Рукопись 9. Введение в статью

РУКОПИСЬ 9. ВВЕДЕНИЕ В СТАТЬЮ

Вчера мне захотелось обобщить то, что я смогла добыть в результате кропотливого труда в отношении Казанской ботанической школы профессора Михаила Васильевича Маркова. Я села за компьютер, но у меня не было достаточно энергии, чтобы всё держать под контролем из-за перенапряжений недели. И всё, что я успела впечатать исчезло. Сегодня я пришла на рабочее место в университет и решила написать научную статью для Ботанического журнала. У меня хватило времени только на введение. Мне нравится как у меня получилось! Возможно позже, после завершения рукописи, мной будут внесены некоторые правки, возможно нет. Время покажет. Работа над рукописью - творческий процесс и не всегда получается предугадать то, к чему в итоге доберёшься, а введение и итоги должны соответствовать друг другу. Основной текст раскрывает в полной мере замысел и даёт основание для подведения итогов - сплошная логика! Даже странно, что в студенческие годы учебный предмет "Логика" был один из отвратительных для меня. Возможно, с преподавателем было что-то не так? Не помню.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОЙ БОТАНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА МАРКОВА

ВВЕДЕНИЕ. 125-летие со дня рождения профессора ботаники Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина – повод для того, чтобы подытожить его научную деятельность. 23 ученика под его руководством смогли подготовить диссертационные работы и получить по результатам их защит в период 1940–1984 гг. учёную степень кандидат биологических наук. Выпускники разъехались по разным регионам нашей необъятной родины и там смогли заниматься научно-практической деятельностью, внося бесценный вклад в дело: 1) познания законов природы; 2) выявления запасов растительных ресурсов; 3) разработки мер по рациональному природопользованию; 4) подготовки высоко квалифицированных кадров для работы в образовательных учреждениях из системы среднего и высшего образования; 5) подготовки высоко квалифицированных кадров для работы в научно-исследовательских учреждениях в областях, связанных с науками о взаимоотношении человека с живой природой: ботаника, фитоценология, популяционная экология растений, промышленная дендрология, гидробиология, водная экология, агроэкология, экологическое право; 5) популяризации новых знаний о мире природы, о первооткрывателях природы и их предках, об особенностях экспедиционной и научно-исследовательской деятельности...

Цель – поднять престиж ботанической науки через произведения научного и научно-популярного литературного жанра учёных из Казанской ботанической научной школы.

Задачи:
1. Дать документально точные ответы на ряд вопросов: 1) каковы имена выпускников Казанской научной ботанической школы профессора Михаила Васильевича Маркова; 2) каковы темы диссертационных работ, выполненных под руководством профессора; 3) каковы имена выпускников научной школы, которые смогли получить учёную степень доктор биологических наук; 4) какова география регионов, связанных с научно-исследовательской деятельностью выпускников научной школы; 5) каковы тематические циклы и спектр распределения по ним произведений, опубликованных автором – Михаил Васильевич Марков?
2. Приставить перечень авторефератов выпускников Казанской научной ботанической школы профессора Михаила Васильевича Маркова:
3. Представить перечень литературных произведений, написанных автором статьи в отношении вышеперечисленных персон, на Российском литературном портале Проза.ру.

Кропотливый труд с 2022 по 2024 гг., связанный с поиском и изучением исторических документов при участии профессора Михаила Витальевича Маркова – внука выдающегося деда, некоторых выпускников научной школы и их учеников – моих современников из разных регионов России – это то, что позволило через историческую реконструкцию восстановить биографию Михаила Васильевича Маркова и его предков, а также воспроизвести один из важнейших этапов процесса развития Казанской научной ботанической школы.

Сочинение литературных произведений в стиле реализм в жанре, преимущественно, научно-популярная проза о ботаниках из Казанского университета, их предках, их коллег – это то, чем я занимаюсь с 2021 по 2025 гг. В настоящее время написаны и размещены на авторской странице "Светлана Федорова-Роблес" на сайте Российского литературного портала Проза.ру, те произведения, которые занесены в табл. 1. Каждое из произведений имеет зарегистрированное авторское свидетельство на моё имя. Все они ждут очереди на то, чтобы быть представленными книжных сериях с богатым иллюстративным материалом: "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета", "Наследие ботаников Казанского университета". Пока издательств, заинтересованных в этих книжных проектах нет, но всегда можно воспользоваться самиздатом с форматом издания "Печать на заказ" и оформлением электронной книги с опубликованием её на сайтах электронной библиотеки Казанского (Приволжского) федерального университета и ИСТИНА. Такой опыт издания и популяризации знания у меня есть (Heritage of botanists.., 2021 а,-2021 в, 2021 с, Fedorova, 2024, Fedorova, Fedorova. 2023, 2024).

Публикация произведений в литературных альманахах Российского союза писателей – это то, что способствует в определённой степени пропаганде знаний о первооткрывателях природы нашего отечества и оценке значимости результатов их трудов среди широких масс населения. И такой опыт в отношении 21-го произведения, в том числе и о выпускнике Казанской ботанической школы профессора М. В. Маркова – Евгении Леонидовиче Любарском, у меня также есть (Fedorova-Robles, 2024а, 2024 б, 2025 a – 2025 с).

Светлана Федорова, Казань, 24 марта 2025 г.


Рецензии