузах между оскорблениями и нотациями.
Да что там говорить, Ханжа любила поиздеваться над чужими детьми и жаждала признания и аплодисментов.
Кабинет немецкого языка, где преподавала Ханжа, был аккуратно обустроен её мужем: полочками,деревянными стендами, наглядными пособиями, картой ГДР. За обустройство кабинета немецкого языка Ханже присвоили звание "Заслуженного учителя" и написали о ней в местной газете.
После "повышения" Ханжа стала безцеремонно вламываться на уроки других преподавателей, чтобы сообщить своему классу, своим " врагам Советской власти" какую-нибудь неважную новость. Терпели все учителя. Кроме Александры Гавриловны.
" Вы мешаете мне вести урок. Покиньте класс."- спокойно произнесла Александра Гавриловна, повернувшись к вломившейся в кабинет без стука Ханже, повторив ещё раз то, что сказала, и, дождавшись когда Ханжа в ярости выскочит как ошпаренная из класса, громко хлопнув дверью, повернулась к классу и спокойно продолжила урок.
Александру Гавриловну тихо обожали.
За достоинство. За негромкий голос. За то, что никогда голос не повышала. За то, что обращалась к ученикам уважительно на "вы", за то, что могла прилюдно спокойно попросить прощения у ученика, если была неправа. За ласковую улыбку и олимпийское спокойствие.
Машу перевели в другой класс после следующих событий:
Во время очередного "классного часа", когда весь класс собрался в кабинете и ждал своего классного руководителя, задержавшегося в столовой, Маша шепнула на ухо подруге:
" Сейчас войдет и скажет " Ну что, враги Советской власти, заждались?". И когда Ханжа войдя в класс именно это и сказала, на Машу и её подружку Иру напал смех.
Ни с того, ни с сего - неудержимый хохот, в голос, до слез, с которым ничего невозможно было поделать.
Разумеется обе были изгнаны Ханжой вон из класса и потом в школу были приглашены на беседу родители девочек. Портфель Маши, стоявший на полу у парты, Ханжа принялась яростно пинать своими крепкими ногами в сторону двери, пока Маша не выхватила его из под ног почти у самой входной двери класса.
Надо сказать что родители прямо высказали свою критическую точку зрения на возникшую ситуацию, интересуясь у руководства школы, на каком таком основании после пяти-шести уроков весь класс загоняют на " классный час" на два-три часа, где " заслуженный учитель" демонстративно жрёт как свинья перед голодным классом и поливает детей оскорблениями. Притихшее руководство школы пообещало разобраться в ситуации и не придумало ничего лучше перевода Маши в другой класс, под начало другого классного руководителя - спокойной, строгой, справедливой женщины.
Новый класс был дружным, весёлым, дети давно знали друг друга, поскольку многие вместе ходили в городскую музыкалку, городскую спортшколу и другие городские детские организации, адаптироваться не пришлось, поскольку и там были знакомые друзья.
Но на уроки немецкого языка Маше приходилось идти в класс к Ханже, поскольку других учителей немецкого в школе не было.
На переменах она конечно болтала с подружками из бывшего класса и другими девчонками, которые обсуждали с ней свежие школьные новости.
Новости оказывались - " одна веселее другой".
-" Ханжа сегодня на классном часе рассказывала свой сон про тебя, Маш и Иру. Что вроде бы вы во сне ей нахамили, ей стало плохо и она упала в обморок. И Ира вроде спрашивает у тебя: "Умерла чтоли?", а ты, Маш, вроде пинаешь её ногой в бок и говоришь: " Да нет, дышит ещё!", представляешь? И сказала про тебя - " змеиная девчонка".
Маша вздохнула. " А я думаю, что у неё просто не все дома. И как она в учителя попала?"- ответила она. Это как? Нормально вообще: рассказывать ученикам свои дурацкие сны на собрании...Это педагогично разве? Настроение конечно было испорчено в предвкушении ещё двух лет учебы в девятом и десятом классах и вынужденного общения с Ханжой.
"И ещё новость"- продолжили девчонки, - " Колю выгоняют из школы, не переводят в девятый класс, переводят в "фазанку". Говорят Ханжа настояла на педсовете".
Маша помчалась домой к родителям.
" Вы должны, вы должны помочь! Коля талантливый, он четвёрочник, по "литре" твёрдая пятерка! У нас всех двоечников из всех классов перевели в девятый, почему Колю отправили в ПТУ, он хорошо учится! Почему такая несправедливость? За что его выгоняют?!"
Родители действительно пошли разбираться. В школу пошла мама, отец поговорил с директором по телефону. В результате, Колю всё равно перевели в ПТУ, причину родители Маше не стали объяснять и настойчиво уходили от разговоров на эту тему. Говорят за Колю боролась Александра Гавриловна, но тоже безуспешно.
Маша назначила Коле встречу на Ленинградском проспекте. Да, был такой в этом маленьком городке, который можно было обойти пешком весь за полдня. Именно - Ленинградский и именно - проспект. Самая длинная и широкая улица в центре города приводящая к площади со зданиями горкома и дома культуры.
Они долго гуляли по проспекту и долго разговаривали.
Коля был надломлен. Говорил коротко, обречённо. Рассказывал о том, что отец его простой работяга и у него нет никаких " полезных" связей. Работает один на двух работах, чтобы прокормить двоих детей ( у Коли была сестра) и тяжело больную жену. Что мама Коли, хорошая и добрая женщина много лет тяжело болеет, и Коля с сестрой стараются быть дома, чтобы ухаживать за ней. Что на "фазанку" есть квота, туда школа обязана после восьмого класса переводить некоторых учеников, что он вступился за кого-то и этого ему не простили, что отец ходил разбираться, но он не умеет договариваться и сам считает ПТУ нормальной школой жизни и поступление в институт вполне может состояться после окончания училища и службы в армии.
Но все равно несправедливость происходящего острой иглой саднила в Машином сердце ( ведь двоечников из всех классов перевели же в девятый!), и она в отчаянии не знала, не понимала, чем может помочь Коле, только печально выкрикивала, чуть не плача " Надо бороться! Надо бороться!".
Так они и расстались на Ленинградском проспекте, два пятнадцатилетних подростка, с горечью и печалью в сердцах и больше уже никогда не встречались. Колёса их жизней раскатились в разные стороны. Переезды, переходы, другие люди, другие заботы, и обстоятельства развели их навсегда. Но она всегда помнила о нём и мысленно желала ему счастливой судьбы и раскрытию в полной мере его литературного таланта.
Никогда не было влюблённости между ними, скорее была такая братско-сестринская любовь друг к другу, просто как к приятному и доброму другому человеку, какая-то нивидимая связь, объединяющая двух людей, способных понять и принять друг друга.
Через год после ухода Коли из школы дом Ханжи сгорел.
Вся школа собирала деньги учителю, пострадавшему от пожара, хотя были и другие пострадавшие жильцы: сгорел деревянный тридцатидвухквартирный дом. Жильцы успели выскочить на улицу, все остались живы. Всех пострадавших городская администрация переселила в новые квартиры в новых домах, но школа ещё долго сотрясалась от воплей Ханжи о " равнодушных американских наблюдателях и врагах советской власти", с которыми ей, страдалице, приходится иметь дело.
После поступления в институт, Маша ещё пару раз приходила на встречи одноклассников в школу. Коли там никогда не было. Потом родители Маши переехали в другой город, и только через тридцать лет Маша узнала о страшной и странной судьбе Коли. Больная мама. Больная жена. Как какая-то вредоносная программа, вросшая в судьбу семьи и не позволяющая ей развиваться счастливо и по человечески.
О судьбе Александры Гавриловны Маша так ничего и не узнала.
На иллюстрации - работа автора "Эдельвейсы", созданная с помощью нейронной сети.
Свидетельство о публикации №225032401044